Отрыв профессионального обучения от предстоящей практики, с одной стороны, и невозможность перенести саму практику в стены учебного заведения с другой, привели нас к выводу о необходимости промежуточного звена между учебной и реальной профессиональной деятельностью. Такая деятельность-посредник получила название «квазипрофессиональной» [1]. Это означает, что в профессионально-образовательную среду встраиваются имитационные, социальные модели, представляющие собой предельно обобщенный вариант предстоящей профессиональной деятельности (проекты). Под словом проект мы понимаем не только «замысел, план» как это трактует словарь, но процесс, имеющий конкретную цель, протяженность во времени и пространстве, предполагающий применение технологий производственного процесса для конкретной специальности.
Эксперимент по внедрению квазипрофессиональной (проектной) деятельности начался в 2005 году на отделении управления и экономики с идеи создания некой реально действующей студенческой фирмы, функционирование которой сопровождалось бы реальными документами, реальными управленческими действиями. Причиной послужили три существенных проблемы профессионального становления студентов: дефицит диалога преподавателей со студентами на учебных занятиях и в неформальной обстановке; дефицит активных форм обучения, обеспечивающих приобретение опыта применения теоретических знаний к решению профессиональных задач; неоптимальные условия профессионального самоопределения студентов при выборе мест технологической и преддипломной практик. Анкетирование и непосредственные беседы со студентами отделения привели к мысли, что наряду с уже практикуемыми, традиционными формами приобретения первоначального профессионального опыта студентами (встречи с выпускниками, потенциальными работодателями, проведение тренингов и семинаров, деловых и имитационных игр в рамках аудиторных занятий и т.п.) необходимо искать новые, более действенные формы взаимодействия со студентами. Во всех анкетах студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной практической деятельности во всех сферах управленческого процесса. Приведу некоторые цитаты:
«Нам много рассказывают об особенностях работы специалистов государственного и муниципального управления, о нормативно-правовой базе их деятельности, но невозможно быть уверенным, справимся ли мы с этим «грузом» знаний в реальной практике»;
«После производственной практики я поняла, что все гораздо серьезнее, чем в деловой игре. Общение совсем другого уровня и рядом нет преподавателя»;
«Мне кажется, что нужна какая-то другая практикаmso-spacerun:yes"> еще в стенах колледжа, где мы можем реально проверить себя как будущего специалиста, проявить свои личностные качества…».
В контексте этой проблемы появилась неожиданная, на первый взгляд кажущаяся странной, идея: применить опыт театральной педагогики. Известно, что в ходе обучения студентов в театральных училищах происходит активное и действенное освоение актерского и режиссерского мастерства и это обеспечивает студенту высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Итоги обучения профессиональному мастерству оцениваются здесь по качеству реального профессионального продукта – участию в самостоятельной постановке и игре в дипломном спектакле. Весь процесс строится как система последовательных творческих заданий, в ходе выполнения которых студенты либо путем специальных тренировок развивают в себе необходимые профессионально важные качества, либо осваивают профессиональные навыки и умения и обретают опыт их применения к практическому решению определенных профессиональных задач.
Этот опыт показался нам интересным также и тем, что он с самого начала обеспечивает максимальную вовлеченность студентов в конкретную профессиональную деятельность, их высокую творческую активность и инициативность, активное взаимодействие студентов друг с другом, что позволяет по ходу деятельности выстраивать опыт оптимального профессионального общения. Таков прецедент возникновения студенческого информационно-аналитического центра «Контакт».
Создавая центр, мы ставили следующие цели:
- развить профессиональные и познавательные мотивы в процессе реализации проекта;
- трансформировать теоретические знания в средство регуляции моделируемой профессиональной деятельности.
Поскольку основной деятельностью центра «Контакт» изначально планировалось оказание консалтинговых услуг, задачи центра сформулированы следующим образом:
- оказание консультационных услуг студентам по вопросам нормативно-правового характера;
- создание банка данных о возможных местах практики;
- оказание консультационных услуг студентам по вопросам получения высшего профессионального образования;
- оказание помощи педагогам в организации и проведении внеаудиторных мероприятий (научно-практических конференций, конкурсов и т.п.);
- анализ потребности студентов в организации внеаудиторных мероприятий.
Студентами были выработаны организационные принципы центра:
- информационно-аналитический центр «Контакт» является самостоятельно действующим органом студенческого самоуправления;
- управление центром осуществляется на основе коллегиальности: координационным Советом;
- свои действия и решения координаторы центра (координационный Совет) в случае необходимости согласовывают с советниками из числа преподавателей.
Создание центра сопровождалось, как и в реальной жизни, организационно-распорядительными документами: положениями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4); должностными инструкциями (Приложение 5), штатной численностью (Приложение 6) приказами о приеме на работу сотрудников (Приложение 7). Разработкой и созданием документов занимались студенты-координаторы и отдел документационного обеспечения управления центра.
Центр «Контакт» придерживается логики стратегического планирования. В соответствии с этим координаторами разрабатывается основной стратегический план, рассчитанный на учебный год (Приложение 8). План содержит основные цели, направления деятельности, долгосрочные и краткосрочные задачи. Анализ реализации плана проводится на планирующих совещаниях в присутствии руководителей структурных подразделений центра.
В соответствии с задачами сформированы структурные подразделения центра «Контакт»:
- отдел аутсорсинга («out» – вне, «sourse» – источник) – устанавливает связи с внешними источниками информации (вузами города, центрами занятости, Министерством по делам молодежи, физкультуры и спорта, предприятиями, организациями и др.);
- отдел по работе с персоналом – осуществляет связь между потенциальными клиентами «Контакта» (преподавателями, студентами, службами колледжа);
- информационный отдел – осуществляет рекламные акции перед проведением каких-либо плановых мероприятий; готовит буклеты, листовки по тем или иным актуальным вопросам;
- отдел документационного обеспечения управления – осуществляет документирование деятельности центра, редактирует издаваемые документы, консультирует студентов по вопросам оформления наиболее популярных документов (резюме, заявления, объяснительные записки и т.д.),
Безусловно, ведущая роль в деятельности центра принадлежит отделу аутсорсинга. Главная задача этого отдела – практическая работа по содействию выстраивания карьеры выпускника колледжа: помощь в выборе высшего учебного заведения для продолжения учебы по специальности и особенно заблаговременный поиск места преддипломной практики. В процессе организации деятельности этого отдела «сотрудники» пришли к такому управленческому решению: оптимальный вариант работы с соискателями и потенциальными работодателями – создание банка данных резюме и вакансий. Соискатель вакансии представляет резюме в центр и автоматически становится клиентом. В зависимости от запроса «сотрудники» центра находят соответствующее место практики или кратковременной работы. Понятно, что с поиском работы есть определенные сложности, поэтому отдел налаживает связи с центрами занятости населения округов города Омска. Помощь заведующему практикой ощутима, так как студенты-«сотрудники» отдела аутсорсинга действуют энергично, занимаются каждым клиентом в соответствии с его заявкой. Сотрудничество с кафедрами довузовской подготовки дает возможность организовать встречи студентов колледжа с представителями конкретного вуза. Общаясь с представителем высшего учебного заведения, выпускник колледжа получает достоверные и полные ответы на вопросы, экономя личное время. Встречи с работодателями позволяют выпускнику понять уровень требований к потенциальному работнику, настроиться на реализацию этих требований.
Еженедельно координаторы проводят планирующие совещания с руководителями отделов. На совещаниях заслушиваются отчеты о проделанной работе, корректируются планы работ на последующую неделю. Сфера деятельности «Контакта» расширяется в зависимости от запросов клиентов (в том числе и преподавателей), так как заранее невозможно было предусмотреть весь диапазон запросов и потребностей. Иногда сотрудники центра прибегают к анкетированию, чтобы «спровоцировать» клиентов на формулирование иногда даже неочевидных проблем. Главное – механизм запущен в работу и естественным образом функционирует.
Полезность и признание студентами опыта квазипрофессиональной деятельности подтверждается тем, что в 2007 году конкурс на вакантные должности в ИАЦ «Контакт» составил 7 человек на место. За организационной поддержкой в центр обращаются кураторы групп, администрация при проведении разного рода мероприятий. Все это позволяет сделать вывод, что проект успешно стартовал и вызвал положительный резонанс в среде колледжа.
Наблюдение за процессом функционирования студенческой фирмы позволило выявить ряд проблем, которые, несомненно, можно предупредить. Так, сбои в начальном периоде (формирование штата) чаще всего объясняются интенсивным процессом формирования иерархической структуры фирмы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого часто избирают стратегию взаимной критики. Мы пришли к выводу, что процесс формирования штата и иерархической структуры лучше вывести за рамки «реалити-игры». Вначале психолог проводит серию тренингов, которые естественным путем определяют лидеров, затем, без особых проблем студенты проводят демократичные выборы координаторов, начальников отделов и распределяют между собой функциональные обязанности. Трудности в функционировании студенческой фирмы могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее «сотрудников», выражающимися в неспособности к корпоративной деятельности, к принятию реальных условий игры. В силу этого происходит естественный отбор в процессе деятельности: координаторы вынуждены принимать вполне реальные меры – наложение взысканий и даже увольнение.
Так как ежегодно происходит естественная ротация и состав студенческой фирмы обновляется, в конце учебного года обязательна рефлексия. По окончании первого года функционирования информационно-аналитического центра «Контакт» участникам проекта были предложены следующие вопросы:
- Интересен ли проект?
- Соответствует ли он реальным условиям действительности?
- Что можно было бы сделать иначе, если бы вы начали реализацию проекта еще раз?
- Достаточно ли было теоретических знаний для реализации проекта?
- Какие источники информации вы использовали для пополнения знаний?
- Какова совокупная польза проекта?
Анализ ответов первого состава центра позволил исключить некоторые проблемные моменты для следующего состава участников и дал ответ на главный вопрос: нужен ли был такой проект самим студентам (как участникам, так и «потребителям»)? Нужен! Психологические и временные затраты со стороны преподавателей оправдывают себя. Главное тому подтверждение – успешность в социуме выпускников – участников первого проекта. Все они реализованы в соответствии со своими притязаниями: планировавшие найти работу нашли ее, планировавшие продолжение обучения поступили в вузы. Главное, эти студенты, прошедшие параллельно с аудиторным обучением профессиональнуюстажировку, естественным путем развили в себе профессиональные компетенции, о которых так много говорится теоретически, но не всегда они проявляются в реальной ситуации.
Для рефлексии определены следующие проблемы:
- Готовность студентов к проекту.
- Ориентирован ли проект на имеющиеся у студентов теоретические знания и социальный опыт?
- Насколько самостоятельны были студенты в принятии решений и своих действиях?
- Ощущался ли положительный эмоциональный настрой участников проекта?
- Какие профессиональные компетенции проявили участники проекта?
- Какова эффективность проекта?
На основе результатов рефлексии определены преимущества квазипрофессиональной деятельности:
- данная форма снимает противоречие между абстрактным характером учебных предметов и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности к разным дисциплинам;
- участие в квазипрофессиональном проекте позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления;
- участие в проекте соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к реальному профессиональному общению;
- квазипрофессиональная деятельность насыщена обратной связью, причем более оперативной и адекватной по сравнению с применяемой на традиционных аудиторных занятиях;
- в проекте формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;
- в квазипрофессиональной деятельности проявляется вся личность, в то время как в аудиторной деятельности (даже игровой) доминирует интеллектуальная сфера;
- метод проектов провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления и переоценки результатов принятия управленческих решений;
Эксперимент позволяет сделать вывод, что квазипрофессиональная деятельность решает основную проблему профессионального образования – переход от учебной деятельности студента к деятельности профессиональной. Именно в контекстном обучении моделируется целостное предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, при этом включается весь потенциал активности студента – от индивидуального восприятия до социальной активности. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделирования профессиональных ситуаций (проектов), что обеспечивает условия формирования познавательных и профессиональных мотивов студента, а с ними и трансформацию академической процедуры усвоения знаний в профессионально-практическую деятельность будущего специалиста. Проектная деятельность не исключает, а дополняет активные аудиторные формы: семинары, практические занятия, деловые и имитационные игры. Наоборот, предмет деятельности студента в контекстном обучении трансформируется от учебной информации (в собственно учебной деятельности) к моделируемым ситуациям (в квазипрофессиональной деятельности) и, далее, к реальным профессиональным ситуациям (различные виды производственной практики).
ЛИТЕРАТУРА
- Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе//Вопр. психол. 1987.
- Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. канд. дис. М., 1997.