Цели урока:
- Образовательная – систематизировать и закрепить знания учащихся при применении основных тригонометрических формул.
- Развивающие – повторить и узнать с помощью тригонометрии основные исторические события, связанные с Махачкалой; ознакомиться с правилом мнемоники, позволяющим запомнить значения синуса и косинуса для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°.
- Воспитательные – стимулировать интерес учащихся к изучению математики и истории родного города.
Оборудование: экран, проектор, компьютеры, набор карточек типа лото для устной разминки, магнитная доска, карточки с заданиями на 3 варианта, 4 варианта текстовых заданий, набор карточек с “+” для оценки правильных ответов по ходу урока.
План
- Орг. момент
- Разминка – устная работа
- Правило мнемоники
- Выполнение упражнений
- Разбор карточки №1
- Самостоятельная работа
- Итог урока
- Домашнее задание
- Дополнительные задания
I часть Разминка – устная работа
Работа состоит из 2-х частей.
Первая часть “Тригонометрические формулы” представлена в виде карточек. На доске располагаются правые части формул:
; ; ; ; ; .
Нужно найти им “пару” из следующих карточек:
; ; ; ; ; ; ; ; ; .
II часть устной работы
На доске:
-1 1 не имеет смысла
Ребятам предлагается ответить на вопросы, сформулированные на карточках:
, , , , , , , , .
На обратной стороне карточек буквы, с помощью которых заполняется таблица *.
В результате этой работы получается слово “Махачкала”.
-1 1 не имеет смысла М А Х А Ч К А Л А
II. Мнемоническое правило “Тригонометрия на ладони”
Учитель говорит о том, что ученики должны знать наизусть значения cos, sin, tg, ctg для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Но если вдруг какое-либо значение забудется, то можно воспользоваться правилом руки.
На экране изображение руки с широко раздвинутыми пальцами и формула , где n- номер пальца.
Правило: Если провести линии через мизинец и большой палец, то они пересекутся в точке, называемой “лунный бугор”. Образуется угол 90°. Линия мизинца образует угол 0°. Проведя лучи из “лунного бугра” через безымянный, средний, указательный пальцы, получаем углы соответственно 30°, 45°, 60°. Подставляя вместо n, 0, 1, 2, 3, 4, получаем значения sin, для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°. Для cos отсчет происходит в обратном порядке.
III. Выполнение упражнений.
На экране 2 рисунка с гербами городов. Каждому рисунку соответствует определенное задание.
Учитель сообщает, что выполнив эти задания мы узнаем, сколько лет исполнится каждому из этих городов в этом году.
Задания решаются на доске.
Вычислить: , если ,
, ,
В результате решения этих заданий получаем: в 2007 году Москве исполняется 860 лет, а Махачкале – 150 лет.
IV. Разбор карточки №1
На экране карточка №1.
1. Вычислить 1855+2tg?·ctg?.
24 октября …. года военное укрепление “Петровское” преобразовано в Порт-Петровск.
Найти , если , .
В …. году Махачкала стала столицей Дагестана. До этого времени административно-политическим центром Дагестанской области был город Темир-Хан-Шура, в настоящее время Буйнакск.
V. Самостоятельная работа
Класс разбивается на 2 группы: I группа получает задание в виде тестов и работает на компьютерах, II группа – карточки с текстом, в котором пропущены числовые данные, связанные с историей города Махачкала.
Задания прилагаются к конспекту.
Самостоятельная работа по карточкам проверяется. Зачитывается текст карточки с заполненными пропусками.
VI. Итог урока
Объявляются оценки: 3 полученных “+” за урок “5”, 2 “+” - “4”, 1 “+” - “3”. Работу по тестам оценивает компьютер по программе …
VII. Домашнее задание
Каждому ученику дается домашняя работа. Образец прилагается.
В результате правильного выполнения получается слово “Таркитау” (название горы, у подножия которой расположен город Махачкала).
VIII. Дополнительные задания
На доске:
Вычислить: cos15°· cos30°· cos45°·… ·cos150° (Ответ: 0).
Вычислить:
(Ответ: 1).
Каков знак произведения sin160°·tg160°? (Отрицательный).
Что больше cos0° или sin 90°? (Ответ: равны).
Чему равен cos2? при ?=30°? (Ответ: ).
Вычислить: -tg65°·sin33°·cos90° (Ответ: 0).
(Ответ: 1).
Может ли cos? принимать значение . (Ответ: не может).
Может ли sin? быть равен числу (Ответ: может).
Вычислить ? (Ответ: 1).