ЦЕЛИ:
Образовательные:
- дать знания о многообразии профессий и их важности;
- знать те качества, которые важны людям любых профессий.
Развивающие:
- развивать способности понимать окружающий тебя мир и людей, необходимость быть здоровым телом и душой;
- побудить ребенка к саморазвитию через самоанализ.
Воспитательные:
- важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться;
- убедить учащихся в том, что думал о своей будущей профессии, важно представить, как профессиональнее умения связаны с личностными качествами человека и теми целями, которые человек ставит в своей жизни.
Мотивирующие:
- стимулировать желание ребенка понимать не только собственные состояний, переживания, но и состояния всего, что его окружает в жизни, стремится почувствовать взаимосвязь всего существующего, хотеть этого.
Оборудование: карточки с рисунками профессий каждому ученику с вопросами, 3 портфеля министрам, карточки с названиями профессий.
СТРУКТУРА УРОКА
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Учитель: Мы с вами незнакомы, и прежде чем провести урок, я хочу вам немного рассказать о себе, а потом познакомиться с теми из вас, кто этого захочет.
Зовут меня Елена Александровна (пишу на доске), про себя я знаю, что я любознательная. Это значит, что я хочу, как можно больше обо всем знать, что меня окружает в мире и о себе тоже. Я люблю учиться сама, и мне хочется, чтобы все дети любили учиться.
ВОПРОС: Как вы думаете, для чего мне хочется знать обо всем как можно больше?
Ответы детей. '
ОТВЕТ УЧИТЕЛЯ: Если я знаю много о другом человеке, я могу понять, когда ему потребуется моя помощь и предложу ее, не буду ждать , когда он меня попросит. Я очень хочу, чтобы все были счастливы и сама хочу быть счастливой.
Учитель: Кто из вас знает, что ему нужно, чтобы быть счастливым?
Ответы детей.
ОТВЕТ УЧИТЕЛЯ: Чтобы учиться самой и работать учителем, чтобы помогать другим людям, понимать их, мне нужно много сил, мне нужно быть здоровой. Больной человек сам нуждается в помощи. А силы мне дают растения: пшеница, рожь, овес, овощи, фрукты. А они в свою очередь впитывают силы земли. Земля тоже должна быть здоровой, чтобы делиться с нами своими силами.
Люди часто забывают о здоровье земли и от этого болеют сами.
2. Подготовка к восприятию темы.
Учитель: В тяжелые, послевоенные годы, в середине прошлого века, когда людям не хватало жилья, многие дома, недалеко от вашей школы, архитекторы и строители построили на месте, где раньше были водоемы. Вода речек заполняет теперь подвалы этих домов. В них разводится много комаров. Они беспокоят людей и днем и ночью. Люди плохо спят, не отдыхают, начинают болеть. Кто виноват? Комары?
Дети: Нет, скорее люди, которые не подумали о Земле и ее реках, о людях.
ВЫВОД: ВОТ И ПОЛУЧАЕТСЯ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЧАСТЛИВОЙ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЬЮ ЖИТЬ, НАДО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ ВСЕГО, ЧТО ОКРУЖАЕТ НАС, И ЗАБОТИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ.
Учитель: Я сейчас начну предложение, а вы попытайтесь его закончить: "Для того, чтобы счастливой здоровой жизнью жить, надо . . . . "
Дети: уметь понимать не только людей, которые живут рядом с нами, но и животных, растения, Землю, на которой мы живем.
Учитель говорит и показывает на колонку на доске.
Учитель: Я рассказала вам кто я, какая я, чего я хочу, и поэтому я выбрала профессию учителя.
На доске:
КТО Я? КАКАЯ Я? ЧЕГО Я ХОЧУ? ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ? Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ. |
Елена Александровна. Любознательная. Быть счастливой, здоровой, много знать. Учить, понимать, помогать. Учитель. |
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.
Учитель: А кто из вас уже знает, кем он хочет стать, когда вырастет?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о профессиях, но не только о том, кем бы вы хотели быть, но и какими и для чего вы будете, повзрослев, трудиться. Кто хочет о себе так же написать на доске?
Пока дети пишут на доске, провожу работу ИГРУ "УГАДАЙ КТО"
Учитель: Посмотрите вокруг себя. Рассмотрите рисунки в классе. Вы знаете названия этих профессий? Сейчас проверим. Я буду произносить фразы соответствующим тоном, а вы должны угадать обладатель какой профессии это говорит, назвать эту профессию и показать ее движением головы (дети встают, кладут руки за спину).
СЕНСОРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Откройте рот и скажите: "Аа". (Врач)
Мороженое, сливочное, шоколадное. (Продавец)
Тема сегодняшнего урока "Все профессии важны". (Учитель)
Равняйтесь, смирно? (военный)
Как вас постричь? (парикмахер)
Что надо уметь делать людям всех профессий?
Дети делают вывод: ЛЮДЯМ ВСЕХ ПРОФЕССИЙ НАДО УМЕТЬ: ПОНИМАТЬ, ПОМОГАТЬ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
Учитель: Далее посмотрим на доску (анализ работы детей).
Я вас не так хорошо знаю, как bы знаете друг друга. Может кто-то из вас думает, что человек не точно подобрал слова для своей характеристики. Он написал что он, прежде всего смелый. А какие еще хорошие качества есть в нем? (аккуратный, внимательный) Получается, что ты думаешь о себе одно, знаешь одно. Твой друг думает о тебе по-другому. Он видит тебя со стороны и замечает то, что ты сам не замечаешь. Но у каждого из нас есть нехорошие качества. Поэтому не надо обижаться, если тебе что-то не нравится в том, что о тебе думают. А надо просто постараться понять и узнать себя получше.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: ЧЕЛОВЕК УЗНАЕТ И ПОНИМАЕТ, КАКОЙ ОН, ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. ЭТО НЕЛЕГКО. ПОЭТОМУ НАМ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Понять другого человека можно, делая с ним одно общее дело.
Сегодня мы прочитаем с вами рассказ о людях разных профессий, которые заняты одним делом. Откройте учебники. Читать буду я, а вам надо внимательно его послушать, а когда я закончу читать, вам нужно будет назвать все профессии, о которых вы узнаете из этого рассказа, и понять, какая из них самая важная. Учитель читает рассказ.
Учитель: А кому еще захотелось поклониться вместе с бабушкой? Встаньте и поклонитесь.
О каких профессиях вы узнали?
Дети: Первая профессия - пекарь.
Учитель: Что должен уметь делать пекарь? Найдите в тексте и зачитайте. Назовите главное умение.
Дети: Печь.
Вторая профессия - мукомол
Что должен уметь делать мукомол?
Дети: Мукомол - молоть.
(Комбайнер – собирать, тракторист - пахать, рыхлить, сеять, шоферу - водить, железнодорожник - привозить).
Учитель: Что подскажет трактористу агроном? Зачитайте,
Как вы думаете” почему он может помочь трактористам?
Дети: Потому что он понимает Землю и много знает о ней.
Учитель: Что сказала бабушка? Кто сделал хлеб?
Какая профессия самая важная?
ДЕТИ: ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (вывешиваю на доске).
Учитель: Так кому же поклон за хлеб?
Дети: Всем людям, которые растят хлеб.
Учитель: Поклон - знак благодарности.
А коснуться рукой земли - значит, и поблагодарить нашу Землю.
Кто хочет поклониться всем тем, кто для нас делает хлеб?
Может поклониться вместе со мной. Спасибо (показ учителя).
4. Закрепление материала.
Учитель: Большое хозяйство нужно вести, чтобы вырастить хлеб.
А как по-научному называется хозяйство страны?
Дети : Экономика.
Пальминг. (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)
Учитель: Закройте глаза ладошками и вспомните составные части экономики.
Дети: Сельское хозяйство, транспорт, торговля, промышленность, строительство.
Учитель: В каждой части экономики есть главный руководитель-министр.
Кто из вас желает сыграть роль министра сельского хозяйства? Транспорта? Промышленности?
Дети выходят и получают портфели министров.
Учитель: Вот вам портфели министров. В каждом портфеле лежат карточки с названием профессий, о которых мы читали на уроке.
Выберите те профессии, которые относятся к сельскому хозяйству, транспорту и промышленности.
Люди, каких профессий будут у тебя трудиться?
5. Физминутка. Пока работают ребята, покажите, какие движения должен уметь делать водитель, когда ведет машину.
Какие движения должен уметь делать пекарь, чтобы замесить тесто?
ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".
А теперь посмотрим, как справились министры с работой.
Учитель: Чтобы ты пожелал людям, этих профессий?
Что они должны уметь делать?
Дети: Понимать и помогать другим людям.
Учитель: Почему профессия шофер есть в каждой части экономики?
Дети: ВЫВОД; ВСЕ ЧАСТИ ЭКОНОМИКИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.
Учитель оценивает работу детей.
Учитель: А кто-нибудь из вас выбрал профессии пекаря, мукомола?
Если никто на Земле не выберет эти профессии, будет ли хлеб на столе?
Дети: Нет.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: ВЫ НЕ ВЫБРАЛИ ЭТИ ПРОФЕССИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ПОТОМУ, ЧТО ПОКА МАЛО О НИХ ЗНАЕТЕ. А, МОЖЕТ, ПОКА ЕЩЕ МАЛО ЗНАЕТЕ О СЕБЕ.
6. Домашнее задание: У вас на столе лежат” карточки с предметами профессий. Отгадайте эту профессию и дома расскажите о ней как можно интереснее. Назови предметы, и отгадайте, к какой профессии они относятся.
Итог урока : Что должны уметь делать люди всех профессий?
ОТВЕТ: Люди всех профессий должны понимать людей, растения, животных, Землю и помогать им.
7. Рефлексия:
Учитель: На обратной стороне карточки написаны два незаконченных предложения и один вопрос.
Сегодня на уроке я понял, что . . . .
Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .
Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)
Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих задания. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.
Учитель: Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке. У каждого из вас своя судьба, и желаю вам, чтобы каждый из вас научился понимать не только людей, которые живут рядом с вами, но и животных, растения, Землю, на которой мы живем!
Эти умения подходят к людям разных профессий и этому можно учиться уже сейчас, даже если вы пока не знаете, кем будете, когда вырастите.
Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.
Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.
Спасибо за урок.