Урок геометрии в 8-м классе. Тема "Применение подобия к решению задач"

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить признаки подобия треугольников, теорему о средней линии треугольника, о медианах треугольника, рассмотреть их применение к решению задач;
  • развивать умение работать в парах, группах;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки.

ХОД УРОКА

Урок сопровождается презентацией «Урок». (Приложение 1).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Этими словами мы желаем друг другу самого главного – здоровья, а все остальное приложиться. Сегодня мы проведем необычный урок – урок «Право на ошибку». Почему? Людям свойственно ошибаться, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А эпиграфом нашей работы будут слова Карла Поппера, австрийского философа, логика, социолога: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине» (слайд № 1).

Учитель сообщает тему и цель урока.

Актуализация знаний

Учитель показывает модель четырехугольной пирамиды. Кто знает, как называется эта фигура? Что представляют собой ее грани? (слайд № 2)

Ученики отвечают по цепочке:

Ученик 1: Сначала рассмотрим BDC ~ B1D1C1: они подобны по двум углам (первый признак).

Учитель: Сформулируйте первый признак подобия треугольников.

Ученик: Формулирует признак.

Ученик 1: А так как треугольники подобны, то у них сходственные стороны пропорциональны.

Ученик 2: Так как ABC ~ A1B1C1 по условию, то у них сходственные стороны пропорциональны, т.е. . Рассмотрим ABD ~ A1B1D1. Они подобны по второму признаку подобия треугольников.

Учитель: Сформулируйте второй признак подобия треугольников.

Ученик: Формулирует признак.

Ученик 3: ADC ~ A1D1C1 по третьему признаку, так как у них пропорциональны сходственные стороны.

Учитель: Нашу работу разобьем на четыре этапа, каждый из которых будет оцениваться баллами.

У каждого на столе лежит «Лист самооценки» (Приложение 2)

Этап 1. Проверка домашнего задания. (На этом этапе допускается одна ошибка)

– Откройте тетради с домашней работой. Проверим задачу № 570. (слайд № 3)

Учитель:

– Какие знания применили при решении задач?

– Подобие каких треугольников рассматривали?

– Какой ответ получили?

– У кого задача не получилась?

– Кто решал по другому?

– Я вам предложу другой способ решения задачи, но прежде попрошу вас ответить на мои вопросы:

1) Какими свойствами обладают диагонали параллелограмма? Значит АЕ и DM – это …

2) Сформулируйте свойство медиан треугольника.

Учитель: Кто не решал задачу № 571? Смотрим на рисунок в своей тетради, ученик объясняет свое решение.

Учитель: А теперь посмотрим на экран (слайд № 4)

Решение:

Проведем медиану СС1, СD – высота АВС, ОЕ – высота АОВ

СDC1 ~ OEC1 (по 1 признаку ОC1E – общий, D = E = 90o)
 (свойство медиан треугольника) => CD = 3 . OE

Ответ:  SAВС=3 . S

Учитель: А сейчас в лист самооценки поставьте себе баллы: 

  • если решена одна задача – 5 баллов;
  • если решены две задачи – 10 баллов.

– Перед большой работой выполним «Разминку». Здесь учитывается ваша активность.

– Могут ли быть подобными прямоугольный и равнобедренный треугольники? Почему?

– Верно ли, что  подобные треугольники могут быть равными?

– Верно ли, что у подобных треугольников углы соответственно равны?

– На доске рисунок. Назовите сторону, сходственную стороне ВС. Почему?

ABC ~ MNK
A = N
B = K

 

 

 

 

– Будут ли треугольники ABC и A1B1C1 подобны, если ?

Этап 2. Выполнение теста (работа в парах)

– Вам предлагается 5 заданий первого уровня. Время выполнения 4 минуты. На этом этапе разрешается одна ошибка. Тихо звучит музыка.

Тест (Приложение 3).

Самопроверка по слайдам презентации (слайды 6 – 10).

– Возьмите лист самооценки и оцените себя таким образом: 1 ошибка – 5 баллов, 2 ошибка – 4 баллов, 3 ошибка – 1 балл.

Физкультминутка:

Долго тянется урок
Много вы решали
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Занимаемся все сразу
Повторим четыре раза.

– В качестве тренажера нам сегодня послужит знак подобия (учитель демонстрирует плакат с изображенным на нем знаком подобия).

– Пройдите глазами по знаку подобия.
– Закройте глаза.
– Расслабьте мышцы лба.
– Медленно переведите глазные яблоки в крайнее левое положение.
– Почувствуйте напряжение глазных мышц.
– Зафиксируйте положение
– Теперь медленно с напряжением переведите глаза вправо.
– Повторите четыре раза.
– Откройте глаза.
– Пройдите глазами по знаку подобия.

Этап 3. Дифференцированная работа.

– Третья группа садится за крайние столы и решает задачу:

Дано: АВС, АА1, ВВ1, СС1 – медианы.

Доказать:

  • S AOC1 = S BOC1
  • S AOB  =  2 S A1OB
  • S AOC1   =  S ABC.

– Первая и вторая группы решают задачу (текст у каждого учащегося), а один ученик комментирует решение у доски.

Задача: В параллелограмме ABCD биссектриса угла D пересекает сторону ВС в точке О, а продолжение АВ  в точке M. Известно, что ВО = 7 см, ОС = 12 см. Найдите отрезки МО и МА, если OD = 16 см.

– Оценим себя 3 группа – выполнили верно – 7 баллов, 1 и 2 группы – если решили раньше – 7 баллов, если записывали комментарий – 2 балла.

– А сейчас ученица вашего класса Анжела познакомит вас с преобразованием подобия – гомотетией (на доске появляется табличка со словом «гомотетия»).

– Это понятие не изучается в школьном курсе геометрии, но в научной литературе используется, поэтому подробнее о нем мы поговорим на факультативе в 9 классе. Слово предоставляем Анжеле.

Ученица демонстрирует презентацию. (Приложение 4).

Комментарии к 1 слайду:  Преобразование фигуры F  в фигуру F' называется преобразованием подобия, если при этом преобразовании расстояние между точками меняется в одно, и тоже число раз. Это значит, что если произвольные точки Х и У фигуры F при преобразовании подобия переходят в точки Х' и У' фигуры F', то Х' • У' = k •Х  • У, причем k – одно, и тоже для всех точек Х и У. Число k называют коэффициентом подобия.

Комментарии ко 2 слайду:  Пусть F – данная фигура и О – фиксированная точка. Проведем через произвольную точку Х фигуры F луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ', равный
k • ОХ, где k – положительное число. Преобразование фигуры F, при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х', построенную указанным способом, называется гомотетией относительно центра О. Число k называется коэффициентом гомотетии, фигуры F и F' гомотетичны. Гомотетия есть преобразование подобия.

Учитель: А сейчас проверим как вы поняли понятие гомотетия. На стенах и потолке развешаны нумерованные таблички с изображением фигур.

Учитель: Определите какие фигуры – равны, какие фигуры – подобны, а какие – гомотетичны? (Приложение 5)

Этап 4. Работа в группах

– Решив задачи, вы узнаете, какой грех на Руси считался самым страшным.

I группа

– Стороны треугольника равны 5 см, 3 см, 7 см. Найдите стороны подобного ему треугольника, периметр которого равен 105 см.

Ответ:

57 – О
21 – У
48 – П
35 – Н
49 – Ы
59 – М

II группа

– Средняя линия равнобедренного треугольника параллельная боковой стороне равна 13 см, а медиана, проведенная к основанию – 24 см. Найдите среднюю линию, параллельную основанию треугольника.

Ответ:

10 – уны
15 – ама
18 – омо

III группа

– Высота треугольника равна 12 см и делит среднюю линию, перпендикулярную ей, на отрезки 4,5 см и 2,5 см. Найдите периметр треугольника.

Ответ:

42 – ние
32 – она
12 – мая

– Так какой же грех на Руси считался самым страшным? 1 и 2 группы получают ответ – УНЫ, 3 группа – НИЕ. Получилось – УНЫНИЕ. От нашего настроения зависит наше физическое здоровье. Помните об этом и не унывайте.
Оцените себя. Если 0 – 1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибка – 6 баллов, 3 ошибка – 1 балл. В листе самооценки в графах дополнительные баллы ставят только те ученики которых в конце урока называет учитель. Учащиеся находят сумму всех своих баллов и выставляют себе оценки в графу – итог. Консультанты собирают листы самооценки.

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание по выбору:

№ 609, № 611 или сделать проект-презентацию «Определение расстояния до недоступной точки», «Определение высоты предмета». Это будет темой нашего следующего урока.

Итог урока

Учитель: Совместными усилиями, к какой же истине мы пришли?

Ученик: Мы повторили признаки подобия треугольников, теорему  о средней линии треугольника, о медианах треугольника, учились решать задачи на их применение.

Учитель: А в заключение нашей работы я хочу пожелать, чтобы ошибки, которые вы допускаете, не приводили вас к унынию, а являлись импульсом для саморазвития.