Цели:
- Совершенствование умения определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах, обобщение знаний о склонении имён существительных, составление словесной картины о зиме, формирование умения выражать свои мысленные представления и впечатления в рисунке.
- Развивать творческое воображение и эмоциональное восприятие учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе Оборудование (для учителя) рамка для картины, карточки со словами, загадки, карточки с текстами о зиме, (для учащихся) краски, листы голубой бумаги, кисточки.
Карточки со словами в “картине” появляются по ходу урока. В начале урока рамка пуста.
Ход урока
1. Мотивация. Целеполагание.
- Наш урок необычен, потому что в нём будут сочетаться два предмета русский язык и изобразительное искусство. Мы будем обобщать знания о склонениях имён существительных. Нам надо быть очень внимательными, чтобы позднее изобразить на бумаге то о чём мы будем говорить на уроке. Ну, а что мы изобразим, и какому времени года будет посвящён наш урок, вы узнаете, отгадав загадку
Я антоним к слову “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима).
2. Вступительная беседа
- Так о каком времени года мы будем говорить? (О зиме).
- Так как у нас урок русского языка и изобразительного искусства, я для образца принесла вам картину. Рассмотрите её. (На доске пустая рамка. )
- Чему вы удивляетесь (на ней ничего не изображено)
- А моя картина волшебная. На ней будут появляться пояснения - изображения по мере того, как мы будем выполнять задания.
- Ну, что ж приступим.
3. Повторение о типах склонения имён существительных.
- Итак, первое задание. Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.
Хорошо, это мы прояснили, а то, что нарисовано в углу – догадайтесь, отгадав загадку
Кто-то утром не спеша надувает красный шар.
А как выпустит из рук – станет вдруг светло вокруг. (Солнце. )
- К какому склонению относится это слово? Почему?
- А каким бывает зимнее солнце? (Яркое, тусклое, желтое, красное, низкое, холодное. )
(Все слова записать под карточкой “солнце” в рамке на доске. )
4. Упражнение в распознавании склонения имён существительных. - Молодцы! Переходим к следующему заданию. С помощью него мы узнаем, что осветило солнце. Я продиктую слова, а вы запишите их в три столбика по склонениям, выделяя окончания и определяя род:
Декабрь (2, м. р. ), берёза (1, ж. р. ), мороз (2, м. р. ), вьюга (1, ж. р. ), буран (2, м. р. ), позёмка (1, ж. р. ), ночь (3, ж. р. ), иней (2, м. р. ), изморозь (3, ж. р. ), зима (1, ж. р. ), роспись (3, ж. р. ), бахрома (1, ж. р. ), метель (3, ж. р. ).
- Найдите слова–синонимы. ( Буран, вьюга, метель. )
- К каким склонениям они относятся? Почему вы так решили?
- А солнышко-то осветило нам “облака”. (Карточка со словом на доске. )
- Какого склонения это слово? Как узнали?
- Интересно, а какие они - зимние облака? (Пушистые, ватные, тяжёлые. )
- От чего же они такие тяжёлые? Чем заполнены? (Ответы детей. )
Подсказка:
Что за звёздочки такие на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь, вода в руке. (Снежинки. )
И ещё одна карточка-“картинка” на доске
- К какому склонению относится слово “снежинки”?
- Вы уже знаете, какими они бывают? (Сквозными, вырезными, лёгкими, воздушными, искристыми, белыми, пушистыми. )
5. Подбор однокоренных слов.
- От какого слова образовалось слово “снежинки”? (Снег. )
- Запишите его. Какого склонения это слово? Подберите однокоренные слова к слову “снег”. Запишите их. Разберите слова по составу. (Работа выполняется коллективно. )
(Снег (2с) – снежный, снежинка, снегурочка, снегопад, снегирь, снеговик)
- Какое из этих слов является проверочным?
- Молодцы! А теперь опишите снег. (Мягкий, пушистый, белый, серебристый. )
6. Исправление деформированного текста.
- А это задание позволит раскрыть нам две картинки.
- Самостоятельно спишите текст, раскрывая скобки и изменяя где нужно слова. Определите падеж и склонение существительных.
(Текст на доске. )
В (декабрь), в (декабрь)
Все (дерево) в (серебро).
Нашу (речка) словно в (сказка)
За (ночь) вымостил (мороз).
Обновил (коньки), (салазки),
(Ёлка) из (лес) привёз.
(С. Маршак. )
- У кого какое стихотворение получилось? О чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей. На доске появляется карточка со словом “река”) А почему река зимой стоит? (Покрыта льдом) и какая же она изо льда стала? (Прозрачная, искристая, неподвижная, стеклянная)
- А еще о чем говорится в стихотворении? (О лесе. На доске карточка со словом “лес”) Зимний лес, каков он? (В снегу, в инее, в белоснежных шапочках, шубках, варежках)
- Ну вот, и картина почти готова. Ее осталось изобразить в красках. Надеюсь, вы мне поможете? Тогда принимайтесь за дело! Вы можете дополнить картину.
7. Самостоятельная работа – рисование пейзажа.
8. Итог урока.
Выставка работ.
- Вот теперь картина действительно готова. Разве она не прекрасна? Оказывается, русский язык помогает изображать красками зиму. Спасибо за урок.