Урок русского языка в 4-м классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном.

2) Развитие орфографических навыков.

3) Развитие навыков самоконтроля.

4) Развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологические упражнения. – “Точки мозга”, “Ленивые восьмёрки”.

2. Вызов. Подведение к теме урока.

- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
Да, это прилагательное.

Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер:

2 ученика - на доске, используя ключевые слова, все остальные на индивидуальных досках.

(После составления уч-ся у доски рассказывают всё о прилагательном).

- Сравните свой кластер с тем, что на доске:

- Есть ли у вас какие-то недочёты? Кто-то из вас что-то упустил?

3. Формулирование темы и целей урока.

Итак, теперь вы сможете назвать тему нашего урока: (Называют, открываю на доске название темы, читаем).

- Как вы понимаете “обобщение”? Что мы должны сделать сегодня на уроке? Сформулируйте цели урока.

(Повторить, закрепить, расширить и систематизировать знания об имени прилагательном).

4. Практические упражнения для закрепления.

- Мы повторили теоретические знания о прилагательном, теперь выполним практические упражнения, чтобы закрепить орфографические умения.

1) Словарная работа: “Угадай существительное”.

По предложенным именам прилагательным – признакам угадайте имя существительное – предмет, с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите сущ. , обозначьте орфограмму: (1 ученик работает на индивидуальной доске):

(На доску вывешиваю карточки с именами прилагательными):

а) Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)

б) Сладкий, яблочный, горячий …(пирог),

в) Вкусное, парное, коровье …(молоко),

г) Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …(корабль),

д) Ежедневная, свежая, интересная …(газета).

- Какой ряд прилагательных отличается от всех остальных, почему?

(Быстроходный, белоснежный, двухпарусный, т. к. это сложные слова, состоящие из двух корней. )

Сверяем написанные слова с записью на индивидуальной доске.

2) -В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Найдите и обведите овалом эти слова. (Ученик ,работающий на индивидуальной доске, также выделяет слова. )

3) -А теперь составьте и запишите словосочетания с этими словами, добавив подходящие по смыслу прилагательные, обозначьте род прилагательных, выделите окончания.

(Ещё один уч-ся записывает словосочетания на индивидуальной доске)

После выполнения ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания.

Ученик, выполнявший задание на доске, выставляет доску.

Ему задаю вопрос: - Как проверить безударное окончание прилагательного?

- В каких словосочетаниях ты это использовал?

(Зоркое око – какое? Липовая кора – какая?)

- У всех ли прилагательных можно окончание проверить вопросом?

(У прилагательных мужского рода в Именительном падеже – нельзя. Их надо запомнить. )

- В каком ещё случае написание окончания надо запоминать?

(Вывешиваю таблицу с окончаниями – ого; -его)

4) Прочитайте, записанные на доске словосочетания:

(Не найти) общего языка;

(Человека) острого на язык;

- Как называются такие выражения? (Фразеологические, крылатые)

- Что означают эти фразеологизмы?

Предлагаю составить и записать предложение с этими выражениями.

Кому сложно придумать предложение, запишите эти словосочетания и сделайте морфологический разбор прилагательных.

(Один ученик выполняет разбор на доске. По окончании уч-ся сверяют свои записи. Предложения читают 2-3 ученика).

Домашнее задание: Дома найдите 3 крылатых выражения или пословицы, в которых встречаются имена прилагательные, запишите их. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного.

5. Музыкальная физминутка.

Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку. Постарайтесь представить картину, которую передаёт музыка.

- А теперь запишите:

1 уровень – прилагательные – передающие настроение музыкальной зарисовки;

2 уровень – словосочетания, которые могли бы использовать для описания увиденной картины;

3 уровень – запишите 2-3 предложения о том, что вам представилось при слушании музыки.

- Проверка: чтение записей (3 ученика из разных уровней).

6. Рефлексия. Тест.

Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы умеете применять свои знания о прилагательном, выполнив небольшой тест (Приложение №1).

(Ученики в течение 8 – 10 минут выполняют тест на отдельных листах).

7. Самоконтроль.

Возьмите карточки с правильными ответами – эталоном (Приложение №2) выполнения задания и проверьте, всё ли так выполнено у тебя.

По ходу проверки работайте с таблицей и памяткой (Приложение №3), которая вам поможет определить, какую ошибку ты допустил и почему. Отметьте в таблице свои ошибки и по памятке исправьте их.

Двое учеников: один, выполняющий работу над ошибками, другой – консультант-помощник, работают на индивидуальной доске.

После окончания работы уч-ся рассказывают, какие ошибки были допущены.

8. Подведение итога урока:

Как вы считаете, выполнили вы поставленные цели?

Что было на ваш взгляд удачным? Что не совсем получилось?

Какую оценку себе поставили бы?