В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию.
Исходя из современных образовательных задач, в рамках инновационной деятельности методического объединения учителей иностранного языка гимназии “Менталитет”, в 200б- 2007 учебном году был апробирован курс английского языка для делового общения In Company-Intermediate (Mark Powell и Simon Clarke) издательства Macmillan, который явился составной частью системы обучения английскому языку на III ступени среднего (полного) общего образования. Данный УМК состоит из 20 уроков и рассчитан на 40 часов аудиторных занятий.
При выборе данного курса учитывалась его актуальность и востребованность у выпускников нашей гимназии, учащихся в классе социально-экономического направления, поскольку возможность его изучения привлекательна как своей мотивацией, так и приобретаемой квалификацией. Целью данного курса являлось овладение навыками разговорной речи в деловой сфере, навыками восприятия английской речи на слух, знаниями грамматики в объеме, позволяющим общаться с иностранными партнерами, изучение базового набора лексики и языковых клише, необходимых для делового общения.
К отличительным чертам курса In Company относятся:
- формирование практических языковых навыков на материале, отражающем реальные ситуации общения в современном деловом мире;
- современная тематика: бизнес-поездки, ведение переговоров, успешная презентация компании, глобализация, использование Интернета и др.;
- комплекс упражнений и заданий, развивающих умения вести дискуссию и переговоры, проводить беседу в деловой или неформальной обстановке, общаться посредством телефона, создавать презентации, работать с деловой корреспонденцией, отправлять её по электронной почте;
- наличие справочного раздела по лексике и грамматике современного английского языка;
- тренировочные упражнения и задания творческого характера, имитирующие типичные ситуации делового общения и позволяющие прочно усвоить лексический и грамматический материал;
- дополнительные задания к каждому уроку в конце учебника;
- разнообразие заданий на аудирование, ситуации для ролевых игр и современные тексты из медиа источников, поддерживающих высокий уровень мотивации
- наличие в книге для учителя дополнительных материалов с заданиями, которые могут быть использованы для закрепления изученного материала.
Материалы данного пособия предлагают отработку различных ситуаций делового общения (встречи, переговоры, презентации, заказ гостиницы, покупки и т.д.), курс обучения ведению деловой и дружеской переписки, пособие для освоения грамматики делового общения, материалы призванные помочь расширению лексики из сферы бизнеса и маркетинга.
Тематика курса представлена следующим образом:
Topics | Grammar and Vocabulary | Practical Business Skills |
1. International English. | Types of questions (revision). | Discussing needs for learning English. |
2. Making contacts. | - Present Simple and Present Progressive (revision); - Indirect questions; - Verb + prepositions; - Conference vocabulary. |
Practicing in starting and giving the conversation going; giving some information about yourself. Asking for information. |
3. Making calls. Exchanging information on the phone. | - Time adverbs; - Past Simple (revision); questions. |
Speaking about actions in the past, present and future. Useful phone expressions. |
4. Keeping track. Meeting skills. | - Business phrasal verbs; - Degrees of comparison of adjectives and adverbs (revision). |
Formulae for asking for clarification. Numerals. |
5. Speed of life. | Imperatives (revision). | Discussing time management strategies. |
6. Business travel. Greeting visitors. | - Polite requests and enquiries. - Gerund. |
Expressing emotions. Asking polite questions. Collocations relating to travel. |
7. Handling calls. | Conditionals I, II, III. | Collocations relating to work routines. |
8. Making decisions. Holding meetings. | Conditionals. | Collocations relating to marketplace. |
9. The power of big business. | Expressions of agreement / disagreement. | Stating preferences. |
10. Socialising. Small talk. Friendship and business. | Past Simple and Present Perfect (revision). | Talking about experiences. Practicing vocabulary of conversation. |
11. Office communication. E- mail styling. Business letters. | Written English constructions. Future tenses. Passive voice (revision). | Exchanging e-mails. Writing business letters. |
12. Presenting. Presentation skills. A team presentation. | - Prepositions. Vocabulary of presentations. - Past Continuous and Past Perfect. |
Working with graphs. Presenting a solution to a problem at work. |
13. Tecnological world. | - Tenses (revision) Focus on expressing the future. - Compound nouns. |
Expressing opinions, making predictions about the future. |
14. Being heard. Discussion styles. Cultural differences. Meeting across culture. | Modal verbs. | Interrupting strategies. |
15. Snail mail. Writing business letters. | Multi-verb expressions. Prepositions. | Writing letters of complaint and apology. Practicing business letter expressions. |
16. Solving problems. Problem- solving techniques. | Conditionals (revision). | Making suggestions. |
17. Global village. Globalisation. | Linking words. | Discussing opinions on globalization. Expressing agreement and disagreement. |
18. Eating out. Restaurant conversations. Table manners. | Passives (revision). Food and drink vocabulary. | Ordering in restaurants. Discussing foods. |
19. Messaging and telephoning | Reported speech. | Writing e-mails.Dealing with messages. |
20. Negotiating. Meetings. | Grammar of diplomacy. | Expressions for negotiating. |
Поскольку выпускников школы можно отнести к группе "слушателей без опыта" (pre-experienced trainees), которым ещё только предстоит изучать терминологию выбранной в будущем области бизнеса на родном языке и у них пока нет четкого представления о том, какими терминами они будут пользоваться, при работе над данным курсом ребятам пришлось изучать мир бизнеса наряду с языком как таковым. Они скорее изучали бизнес на английском нежели английский для бизнеса. И хотя мир бизнеса достаточно многообразен, основные функции, которые приходится выполнять людям в целом, просты. Данный УМК основан на этих сходствах, чтобы приспособить их к специфическому полю деятельности каждого слушателя. Например, большинству деловых людей приходится бывать на официальных совещаниях и переговорах, и хотя их содержание может разниться, основные действия участников вполне предсказуемы - они будут прерывать докладчика (или стараться этого избежать), объяснять, одобрять, делать предложения и т.д.
Для текущего контроля помимо предлагаемых упражнений в учебнике, я составляла тесты, объединяя лексический и грамматический материал двух-трех уроков (Приложение 1; Приложение 2).
Благодаря тщательно продуманной модели построения урока и системе упражнений и ролевых игр, моделирующих ситуации реального бизнес-общения и основанных на принципе эффективного обучения - обучения в действии, ребята овладели навыками разговорной речи для большинства бытовых ситуаций и в деловой сфере, навыками восприятия английской речи на слух, знаниями грамматики в объеме, позволяющем общаться с иностранными партнерами. В их арсенале также появился базовый набор лексики и языковых клише, необходимых для будущего делового общения.