Тема урока: Химические свойства металлов.
Тип урока: практическая работа.
Цели и задачи урока:
- закрепить на практике знания химических свойств металлов;
- продолжить формирование умений наблюдать за явлениями и делать выводы;
- продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения эксперимента.
Методы и методические приемы: репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.
Оборудование и реактивы:
- лоток, пробирки, штатив для пробирок, щипцы, спиртовка, соляная кислота, серная кислота, цинк, сульфат меди(II), железо;
- методичка для выполнения опытов;
- творческое задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний (вводная часть)
Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?
Ученик: Взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).
Учитель: При изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.
III. Практическая работа
Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.
На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):
Практическая работа № 1. Химические свойства металлов
Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.
Приборы и реактивы: (заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту).
Ход работы:
Что делал |
Что наблюдал | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 |
|
|
|
Опыт 2 |
|
|
|
Общий вывод:
Учитель: Перед выполнением опытов,
давайте повторим основные правила проведения
эксперимента и техники безопасности.
Ученик: Действия производятся над лотком,
на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз.
Банки с реактивами берутся в руку этикеткой
внутрь, реактив наливается 1–2 мл, но если
перелили, то обратно в банку не возвращается.
Учитель: Приступаем к проведению
опытов.
Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1, 2) группами по 4 человека.
IV. Закрепление материала
Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.
Вариант 1.
Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?
Ученик: Этот металл – медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.
Вариант 2.
Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.
Ученик: Этот металл – титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.
V. Рефлексия
Учитель: Что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?
Ученик: Мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.
Учитель: Запишите в дневниках домашнее задание – стр. 34– 37, в. 1 , з.7 (стр. 37).
Рабочая карта
1. Оформление работы
Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.
1 вариант.
Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.
Приборы и реактивы:
Ход работы:
Что делал |
Что наблюдал | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 |
|
|
|
Опыт 2 |
|
|
|
Общий вывод:
2. Описание проведения опытов
Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора серной кислоты.
Опыт 2. Зажмите щипцами медную проволоку и прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета.
3. Творческое задание
Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?
Рабочая карта.
1. Оформление работы
Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.
2 вариант.
Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.
Приборы и реактивы:
Ход работы:
Что делал |
Что наблюдал |
Уравнения реакций |
Выводы |
Опыт 1 |
|
|
|
Опыт 2 |
|
|
|
Общий вывод:
2. Описание проведения опытов
Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора соляной кислоты.
Опыт 2. Налейте в пробирку 1–2 мл сульфата меди(II) и поместите в данный раствор кусочек железа. Оставьте систему на 5 минут, после чего аккуратно достаньте железо.
3. Творческое задание
Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.