Цели урока:
- Развивать навыки устных вычислений, систематизировать знание учащихся о десятичных дробях.
- Усвоить понятие процента, уметь находить % от числа.
- Воспитывать любовь к животным, самостоятельность, интереса к животному миру.
Оборудование: карточки для устного счета, плакаты по новой теме.
План и ход урока
1. Актуализация прежних знаний
1) устный счет.
40* 0, 4 | 10,9- 1 | 7+ 0,2 |
: 10 | : 3 | : 9 |
+0,5 | + 2,7 | * 3 |
:7 | : 4 | + 0,6 |
……… | …….. | ……… |
? | ? | ? |
2) действия над десятичными дробями.
Рассмотрите цепочку равенств и объясните в ней каждое равенство:
725,3 :100 = 725,3 * 0,01
В следующих примерах деление на 100, 10, 1000 замените умножением на десятичную дробь.
58, 75 : 100; 6,3 : 100; 63,5 : 10; 752 : 10.
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 м.
Задание 1. Узнайте длину тела бобра в (дм) Поможет вам удивительный квадрат.
а) из 1 строки выберите наименьшее число;
б) из 2 строки – наибольшее число;
в) из 3 – ни наименьшее, ни наибольшее число;
г) найдите сумму выбранных трех чисел и вы получите ответ на вопрос.
3,6 + 2,7 + 3,7 =10 (дм)
10 дм = 100 см. Сравните длину тела бобра со своим ростом.
Найдите сумму чисел по диагонали; по другой диагонали.
5,9 6,3 3,6 2,3 2,7 0 3,7 4,1 1,4
Задание 2. Узнайте массу бобра в кг
Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Используя результаты вычислений ответьте на вопросы:
правило умножения на 0,1
правило деления на 100
25 кг - ? ц
Какую часть от ц составляет кг?
2. Введение новой темы.
Сотая часть рубля -?
Сотая часть метра - ?
Сотая часть га - ?
1) Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто)
Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5%
1% = 0,01
5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3
2) Как найти 1% от числа? Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100. Вначале урока мы сделали вывод, что деление числа на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому чтобы найти 1% от данного числа, нужно умножить его на 0,01. А если нужно найти 5%, то умножаем данное число на 0,05.
Правило.
1. Проценты записать десятичной дробью, т.е. умножая на 0,01.
2. Данное число умножить на эту десятичную дробь.
3. Закрепление.
1) Сейчас пишем арифметический диктант. Я покажу карточки с %, вы запишите в виде десятичной дроби. Например; 12% = 0,12;
7%, 28%, 150%, 1,5%, 35,7%, 30%.
2) Работа по учебнику.
стр. 238, №1567.(учебник Н.Я.Виленкин, 2006 г.)
4) Работа по карточкам.
50% от 40
25% от 40
20% от 40
10% от40
Какую часть числа составляют его 50%, 25%, 20%, 10%?
5) Работа по таблице.
Дробь 1/2 1/10 1/50 Десят. др. 0,25 0,05 Проценты 20% 100% 1%
4. Итог урока.
О чем вы узнали сегодня на уроке?
Что такое 1%?
Как найти какое-то число % от данного числа?
Оценки.
Домашнее задание: п. 40, № 1599, 1600,1612(а)