Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций

Разделы: Администрирование школы


“Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.

Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.

Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий между:

- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;

- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность;

Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека, которая по утверждению К.Д.Ушинского проявляется в патриотических чувствах. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданско-патриотического воспитания в школе вооружает подрастающее поколение знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.

Наше многогранное, быстро развивающееся общество дети воспринимают через призму взрослого, опытного человека, следовательно, на плечи взрослого и учителя в частности, ложится основная задача – (через обучение, воспитание и просто общение), правильно подготовить учащихся к условиям проживания в многонациональном регионе. Современный учитель, являясь связующим звеном между подрастающим поколением и постоянно меняющейся действительностью, одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Деятельность современного учителя полифункциональна, выходит за пределы учебного заведения, формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом. В этом процессе велика роль общей культуры учителя, его умений использовать в своей деятельности особенности подлинно - народной многонациональной культуры, культурно-исторических традиций региона, уникальные ресурсы многостороннего развития личности участников педагогического процесса.

Обращение к региональному компоненту на уроках природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы, его разумно организованное изучение является мощным средством развития и гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи. Оно не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. На занятиях школьники знакомятся с социально-экономическим положением Омской области, традиционными сибирскими праздниками и обрядами, видами декоративно-прикладного искусства, семейными традициями. На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это театр мод “Вольный стиль”, танцевальный коллектив “Успех”, вокальная студия “Мелодия”, кружки “Юный столяр” и “Рукодельники”, спортивная секция.

Классный руководитель координирует деятельность детского коллектива и организует совместно с активом класса реализацию годового плана общешкольных мероприятий, экскурсионную работу по старинным русским городам, святым местам, знакомит с памятниками культуры, искусства и быта Омской области.

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Таких как “Солдатский витамин”, “Подарок воину” (в рамках долговременной акции Витязи России), “Весенняя неделя добра”, “Танцы народов мира”, “Масленица” и др. У школьников отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей.

Список литературы.

1. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003. – 204 с.

2 .Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ, 2002.- № 6 – с.20-24.

3. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно – исторических традиций. Диссертация к.п.н.: Ставрополь, 2003. – 180 с.

4.Ушинский К.Д. Собр. сочинен., в 10 т. М.-Л., 1952, с.182.