Главная задача современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. К работе дошкольных учреждений предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, т.к. уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Практика дошкольной работы сегодня такова, что поток новинок методической литературы буквально «захлестывает» педагога. Пытаясь впитать в себя максимум, он часто останавливается в растерянности, не умея применить на практике предлагаемые материалы. Итог этого плачевный: теория не находит применения на практике.
В нашем детском саду нашли решение этой проблемы: школой профессионального совершенствования стали педагогические советы.
Важнейшими задачами педагогических советов мы видим: обмен опытом педагогической работы, распространение и внедрение передового педагогического опыта, совершенствование педагогического мастерства и повышение уровня профессиональной компетентности.
Время подготовки и проведения педсоветов давно перестало быть скучной формальностью. Каждому педагогическому совету предшествует разноплановая предварительная работа, в процессе которой педагоги имеют возможность еще раз внимательно изучить теоретические аспекты проблемы педсовета, методические материалы. Для этого им предлагаются не только поработать с традиционным списком литературы, но и вопросы, требующие анализировать материал, составить свое мнение об изученном. Педагогический совет строится с таким расчетом, чтобы коснуться и теории, и практики. Нетрадиционные педагогические советы в форме деловой игры, конференции, семинара-практикума, КВНа, пресс-центра, давно стали для нас традиционными.
Подготовка подобного педсовета иногда требует написания сценария, распределения участников на команды, определения ролей. Подобный подход позволяет превратить обычный тематический педсовет, посвященный одной из годовых задач коллектива – в школу профессионального совершенствования, в которой происходит рост уровня профессиональной подготовленности педагогов, развивается сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения и многие другие профессионально значимые качества. Члены одной команды, при совместном выполнении заданий, уже в период подготовки к педсовету, ближе узнают не только потенциал, но и внутренний мир друг друга.
Предлагаем Вашему вниманию материалы педагогического совета «Место сказки в развитии ребенка-дошкольника».
Форма проведения: КВН.Предварительная работа
1. Обследование предметно-развивающей среды по проблеме: «Сказка как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника».
№ пп |
Стороны анализа |
Группа |
|
1 |
2… |
||
1. | Наличие в группах условий для организации театрализованной деятельности: | ||
Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр. | |||
Соответствие возрасту видов театра. | |||
Фланелеграф. | |||
Настольный театр. | |||
Пальчиковый театр. | |||
Атрибуты для игр-драматизаций. | |||
Куклы «бибабо». | |||
Нетрадиционные виды театров. | |||
2. | Эстетика предлагаемых воспитанникам пособий. | ||
3. | Наличие в группах библиотеки сказок, соответствующей возрасту воспитанников. | ||
4. | Наглядная информация для родителей по проблеме «Сказка как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника». | ||
5. | Наличие мнемосхем, мнемотаблиц по сказкам. | ||
Итого: |
2.
Отбор информационного и наглядного материалов для родителей по проблеме «Сказка как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника».3.
Месяц практического мастерства.- Конкурс на лучшую фигуру изо льда и снега: «Снежная сказка».
- Конкурс рисунков для педагогов, воспитанников и родителей «Сказка– ложь, да в ней – намек».
- Конкурс поэтов и прозаиков «Новые сказки о главном».
4.
Неделя педагогического мастерства: просмотр открытых занятий во всех возрастных группах.5.
Работа в творческих группах.Задания для творческой группы № 1
- Подготовить представление команды. (Название, приветствие, емко и кратко о каждом члене команды). 1–2 мин.
- Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: Заяц-хвастун, Айболит, О рыбаке и рыбке.
- Подготовить презентацию книги со сказками воспитанников.
- Инсценировать авторское продолжение сказки: «Волк и семеро козлят».
- Начало сказки: Коза, не найдя детей, позвонила в «Запретную зону»
- Охарактеризовать персонажа программной сказки, используя аналогии из других.
- Подготовить мнемосхему к сказке ( на выбор команды)
- Подготовить сказку-загадку (из которой убежали все существительные: в письменном виде).
- Придумать сказку о детском саде № 171 (герои – ожившие предметы).
Морфологический анализ. Варианты использования метода МФА в работе со сказками: Гусилебеди, Незнайка на Луне, Дюймовочка, Мойдодыр, В гостях у солнышка, Волк и семеро козлят, Золушка.
Задания для творческой группы № 2
- Подготовить представление команды.
- Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Колосок», «О мертвой царевне», «Три поросенка».
- Подготовить презентацию книги со сказками воспитанников.
- Инсценировать авторское продолжение сказки:
«Гуси-лебеди».
Завязка: Аленушка поняла, что братца украли и позвонила в «Запретную зону».
Задания 5–9 такие же, как для 1 группы.
Вопросы для подготовки к педсовету
- Традиционные методы работы со сказкой.
- Нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой, предлагаемые Фесюковой Л.Б.
- Значение сказки для всестороннего развития ребенка-дошкольника.
- Сказка как средство коррекции: сфера влияния.
- Сказка как средство семейного воспитания: рекомендации для родителей.
- «Сказочный репертуар» в детском саду: точки зрения.
Алгоритм педагогического совета «Место сказки в развитии ребенка-дошкольника»
1. Представление команд 1–2 мин.
2. Разминка «Дворец сказок»
Командам предлагается схематично выполненный дворец (Приложение 1) из множества кирпичей; «положить» кирпич в кладку», т.е. закрасить его может тот, кто назовет 1 из методов работы со сказкой. Команды действуют по-очереди, работая маркерами разного цвета.
3. Игра-тренинг «Хорошо – плохо».
Команды поочередно называют плюсы и минусы в известных им методах работы со сказкой, помечая их соответствующими «Смайликами».
Далее, методы ранжируются.
4. Мини-спектакль «Запретная зона» (Домашнее задание).
Команды разыгрывают авторское продолжение сказок:
«Волк и семеро козлят». Завязка: коза, не найдя детей, позвонила в «Запретную зону»;
«Гуси-лебеди»: Аленушка поняла, что братца украли и позвонила в «Запретную зону».
5. «Семь дорог»: командам необходимо определить возможные варианты работы со сказкой по схеме, предложенной Фесюковой Л.Б.( (Приложение 2)
Выбор сказки происходит посредством «Цветика-семицветика».
Предлагаемые произведения: «Морозко», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь».
6. «Новые сказки о главном» (Домашнее задание).
Презентация книг со сказками воспитанников.
7. «Театр сказок».
Участникам предлагают пантомимическими средствами изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают. Оценивается уровень исполнения, время размышлений.
8. «Аналогии».
Участникам необходимо охарактеризовать персонажа известной сказки, используя аналогии из других.
9. «Мнемосхемы».
Участники пересказывают сказку по схеме, предложенной соперниками.
10. «Сказка-загадка» .
Сказка, из которой убежали все существительные. Загадки соперники загадывают друг другу ( в письменном виде).
11. «Интервью» (экспромт).
Один из участников принимает роль автора сказки или игрового персонажа, другой – журналиста, который берет интервью. Вопросы должны носить поисковый характер.
12. «Озадаченный» (экспромт).
Команды придумывают «задачи из сказок». Предлагаемые произведения: «Гуси-лебеди», «Незнайка на Луне», «Мойдодыр», «В гостях у солнышка».
13. «Ожившая сказка» (Домашнее задание).
Команды представляют свои сказки о детском саде
№ 171 , где в роли героев выступают ожившие предметы (Приложение 3).
14. Морфологический анализ.
Варианты использования метода МФА в работе со сказкой. Предлагаемые произведения: «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка».
15. Итоги.
Схема тематической проверки «Сказка как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника»
№ пп |
Вопросы на контроле |
Методы контроля |
Содержание контроля |
Группа 1 |
Группа 2… |
1. |
Планирование работы с детьми. | Анализ календарных, перспективных планов. | Использование материалов сказок при планировании воспитательно-образовательного процесса. | ||
2. |
Создание условий. | Анализ предметно-развивающей среды (схема выше). | Наличие оборудования для детской деятельности (дидактические игры, театры и т.п.) | ||
3. |
ЗУН воспитателей. | Беседа. Наблюдения педагогического процесса. | Знание подходов, технологий использования материалов сказки для организации различных видов деятельности. Результативность и методика проведения занятий и самостоятельной деятельности. | ||
4. |
Работа с родителями. | Анализ документации, наглядной пропаганды. | Отражение проблемы в работе с семьей. |
Схема анализа организации работы с родителями по проблеме «Сказка как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника»
№ пп |
Вопросы на контроле |
Группа 1 | Группа 2... |
1. |
Обогащение родительских уголков. | ||
2. |
Родительские встречи. | ||
3. |
Консультации. | ||
4. |
Открытые просмотры. | ||
5. |
Совместная деятельность детей и родителей. | ||
6. |
Семинары практикумы по обучению родителей навыкам совместной деятельности с детьми. |
Использование «сказочного материала» при планирование работы с детьми
№ пп |
Направления работы. |
Группа 1 |
Группа 2… |
1. |
Ознакомление с окружающим | ||
2. |
ФЭМП. | ||
3. |
Игровая деятельность | ||
4. |
Художественно-продуктивная деятельность | ||
5. |
Ознакомление с художественной литературой | ||
6. |
Самостоятельная детская деятельность | ||
7. |
Индивидуальная работа с детьми |
Критерием эффективности работы педагогического коллектива является развитие личности ребенка. Лишь творческий педагог способен воспитать творческую личность.
Давайте творить вместе! Успехов нам всем!
Рекомендуемая литература:
- Н.Я.Большунова Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. – Новосибирск: НГПУ, 2000.
- К.Ю.Белая Педагогический совет в дошкольном учреждении / К.Ю. Белая // Дошкольное воспитание. — 1991. — №№ 1, 2.
- К.Ю.Белая Заведующий детским садом / К.Ю.Белая. — М., 1997.
- Е.К.Лютова , Г.БМонина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
- Л.В.Поздняк Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. педвузов. — 2-е изд., стереотип. / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 432 с.
- С.И.Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5–8 лет. – М., 2003. – 79 с.
- Д.Ю.Соколов Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
- Тренинг по сказкотерапии. /Под.ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – СПб., 2000. – 254 с.
- Л.Б.Фесюкова Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.
- М.И.Чистякова Психогимнастика. – М., 1990. – 143 с.
- М.Н.Шустерман, З.Г.Шустерман Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1996. – 216 с.