Тема: Кожа. Урок-исследование.
Цели:
- дать представление о форме, строении и функции кожи человека;
- научить добывать знания через методы: наблюдения, обобщения, синтеза, исследования и поиска научных сведений в справочниках, энциклопедиях;
- прививать навыки гигиены, любовь к предмету.
Оборудование:
- микроскоп,
- увеличительные стёкла,
- микропрепараты,
- рельефная таблица,
- средства ТСО,
- пластилин,
- плакат «Кожные заболевания»,
- энциклопедия и научная литература.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
Проверка рабочих мест. Приветствие гостей.
У. Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Нам помогут стремление к знаниям и взаимовыручка. Возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация знаний
У. Что изучали на прошлом уроке?
Д. Мы изучали органы чувств.
У. Дайте определение, что такое орган?
Д. Орган – часть тела, имеющее своё строение, место и выполняющее определённые функции.
Доска:
План. форма |
У. Какое было задание в группах?
Д. Нарисовать орган чувств.
У. Расскажите, какой вы нарисовали орган чувств и соотнесите с названием органа чувств на магнитной доске.
Доска:
3. Создание проблемной ситуации
У. Правильно ли нарисован орган осязания? Каких знаний вам не хватило?
Д. Мы не знали, что кожа – это орган.
У. Все ли так считают?
Дети высказывают предположение, что кожа не является органом.
4. Определение предмета исследования
У. Проведём исследование. Тема исследования – кожа. Какие задачи надо решить на уроке? Сформулируйте задачи, опираясь на план.
Д. Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции кожи.
У. Для чего проводим это исследование?
Д. Эти исследования помогут нам правильно ухаживать за кожей.
5. Выбор оборудования
У. Какими воспользуемся приборами?
Д. Можно использовать увеличительное стекло, микроскоп, учебник и научную литературу.
6. Планирование исследования
У. Исследование проведём по группам. Каждая группа получит своё задание и инструкцию. Вспомним правила вежливого общения.
Плакат:
1. Слушай, не перебивай. 2. Возражай культурно. 3. Приведи свои доказательства. |
Инструкционные карты
1. Исследование формы и места кожи. Заштрихуйте тело человека там, где находиться кожа. Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета кожа? Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа? |
2. Исследование верхнего слоя кожи с
помощью микроскопов. Выберите из двух микропрепаратов слой кожи. Докажите, сделайте вывод. |
3. Исследование строения кожи с
помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожи руки выше ладони. Что увидели? Какую работу выполняют? Проведите пальцем по лбу и по зеркалу. Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Что наблюдали? Сделайте вывод. |
4. Группа экспертов по научной литературе и рельефной таблице составляет рассказ о строении кожи. |
7. Исследовательская работа в группах (7 – 10 мин.)
8. Отчёт по работе
1-я группа.
Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Она гладкая, мягкая, нежно-розовая, бледно-жёлтого или тёмно-жёлтого цвета.
У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?
Д. Она защищает человека, внутренние органы.
У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.
2-я группа.
Мы исследовали верхний слой кожи. Мы предполагаем, что под микроскопом №2 увидели кожу потому, что она состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу.
Эксперты дополняют: верхний слой называется эпидермисом. Обновление клеток происходит постоянно через 7 – 10 дней. Отмершие клетки слущиваются. Так кожа сама освобождается от грязи и микробов. Демонстрируют опыт на кукле.
У. Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов?
Правила гигиены.
Показ слайдов. Мальчик под душем. Около умывальника.
3-я группа.
Мы исследовали верхний слой кожи через лупу и увидели волоски, поры, после выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала.
У. Верны ли предположения детей? Слово экспертам.
Эксперты. Верно замечено. Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры.
4-я группа. Моделирование из пластилина.
Эксперты по рельефной таблице рассказывают о строении кожи.
Первый слой кожи – эпидермис.
Второй слой – дерма.
Сальные железы – смазывают кожу.
Потовые железы регулируют температуру.
Выделяется 99% воды и 1% химических веществ.
В этом слое мы видим нервные окончания,
кровеносные сосуды, корни волос и ногтей, меланин
– красящее вещество.
Третий слой – подкожный жир.
Вывод.
У. Убедимся, решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Какое предположение оправдалось?
Ответы по плану на доске.
Доска:
План 1. Кожа покрывает всё тело человека. 2. Состоит из трёх слоёв клеток: А) эпидермис защищает тело человека;
В) подкожная клетчатка защищает от холода и травм |
10. Рефлексия
У. Тест поможет нам узнать, насколько вы были внимательными при исследовании и насколько вам было интересно на уроке. Можем ли мы сейчас взять ручку и записать результат в тетрадь? Почему не можем?
Д. У нас грязные руки.
У. Вытрем руки приготовленной влажной салфеткой.
Тест
1. Сколько органов чувств у человека?
А) 6
О) 5
И) 7
2. Без какого органа невозможно видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
А) головного мозга
У) селезёнки
Ы) глаза
3. Какая наука изучает строение?
Ш) зоология
З) физиология
Ж) анатомия
4. Зачем нужно знать свой организм?
Г) чтобы мыслить, говорить, трудиться
П) чтобы умело использовать свои возможности
К) сохранять и укреплять здоровье
У. Если из букв составится слово – предмет нашего урока-исследования, то вам было интересно на уроке и вы хорошо запомнили то, что исследовали.
Домашнее задание
– Рассказывать по плану о строении кожи, подготовить новые доклады по теме.