Цели урока:
1) Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном.
2) Развитие орфографических навыков.
3) Развитие навыков самоконтроля.
4) Развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологические упражнения. – “Точки мозга”, “Ленивые восьмёрки”.
2. Вызов. Подведение к теме урока.
- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
Да, это прилагательное.
Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер:
2 ученика - на доске, используя ключевые слова, все остальные на индивидуальных досках.
(После составления уч-ся у доски рассказывают всё о прилагательном).
- Сравните свой кластер с тем, что на доске:
- Есть ли у вас какие-то недочёты? Кто-то из вас что-то упустил?
3. Формулирование темы и целей урока.
Итак, теперь вы сможете назвать тему нашего урока: (Называют, открываю на доске название темы, читаем).
- Как вы понимаете “обобщение”? Что мы должны сделать сегодня на уроке? Сформулируйте цели урока.
(Повторить, закрепить, расширить и систематизировать знания об имени прилагательном).
4. Практические упражнения для закрепления.
- Мы повторили теоретические знания о прилагательном, теперь выполним практические упражнения, чтобы закрепить орфографические умения.
1) Словарная работа: “Угадай существительное”.
По предложенным именам прилагательным – признакам угадайте имя существительное – предмет, с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите сущ. , обозначьте орфограмму: (1 ученик работает на индивидуальной доске):
(На доску вывешиваю карточки с именами прилагательными):
а) Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
б) Сладкий, яблочный, горячий …(пирог),
в) Вкусное, парное, коровье …(молоко),
г) Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …(корабль),
д) Ежедневная, свежая, интересная …(газета).
- Какой ряд прилагательных отличается от всех остальных, почему?
(Быстроходный, белоснежный, двухпарусный, т. к. это сложные слова, состоящие из двух корней. )
Сверяем написанные слова с записью на индивидуальной доске.
2) -В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Найдите и обведите овалом эти слова. (Ученик ,работающий на индивидуальной доске, также выделяет слова. )
3) -А теперь составьте и запишите словосочетания с этими словами, добавив подходящие по смыслу прилагательные, обозначьте род прилагательных, выделите окончания.
(Ещё один уч-ся записывает словосочетания на индивидуальной доске)
После выполнения ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания.
Ученик, выполнявший задание на доске, выставляет доску.
Ему задаю вопрос: - Как проверить безударное окончание прилагательного?
- В каких словосочетаниях ты это использовал?
(Зоркое око – какое? Липовая кора – какая?)
- У всех ли прилагательных можно окончание проверить вопросом?
(У прилагательных мужского рода в Именительном падеже – нельзя. Их надо запомнить. )
- В каком ещё случае написание окончания надо запоминать?
(Вывешиваю таблицу с окончаниями – ого; -его)
4) Прочитайте, записанные на доске словосочетания:
(Не найти) общего языка;
(Человека) острого на язык;
- Как называются такие выражения? (Фразеологические, крылатые)
- Что означают эти фразеологизмы?
Предлагаю составить и записать предложение с этими выражениями.
Кому сложно придумать предложение, запишите эти словосочетания и сделайте морфологический разбор прилагательных.
(Один ученик выполняет разбор на доске. По окончании уч-ся сверяют свои записи. Предложения читают 2-3 ученика).
Домашнее задание: Дома найдите 3 крылатых выражения или пословицы, в которых встречаются имена прилагательные, запишите их. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного.
5. Музыкальная физминутка.
Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку. Постарайтесь представить картину, которую передаёт музыка.
- А теперь запишите:
1 уровень – прилагательные – передающие настроение музыкальной зарисовки;
2 уровень – словосочетания, которые могли бы использовать для описания увиденной картины;
3 уровень – запишите 2-3 предложения о том, что вам представилось при слушании музыки.
- Проверка: чтение записей (3 ученика из разных уровней).
6. Рефлексия. Тест.
Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы умеете применять свои знания о прилагательном, выполнив небольшой тест (Приложение №1).
(Ученики в течение 8 – 10 минут выполняют тест на отдельных листах).
7. Самоконтроль.
Возьмите карточки с правильными ответами – эталоном (Приложение №2) выполнения задания и проверьте, всё ли так выполнено у тебя.
По ходу проверки работайте с таблицей и памяткой (Приложение №3), которая вам поможет определить, какую ошибку ты допустил и почему. Отметьте в таблице свои ошибки и по памятке исправьте их.
Двое учеников: один, выполняющий работу над ошибками, другой – консультант-помощник, работают на индивидуальной доске.
После окончания работы уч-ся рассказывают, какие ошибки были допущены.
8. Подведение итога урока:
Как вы считаете, выполнили вы поставленные цели?
Что было на ваш взгляд удачным? Что не совсем получилось?
Какую оценку себе поставили бы?