Пояснительная записка.
Программа разработана для учащихся девятых классов общеобразовательных школ с ориентацией на естественнонаучный профиль. Данная программа освещает вопросы биологической роли химических элементов в живых организмах.
Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Задачи курса: развитие научного мировоззрения; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения), на основе межпредметных связей с биологией, сообщить дополнительные знания о важнейших химических элементах и их функциях в живых организмах; развитии экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 16 ч. - одно полугодие 9-го класса.
Практическим занятиям уделяется значительное время, экспериментальная работа выполняется индивидуально или группами. Предусматривается разработка и защита творческих проектов.
Форма проведения занятий: традиционное урочное, проектная деятельность, лабораторное занятие, учебное исследование.
Учащиеся должны знать: важнейшие химические элементы и их биологические функции в жизненно важных процессах живых организмов.
Учащиеся должны уметь: проводить качественные реакции на ионы: Na+1, Ca2+, K+1, Mg2+, Fe2+, Cl1-, S2-, PO43-, NО3-, CO32-
Анализировать состав пищи и вести количественные расчеты по содержанию биоэлементов в продуктах питания. Работать с дополнительными источниками информации, осмысливать и преобразовывать полученную информацию.
Содержание курса.
Тема 1. Биоэлементы. Общий обзор биологических элементов.
Занятие 1. Общая характеристика биоэлементов.
Положение элементов металлов и неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Особенности строения их атомов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. Макро - и микроэлементы, их свойства. Содержание биогенных элементов в живых организмах. Сравнение элементарного состава живого вещества и элементарного состава земной коры и морской воды. Дыхание и фотосинтез - основные функции организма растений. Дыхание и питание - основные функции организма животных.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Образовательный продукт: опорный конспект.
Тема 2. Макроэлементы металлы.
Занятие 1. Биометаллы - натрий и калий.
Содержание натрия и калия в растениях и животных организма. Роль ионов натрия в поддержании осмотического давления плазмы крови. Влияние ионов натрия и калия на процессы нервной деятельности, функции мышц, почек, сердечно-сосудистой системы и др. Влияние солей натрия и калия на ритм сердечной деятельности. Участие ионов калия в биохимических процессах, происходящих в растениях. Признаки калийного голодания: краевой ожог, гофрированность листьев. Источники поступления натрия и калия в организм человека. Суточные нормы макроэлементов.
Тест на содержание калия в организме: “Суточные нормы потребления натрия и калия”
Демонстрации: табл. “Элементы главной подгруппы первой группы” (по Дж. Эмсли) Природные минералы, продукты питания, и медицинские препараты содержащие Nа и К. Образцы растений с признаками калийного голодания. Образцы минеральных калийных удобрений.
Лабораторный опыт: качественные реакции на катионы натрия и калия.
Форма занятия: семинар, работа в парах.
Занятие 2. Биометаллы - магний и кальций (1 час)
Содержание кальция в живых организмах и его опорные функции.
Наличие ионов кальция и магния в составе клеток, плазмы крови и других биологических жидкостей. Роль кальция в свертывании крови. Участие ионов магния и кальция в регуляции сердечной и нервной деятельности. Влияние магния на синтез хлорофилла. Магний — составная часть хлорофилла. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток магния и кальция. Болезни, связанные с недостатком кальция
Демонстрации: таблица “элементы главной подгруппы II группы (по Дж. Эмсли 1993 г.) Природные минералы, содержащие магний и кальций. Тесты на содержание магния и кальция в организме (по М. Хамм, А. Россмайер). Схема “Фотосинтез”, медицинские препараты и продукты питания, содержащие магний и кальций. Рисунок 1, рисунок 4.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Образовательный продукт: сообщения.
Занятие 3.
Практическая работа: ”Обнаружение катионов кальция и магния в костной ткани”
Образовательный продукт: отчет.
Занятие 4. Железо - кроветворный элемент (1 час)
Содержание железа в организме человека, в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Его участие в образовании биологически активных соединений - гемоглобина крови, в осуществлении газообмена организма с окружающей средой. Понятие о функциях гемоглобина и железа в нем содержащегося. Рассеивание техногенного железа. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощении и упадке сил. Круговорот железа. Влияние избытка и недостатка железа в организме. Железо в медицине.
Демонстрации: таблица “Железо в организме” (% от общей массы железа), “Содержание железа в продуктах питания”. Схема “Круговорот железа в организме”. Медицинские препараты и природные минералы, содержащие железо. Рисунок 3.
Тест “Порядок ли у Вас с железом”.
Лабораторный опыт: Качественные реакции на катионы Fe2+ Fe3+
Форма занятия: семинар, рабата в группах.
Образовательный продукт: отчет
Тема 3. Макро - и микроэлементы неметаллы.
Занятие 1. Кислород - газ, поддерживающий жизнь.
Кислород в составе всех жизненно важных веществ: белков, жиров, углеводов, воды. Физиологическая роль кислорода: медленного окисления пищи, процессы дыхания, защитные функции организма. Использование свободного кислорода человеком, животными и одноклеточными.
Кислородная недостаточность - причины горной болезни, гибели рыб в водоемах.
Кислород в медицине. Кислородное голодание.
Кислородный токсикоз. Фотосинтез. Роль зеленых
растений в восполнении атмосферы кислородом.
Свойство озона поглощать избыток
ультрафиолетовых лучей. Применение озона в
медицине.
Демонстрации: таблицы “Общая характеристика элементов подгруппы кислорода” (по Дж. Эмсли)
Форма занятия: лекция.
Образовательный продукт: опорный конспект.
Занятие 2
Практическая работа. Определение растворенного в воде кислорода.
Образовательный продукт: отчет
Заняти3. Водород, его незаменимость в живой природе.
Водород - обязательный компонент всех органических соединений организма. Водородные связи, лежащие в основе самых тонких явлений жизнедеятельности: способность ферментов распознавать вещества, специфичность действия многих лекарственных препаратов, способность мышц сокращаться. Участие атомарного водорода в процессах метаболизма.
Ион гидроксония, его концентрация в желудочном соке.
Биологическая роль воды, пероксида водорода. Основные функции воды в живом организме. Баланс воды в живом организме: потребление и выделение. Требования к питьевой воде: мутность, микрофауна, химический состав. Очистка воды: коагуляцией, фильтрованием, хлорированием, озонированием. Опреснение воды. Действие минеральных вод на организм: желудочно-кишечный тракт, систему кровообращения. Круговорот воды в природе.
Демонстрации: образцы минеральных вод различных природных источников, бутылки лечебно-столовой воды: “Нарзан”, “Ессентуки”, “Боржоми” и др. Схема: “Круговорот воды в природе”.
Форма занятия: лекция.
Образовательный продукт: опорный конспект.
Занятие 4.
Практическая работа. Определение качества воды методами химического анализа.
Образовательный продукт: отчет
Занятие 5. Сера - составная часть белков живых организмов. (1 час).
Содержание серы в организме человека. Суточная потребность. Сера-составная часть аминокислот в организме человека и животных, компонентов белков волос, шерсти, рогов, копыт, ногтей. Сера - составная часть витамина В1, участвующего в обмене углеводов, жиров и белков. Сероводород и серная кислота - продукты распада белков, их биологическая роль. Сера как агроэлемент. Круговорот серы в природе. Применение серы и ее соединений в медицине. Влияние на организм сероводорода, оксидов серы и охрана окружающей среды
Демонстрации: Медицинские препараты, природные минералы, содержащие серу.
Химический эксперимент: “Обнаружение сероводорода в тухлом яйце”.
Форма занятия: семинар, рабата в группах.
Образовательный продукт: отчет
Занятие 6.. “Азот и жизнь — понятия неотделимые”.
Содержание азота в животном и растительном организмах. Азот - составная часть белка, нуклеиновых кислот, пептидов, ферментов.
Полноценные и неполноценные белки. Сбалансированная белковая диета, последствия ее нарушения. Процессы трансформации белков в теле человека. Биологическая и промышленная фиксация атмосферного азота. Азот — элемент питания растений. Понятие о круговороте азота.
Влияние на организм азота, его оксидов, аммиака,
нитрат и нитрит ионов. Меры защиты. Кессонная
болезнь. Нитраты и нитриты. Источники
поступления азота с нитратами в организм. Пути
снижения нитратов в продуктах питания при
приготовлении пищи.
Демонстрации: таблицы “Общая характеристика
элементов подгруппы азота” (по Дж. Эмсли). “.
Таблица “Накопление нитратов в продукции
открытого грунта”. Кодослайды: “Пути снижения
содержания нитратов в продуктах питания”,
“Факторы, влияющие на уровень содержания
нитратов в растениях”, “Допустимые нормы
содержания нитратов”, “Симптомы
нитратно-нитритных отравлений”. Образцы
растений, содержащих недостаточное количество
азота.
Коллекция минеральных удобрений.
Лабораторные опыты. Качественная реакция на нитраты и нитриты.
Форма занятия: лекция.
Образовательный продукт: опорный конспект.
Занятие 7.
Практическая работа: Определение содержания нитратов в продуктах питания экспресс-методом.
Форма занятия: семинар, рабата в группах.
Образовательный продукт: отчет
Занятие 8. “Фосфор - элемент жизни и мысли”
Содержание фосфора в организме человека. Фосфор - составная часть костной, мышечной и нервной ткани.
Фосфор в энергетике живых организмов. Фосфатная буферная система крови. Потребность в фосфоре, продукты, содержащие фосфор. Связь фосфора и кальция.
Фосфор - элемент питания растений, способствует созреванию плодов. Понятие о фосфорных удобрениях, совместимость удобрений. Круговорот фосфора в природе. Воздействие человека на круговорот фосфора.
Демонстрации: Природные минералы, содержащие фосфор. Схема “Круговорот фосфора в природе”. Таблица “Признаки фосфорного голодания у растений”. Образцы фосфорных минеральных удобрений.
Лабораторный опыт: качественные реакции на фосфат-ион.
Форма занятия: семинар, рабата в группах.
Образовательный продукт: отчет
Занятие 9. Углерод - основа живой и неживой природы (1 час)
Содержание углерода в организме. Углерод - основа строения органического мира. Многообразие форм соединений углерода. Участие оксида углерода (IV) в процессе фотосинтеза, его функции, круговорот углерода в природе.
Воздействие соединений углерода на организм человека, угольной пыли, оксидов углерода. Меры защиты. Радиоактивный С14 углерод в живом организме. Радиоактивный метод определения возраста любого предмета растительного и животного происхождения.
Демонстрация: таблица. “Общая характеристика элементов подгруппы углерода” (по Дж. Эмсли). Схема “Фотосинтез”. Схема “Круговорот углерода в природе”. Коллекция минералов карбонатов. Медицинские препараты на основе карбонатов.
Лабораторный опыт. Обнаружение карбонат-иона в яичной скорлупе
Форма занятия: семинар, рабата в группах.
Образовательный продукт: отчет
Занятие 10. Биологическая роль элементов галогенов (2 часа)
Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали, в костях человека и животных в виде фторапатита. Участие фтора в обмене веществ и активации некоторых элементов. Продукты содержащие фтор. Фторосодержащие медицинские препараты. Избыток и недостаток фтора в организме. Кариес зубов. Флюороз. Фторосодержащие отравляющие вещества.
Хлор, его содержание в организме. Биологическая роль хлора в образовании желудочного сока, формировании плазмы крови, в переваривании белков, поддержании осмотического давления. Образование ферментов при участии соляной кислоты. Дезинфицирующе действие молекулярного хлора, хлорной воды, хлорной извести. Хлорид - ионы - основа физраствора. Отравляющее действие хлора. Использование соединений хлора в медицине.
Бром, его биологическая роль. Бром - составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине.
Йод, его содержание в щитовидной железе. Гормоны - тироксины, их влияние на обмен веществ и нервную систему. Потребность человека в йоде и его поступление в организм. Йодная профилактика - введение йодида натрия в столовую соль. Содержание йода в продуктах питания: морская капуста, рыбий жир, бобы, шпинат, яйцо и др.
Схемы: “Биологическая роль галогенов”, “Источники поступления йода”, коллекция природных галогенсодержащих минералов, фторосодержащие зубные пасты, медицинские препараты: желудочный сок, спиртовый раствор йода, “Иодактив”, минеральная вода “Нижнее-Сергиенская”. Рисунок 2.
Форма занятия: семинар, работа в парах.
Образовательный продукт: сообщения.
Занятие 11. Защита проектов и творческих заданий.
Литература.
- А. Ф. Аспицкая “Химические элементы жизни”, Пермь изд. , 1993 г.
- В. И. Воробьев, Р. И. Воробьев “Живая химия”, 1985, №2 с. 52.
- М. М. Гуревич ”Железная диета”. Журнал. ”Химия и жизнь”, 1985, №4с22-23.
- А. Х. Гусаков, А. А. Лазаренко. ”Кружки по химии в школе” М. ”Просвещение”1978 г. с. 45-48.
- Ф. Егоркина, Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин “Внеклассные практические занятия по химии” с. 134-136.
- Г. Куликовская “Хлеб вам да йод”. Огонек, 1996, №5.
- Макро и микроэлементы и их роль в организме. Журнал “Крестьянка”, 1993, №11, с. 21.
- Малышкина В. , “Занимательная химия” с. 233, 237.
- А. А. Макареня, Л. А. Ивченко, “Валеология на уроках неорганической химии” (пособие для учителя) 2000г. , №10-26. Газета ”Химия”.
- Неумывакин И. “Действие основных продуктов питания”. Здоровье 1995, №2.
- П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов “Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии”.
- Г. В. Пичугина “Химия в технологиях сельского хозяйства”. М. Просвещение. 1981г. с. 34-38, 45-47, 109-11.
- К. С. Петровский. “Минеральные вещества внутри нас”. Химия и жизнь, 1981, №2 с. 47-48.
- А. А. Сударкина, И. Евсеева, А. Н. Орлова “Химия в сельском хозяйстве”.
- Химия в школе” 2004, №8, 2004 №3, 2004, №6, 1998, №3, 1994, №2, 2000 №3.
- П. Р. Таубе, Е. И. Руденко, “От водорода до Нобелия”.
Темы проектов и творческих заданий.
- Железо и процессы дыхания в живых организмах.
- Фотосинтез глазами химика.
- Металлы: когда их много или мало.
- Еще раз о злополучных солях-нитратах и нитритах.
- Дефицит йода-голод скрытый и коварный.
- Поваренная соль и ее роль в организме.
- Зачем нужны удобрения.
- Угольный элемент.
- Красная и желтая кровяные соли.
- Составить меню калиевой и магниевой диеты на один день.
- Изобразить в картинках “Источники поступления биогенных элементов в организм человека”.