"Все профессии важны". Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

Образовательные:

  • дать знания о многообразии профессий и их важности;
  • знать те качества, которые важны людям любых профессий.

Развивающие:

  • развивать способности понимать окружающий тебя мир и людей, необходимость быть здоровым телом и душой;
  • побудить ребенка к саморазвитию через самоанализ.

Воспитательные:

  • важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться;
  • убедить учащихся в том, что думал о своей будущей  профессии, важно представить, как профессиональнее умения связаны с личностными качествами человека и теми целями, которые человек ставит в своей жизни.

Мотивирующие:

  • стимулировать желание ребенка понимать не только собственные состояний, переживания, но и состояния всего, что его окружает в жизни, стремится почувствовать взаимосвязь всего существующего, хотеть этого.

Оборудование: карточки с рисунками профессий каждому ученику с вопросами, 3 портфеля министрам, карточки с названиями профессий.

СТРУКТУРА УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

Учитель: Мы с вами незнакомы, и прежде чем провести урок, я хочу вам немного рассказать о себе, а потом познакомиться с теми из вас, кто этого захочет.

Зовут меня Елена Александровна (пишу на доске), про себя я знаю, что я любознательная. Это значит, что я хочу, как можно больше обо всем знать, что меня окружает в мире и о себе тоже. Я люблю учиться сама, и мне хочется, чтобы все дети любили учиться.

ВОПРОС: Как вы думаете, для чего мне хочется знать обо всем как можно больше?

Ответы детей. '

ОТВЕТ УЧИТЕЛЯ: Если я знаю много о другом человеке, я могу понять, когда ему потребуется моя помощь и предложу ее, не буду ждать , когда он меня попросит. Я очень хочу, чтобы все были счастливы и сама хочу быть счастливой.

Учитель: Кто из вас знает, что ему нужно, чтобы быть счастливым?

Ответы детей.

ОТВЕТ УЧИТЕЛЯ: Чтобы учиться самой и работать учителем, чтобы помогать другим людям, понимать их, мне нужно много сил, мне нужно быть здоровой. Больной человек сам нуждается в помощи. А силы мне дают растения: пшеница, рожь, овес, овощи, фрукты. А они в свою очередь впитывают силы земли. Земля тоже должна быть здоровой, чтобы делиться с нами своими силами.

Люди часто забывают о здоровье земли и от этого болеют сами.

2. Подготовка к восприятию темы.

Учитель: В тяжелые, послевоенные годы, в середине прошлого века, когда людям не хватало жилья, многие дома, недалеко от вашей школы, архитекторы и строители построили на месте, где раньше были водоемы. Вода речек заполняет теперь подвалы этих домов. В них разводится много комаров. Они беспокоят людей и днем и ночью. Люди плохо спят, не отдыхают, начинают болеть. Кто виноват? Комары?

Дети: Нет, скорее люди, которые не подумали о Земле и ее реках, о людях.

ВЫВОД: ВОТ И ПОЛУЧАЕТСЯ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЧАСТЛИВОЙ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЬЮ ЖИТЬ, НАДО ЗНАТЬ О ЖИЗНИ ВСЕГО, ЧТО ОКРУЖАЕТ НАС, И ЗАБОТИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ.

Учитель: Я сейчас начну предложение, а вы попытайтесь его закончить: "Для того, чтобы счастливой здоровой жизнью жить, надо . . . . "

Дети: уметь понимать не только людей, которые живут рядом с нами, но и животных, растения, Землю, на которой мы живем.

Учитель говорит и показывает на колонку на доске.

Учитель: Я рассказала вам кто я, какая я, чего я хочу, и поэтому я выбрала профессию учителя.

На доске:

КТО Я?

КАКАЯ Я?

ЧЕГО Я ХОЧУ?

ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ?

Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ.

Елена Александровна.

Любознательная.

Быть счастливой, здоровой, много знать.

Учить, понимать, помогать.

Учитель.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.

Учитель: А кто из вас уже знает, кем он хочет стать, когда вырастет?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о профессиях, но не только о том, кем бы вы хотели быть, но и какими и для чего вы будете, повзрослев, трудиться. Кто хочет о себе так же написать на доске?

Пока дети пишут на доске, провожу работу ИГРУ "УГАДАЙ КТО"

Учитель: Посмотрите вокруг себя. Рассмотрите рисунки в классе. Вы знаете названия этих профессий? Сейчас проверим. Я буду произносить фразы соответствующим тоном, а вы должны угадать обладатель какой профессии это говорит, назвать эту профессию и показать ее движением головы (дети встают, кладут руки за спину).

СЕНСОРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Откройте рот и скажите: "Аа". (Врач)

Мороженое, сливочное, шоколадное. (Продавец)

Тема сегодняшнего урока "Все профессии важны". (Учитель)

Равняйтесь, смирно? (военный)

Как вас постричь? (парикмахер)

Что надо уметь делать людям всех профессий?

Дети делают вывод: ЛЮДЯМ ВСЕХ ПРОФЕССИЙ НАДО УМЕТЬ: ПОНИМАТЬ, ПОМОГАТЬ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

Учитель: Далее посмотрим на доску (анализ работы детей).

Я вас не так хорошо знаю, как bы знаете друг друга. Может кто-то из вас думает, что человек не точно подобрал слова для своей характеристики. Он написал что он, прежде всего смелый. А какие еще хорошие качества есть в нем? (аккуратный, внимательный) Получается, что ты думаешь о себе одно, знаешь одно. Твой друг думает о тебе по-другому. Он видит тебя со стороны и замечает то, что ты сам не замечаешь. Но у каждого из нас есть нехорошие качества. Поэтому не надо обижаться, если тебе что-то не нравится в том, что о тебе думают. А надо просто постараться понять и узнать себя получше.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: ЧЕЛОВЕК УЗНАЕТ И ПОНИМАЕТ, КАКОЙ ОН, ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. ЭТО НЕЛЕГКО. ПОЭТОМУ НАМ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Понять другого человека можно, делая с ним одно общее дело.

Сегодня мы прочитаем с вами рассказ о людях разных профессий, которые заняты одним делом. Откройте учебники. Читать буду я, а вам надо внимательно его послушать, а когда я закончу читать, вам нужно будет назвать все профессии, о которых вы узнаете из этого рассказа, и понять, какая из них самая важная. Учитель читает рассказ.

Учитель: А кому еще захотелось поклониться вместе с бабушкой? Встаньте и поклонитесь.

О каких профессиях вы узнали?

Дети: Первая профессия - пекарь.

Учитель: Что должен уметь делать пекарь? Найдите в тексте и зачитайте. Назовите главное умение.

Дети: Печь.

Вторая профессия - мукомол

Что должен уметь делать мукомол?

Дети: Мукомол - молоть.

(Комбайнер – собирать, тракторист - пахать, рыхлить, сеять, шоферу - водить, железнодорожник - привозить).

Учитель: Что подскажет трактористу агроном? Зачитайте,

Как вы думаете” почему он может помочь трактористам?

Дети: Потому что он понимает Землю и много знает о ней.

Учитель: Что сказала бабушка? Кто сделал хлеб?

Какая профессия самая важная?

ДЕТИ: ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ (вывешиваю на доске).

Учитель: Так кому же поклон за хлеб?

Дети: Всем людям, которые растят хлеб.

Учитель: Поклон - знак благодарности.

А коснуться рукой земли - значит, и поблагодарить нашу Землю.

Кто хочет поклониться всем тем, кто для нас делает хлеб?

Может поклониться вместе со мной. Спасибо (показ учителя).

4. Закрепление материала.

Учитель: Большое хозяйство нужно вести, чтобы вырастить хлеб.

А как по-научному называется хозяйство страны?

Дети : Экономика.

Пальминг. (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)

Учитель: Закройте глаза ладошками и вспомните составные части экономики.

Дети: Сельское хозяйство, транспорт, торговля, промышленность, строительство.

Учитель: В каждой части экономики есть главный руководитель-министр.

Кто из вас желает сыграть роль министра сельского хозяйства? Транспорта? Промышленности?

Дети выходят и получают портфели министров.

Учитель: Вот вам портфели министров. В каждом портфеле лежат карточки с названием профессий, о которых мы читали на уроке.

Выберите те профессии, которые относятся к сельскому хозяйству, транспорту и промышленности.

Люди, каких профессий будут у тебя трудиться?

5. Физминутка. Пока работают ребята, покажите, какие движения должен уметь делать водитель, когда ведет машину.

Какие движения должен уметь делать пекарь, чтобы замесить тесто?

ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".

А теперь посмотрим, как справились министры с работой.

Учитель: Чтобы ты пожелал людям, этих профессий?

Что они должны уметь делать?

Дети: Понимать и помогать другим людям.

Учитель: Почему профессия шофер есть в каждой части экономики?

Дети: ВЫВОД; ВСЕ ЧАСТИ ЭКОНОМИКИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

Учитель оценивает работу детей.

Учитель: А кто-нибудь из вас выбрал профессии пекаря, мукомола?

Если никто на Земле не выберет эти профессии, будет ли хлеб на столе?

Дети: Нет.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: ВЫ НЕ ВЫБРАЛИ ЭТИ ПРОФЕССИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ПОТОМУ, ЧТО ПОКА МАЛО О НИХ ЗНАЕТЕ. А, МОЖЕТ, ПОКА ЕЩЕ МАЛО ЗНАЕТЕ О СЕБЕ.

6. Домашнее задание: У вас на столе лежат” карточки с предметами профессий. Отгадайте эту профессию и дома расскажите о ней как можно интереснее. Назови предметы, и отгадайте, к какой профессии они относятся.

Итог урока : Что должны уметь делать люди всех профессий?

ОТВЕТ: Люди всех профессий должны понимать людей, растения, животных, Землю и помогать им.

7. Рефлексия:

Учитель: На обратной стороне карточки написаны два незаконченных предложения и один вопрос.

Сегодня на уроке я понял, что . . . .

Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих задания. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.

Учитель: Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке. У каждого из вас своя судьба, и желаю вам, чтобы каждый из вас научился понимать не только людей, которые живут рядом с вами, но и животных, растения, Землю, на которой мы живем!

Эти умения подходят к людям разных профессий и этому можно учиться уже сейчас, даже если вы пока не знаете, кем будете, когда вырастите.

Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.

Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.

Спасибо за урок.