Презентация урока-семинара по теме "Площади плоских фигур"

Разделы: Математика


Этот урок является предпоследним уроком по данной теме. Это урок обобщения и систематизации знаний и умений, предваряющий урок – зачет.

Структура урока-семинара в некоторой степени соответствует последовательности изучения площадей в школьном курсе геометрии, а его содержание включает дополнительную информацию не только площадях различных плоских фигур, вошедших в программу, но и о методе площадей, применимом для решения геометрических задач, но недостаточно подробно изучаемом в школе.

Образовательные задачи:

  • обобщить и углубить знания учащихся по теме “Площади”;
  • продолжить развитие умения учащихся решать геометрические задачи, используя метод площадей;
  • создать условия для формулирования учащимися общих рекомендаций по решению геометрических задач методом площадей.

Развивающие задачи: продолжить совершенствование

  • математической речи учащихся;
  • умения владеть собой на публичном выступлении;
  • умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

Воспитательная задача:

  • продолжать воспитание познавательного интереса к предмету.

Выбранная форма урока предполагает достаточную долю самостоятельной деятельности, предваряющей сам урок. За неделю до проведения семинарского занятия ученикам был предложен список вопросов для самостоятельной проработки вопросов как теоретических, так и практических. Исходя из возможностей и желаний учащихся, дети объединились в четыре группы:

I. Оформители (помогали учителю и ученическим группам в оформлении их выступлений).

II. Историки (готовили историческую справку).

III. Теоретики (готовили объяснение теоретической части второго и третьего вопросов из плана к семинару).

IV. Аналитики (подбирали примеры, иллюстрирующие теоретические положения).

Когда участники первой, третьей и четвертой групп набрали достаточно материала, они были перегруппированы в группы для выступления по вопросам семинарского занятия.

Методы обучения:

а) словесно-иллюстрационные;
б) наглядные;
в) частично-поисковый;
г) практический.

Оборудование: диаграмма, карточки по типу рабочей тетради с печатной основой.

Литература:

  1. Болтянский В. Г. , Сидоров Ю. В. , Шабунин М. И. Лекции и задачи по элементарной математике. – М. : Наука, 1972, глава 12, С. 400-411.
  2. Геометрия 7-9. Учебное пособие под редакцией Атанасяна.
  3. Геометрия 7-11. Учебное пособие под редакцией Погорелова.
  4. Геометрия 7-9. Учебное пособие под редакцией Шарыгина.
  5. Готман Э. Г. , Скопец З. А. Решение геометрических задач аналитическим методом. – М. : Просвещение, 1979.
  6. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. Учебное пособие под редакцией М. И. Сканави, М. : Столетие, 1997,глава 10, С 195-210.

Форма организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Предполагаемый результат:

1) усовершенствованная математическая речь учеников;

2) ученики приобретают в своей копилке методов решения геометрических задач ещё один: метод площадей и совершенствуют его применение.

План семинарского занятия в 9 классе по теме “Площади плоских фигур”.

  1. Истоки возникновения площадей (историческая справка).
  2. Связь площадей подобных фигур (определение подобных фигур, теорема об отношении площадей подобных фигур, пример решения задачи с использованием указанной теоремы).
  3. Сущность метода площадей. Подберите задачи для иллюстрации применения этого метода.

Рекомендуемая литература.

  1. Болтянский В. Г. , Сидоров Ю. В. , Шабунин М. И. Лекции и задачи по элементарной математике. – М. : Наука, 1972, глава 12, С. 400-411.
  2. Геометрия 7-9. Учебное пособие под редакцией Атанасяна.
  3. Геометрия 7-11. Учебное пособие под редакцией Погорелова.
  4. Геометрия 7-9. Учебное пособие под редакцией Шарыгина.
  5. Готман Э. Г. , Скопец З. А. Решение геометрических задач аналитическим методом. – М. : Просвещение, 1979.
  6. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. Учебное пособие под редакцией М. И. Сканави, М. : Столетие, 1997,глава 10, С 195-210.

Конспект урока-семинара по теме: “Метод площадей”.

Образовательные задачи:

  • обобщить и углубить знания учащихся по теме “Площади”;
  • продолжить развитие умения учащихся решать геометрические задачи, используя метод площадей;
  • создать условия для формулирования учащимися общих рекомендаций по решению геометрических задач методом площадей.

Развивающие задачи:

  • продолжить совершенствование
  • математической речи учащихся;
  • умения владеть собой на публичном выступлении;
  • умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

Воспитательная задача:

  • продолжать воспитание познавательного интереса к предмету.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

На протяжении многих уроков мы рассматривали геометрические фигуры и поверхности тел с позиции их площадей. Целью сегодняшнего занятия является обобщение и углубление знаний о площади фигур. Кроме того, мы будем решать задачи, используя метод площадей.

На сегодняшнее занятие у вас было особое задание. За неделю до этого урока вы получили план семинарского занятия, где вам предлагались вопросы для самостоятельной работы, как практические, так и теоретические. Исходя из ваших желаний и возможностей, вы выбирали для себя предложенные вопросы и объединялись в микро группы для работы.

2. Обсуждение необходимости изучения темы “Площади”.

Итак, как вы думаете, для чего в школьный курс геометрии включена тема “Площади”?

В результате обсуждения приходим к мнению, что экономический аспект проблемы связан с вопросами расходов сырья, как на уровне семьи, так и на уровне государства (посевы в лесном хозяйстве, стекольные заводы и расход краски во время ремонта).

3. Обсуждение предложенных вопросов семинара.

Кроме того, площади рассматривались в математике всегда, начиная с древних времен идо наших дней. Над историческим аспектом проблемы площадей работала одна из групп класса.

Выступает группа с результатами своих исследований.

В продолжение темы применения площадей давайте рассмотрим диаграмму из учебника географии 7 класса. Прочитайте предложенную диаграмму.

На диаграмме отображена сравнительная характеристика площадей материков нашей Земли.

Как нашли площади материков? Чем отличаются материки в контексте нашей темы? А чем отличаются фигуры, изображенные на доске?

На доске изображено несколько пар подобных фигур.

А вот как связаны площади подобных фигур, нам расскажет следующая группа.

Выступает группа с результатами своих исследований.

Продолжая тему приложения площадей, посмотрим, как площади применяются при решении геометрических задач. Следующая группа готовила сущность метода площадей.

Выступает группа с результатами своих исследований.

4. Попробуйте сформулировать суть метода площадей.

Ученики составляют общие рекомендации по применению метода площадей и записывают их в тетрадь (см. приложение 1).

5. Самостоятельное решение задачи по готовому чертежу, предложенной учителем (см. приложение 2).

6. Самопроверка решения задачи по готовому решению. Учитель показывает на экране через проектор слайд с образцом решения (см. приложение 3).

7. Итог урока.

Сегодня мы повторили, как развивалось исторически понятие площади, рассмотрели, где они применяются. Узнали, в чем состоит метод площадей, и сформулировали основные рекомендации по его применению. Спасибо за урок.