Цели урока:
- В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные учащимися по данной теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся.
- Развивать у учащихся умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать патриотические чувства и гордость за то, что в нашей стране жил и работал великий ученый М.В. Ломоносов.
Оборудование: плакат с эпиграфом, высказывания ученых, для сценки сундук, карточки с формулами, кроссворды, ребусы, викторина о М.В.Ломоносове, материалы для опытов (колба, кусок льда, спиртовка, стеклянная пластинка, стакан). Фишки разных цветов для каждого ученика.
Эпиграф урока:
«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет».
(Фирдоуси,персидский и таджикский поэт, 940–1030 г.г)
– Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно-обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе». Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.
Сценка:(стоит сундук)
Учитель: Ребята, а что это за сундук? Что там шумит?(Голос из сундука)
- Это мы, молекулы, из которых состоит тело. Мы непрерывно движемся и взаимодействуем, друг с другом, притягиваемся и отталкиваемся.
- Поэтому мы обладаем тепловой энергией – энергией движения и взаимодействия молекул, которую можно изменить путем теплопередачи и совершением работы над телом.
- Моё имя – количество теплоты. Я показываю, какую энергию тело приобретает или отдает при теплопередаче. Меня измеряют в Джоулях.
- А я работа, которую совершают над телом или тело само совершает. При этом тело нагревается или наоборот охлаждается.
- Поэтому тело обладает внутренней энергией – энергией движения и взаимодействия молекул.
- Внутренняя энергия увеличивается с повышением температуры и уменьшается с уменьшением температуры.
Актуализация знаний учащихся: (составляется схема)
- Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (Тепловые)
- Из чего состоит любое физическое тело? (Из молекул)
- Что мы знаем про молекулы? (Они непрерывно хаотично движутся и взаимодействуют друг с другом)
- Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (Кинетической энергией движения молекул)
- Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (Потенциальной энергией взаимодействия молекул)
- Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (Внутренняя энергия)
- Можно ли внутреннюю энергию изменять? Каким способом? (Путем совершения работы над телом или самим телом, теплопередача)
- С помощью, каких явлений происходит передача тепла от одного тела к другому? (Теплопроводность, конвекция, излучение)
– Урок проведем в форме игры. У нас две команды «….», «….». Судить вашу работу в команде будет компетентное жюри, в составе …
1 конкурс «Приветствие команд» (название, девиз, приветствие соперникам и жюри)
– Болельщики могут помочь командам заработать дополнительные очки, разгадывая кроссворды и ребусы или самостоятельно составив кроссворды и ребусы в течение урока.
2 конкурс «Дальше, дальше…» (0,5 балла за правильный ответ. Правильно ответивший бросает свою фишку в копилку)
Задания первой команде:
- Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют… (тепловым)
- Внутренняя энергия тела зависит… (от температуры тела, агрегатного состояния вещества)
- Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: … (теплопередачей, совершением работы над телом или самим телом)
- При повышении температуры внутренняя энергия … (увеличивается)
- Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют … (теплопередача)
- Теплопроводность наблюдается … (твердых телах, жидкостях, газах)
- Количество теплоты зависит от … (массы тела, рода вещества, изменения температуры)
- Единица измерения количества теплоты… (Джоуль)
- Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют … (плавление)
- Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют … (кипение)
- Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива … (Дж/кг)
Задания второй команде:
- Температура тела зависит от … (скорости движения молекул)
- Энергия движения и взаимодействия молекул, называется … (внутренняя энергия)
- Внутренняя энергия не зависит от … (ни от движения самого тела, ни от положения тела относительно других тел)
- При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела … (уменьшается)
- Теплопередача осуществляется 3 способами … (конвекция, теплопроводность, излучение)
- Конвекция наблюдается в … (жидкостях, газах)
- Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют … (количество теплоты)
- Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете … (калория)
- Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют … (конденсация)
- Температура, при которой жидкость кипит , называют … (температура кипения)
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества … (Дж/кг*оС)
3 конкурс «Физическая эстафета» Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её. (1 балл за правильную формулу)
Задание первой команде: | Задание второй команде: |
4 конкурс «И физика, и лирика» (3 балла за правильный ответ)
- Один поэт писал о капле так: «Она жила, и по стеклу текла, // Но вдруг её морозом оковало// И неподвижной льдинкой капля стала, // А в мире поубавилось тепла».// В чем ошибка поэта?
- Почему выражение «Шуба греет» неверно? Всё молчит. Лучина с треском // Лишь горит багровым блеском // Да по кровле ветр шумит… // Почему лучина горит с треском?
- А.Блок «Ворона»: Вот ворона на крыше покатой,// Так с зимы и осталась лохматой // А уж в воздухе – вешние звоны // Даже дух занялся у вороны… Почему ворона была зимой лохматой?
- В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел, // В долине пар белеет тонкий, // И песню раннюю запел // В лазури жаворонок звонкий… Почему туман появляется ранним утром?
- А.Блок: «Снег да снег»: Снег да снег. Всю избу занесло// Снег белеет кругом по колено, // Так морозно, светло и бело // Только черные, черные стены…// И дыханье выходит из губ// Застывающим в воздухе паром // Вон дымок выползает из труб// Вон в окошке сидят с самоваром; // Старый дедушка сел у окна // Наклонился и дует на блюдце;// Вон и бабушка с печи сползла, // И кругом ребятишки смеются… Почему дедушка чай пьет из блюдца, а не из кружки?
- А.Блок: Гроза прошла, и ветка белых роз // В окно мне дышит ароматом… // Еще трава полна прозрачных слез, // И гром вдали гремит раскатом…// Почему после дождя запахи особенно сильны?
5 конкурс «В загадке соль» (3 балла за правильный ответ)
– Отгадать загадку и ответить на вопрос.
Задания 1 команде:
- На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег)
Зачем глухарь в морозную ночь камнем падает с дерева в снег?
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
С какой стороны окна появляется морозный узор и почему?
- Что видно, если ничего не видно? (Туман)
Как образуется туман?
- Это тесный – тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер. (Спички)
Какое физическое действие выполняется при зажигании спичек?
Задания 2 команде:
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
Чем отличается молекулярное строение воды и льда?
- По лужку он гордо ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит детушкам перинки. (Гусь)
Почему гусь не замерзает в стужу?
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Как образуются тучи?
- На крыше нашей гном сидит,
И небо каждый день коптит. (Труба)
Для чего в котельных трубы ставят высокие?
6 конкурс «Народные приметы» (3 балла за правильный ответ)
– Каков физический смысл пословиц?
- И сырые дрова загораются. (Русская пословица)
- Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица)
- Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (татарская пословица)
- Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица)
- Куй железо пока горячо (русская пословица)
7 конкурс «Конкурс капитанов «И опыт, сын ошибок трудных…»» (4 балла)
1. Оборудование: колба, закрыта пробкой со
стеклянной трубкой, стекло на нити.
Опыт: Подогревая воду в колбе, пар выходящий
из трубки направляем на стекло. Образуется
конденсат на стекле.
Вопрос: Почему образуется роса на растениях
по утрам?
2. Оборудование: пробирка с кусочком льда,
придавленного ко дну пробирки, и водой,
спиртовка, спички.
Опыт: Подогреваем верхний слой воды,
замечаем, что вода уже кипит, а лед не тает.
Почему?
Вопрос: Какова температура нижнего слоя
воды в озере: выше или ниже температуры верхнего
слоя? Почему?
8 конкурс Команды решают расчетные задачи в общем виде (5 баллов за правильный ответ)
- Сколько каменного угля надо сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании бензина объемом 6 м3?
- Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27оС?
Итог урока
– Когда мы начали изучать данную тему, я вам предложила отгадать, какой закон зашифрован в данном тексте. Сегодня мы прочитаем этот закон:
«Энергия никуда не исчезает и не создается из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому»
Е | Р | Д | А | Н | Е | Г | О | Е | Т | ||
Н | Г | У | Н | И | С | Е | , | А | С | У | |
Э | И | К | Е | Т | О | Ч | О | Щ | Я | Р | Г |
Я | И | И | Е | З | И | Н | А | И | Д | О | Т |
Н | С | А | Д | Н | А | Р | З | В | Й | И | О |
Ч | З | А | З | Т | В | О | А | И | Д | Т | Л |
Е | Е | И | О | Е | Д | Д | Л | О | О | Е | А |
Т | Я | Л | Р | Н | И | И | Х | Д | Т | К | О |
С | Ь | П | О | В | П | Е | Н | О | Д | Г | М |
К | О | Г | О | Е | Р | О | Г | Р | У | У | . |
– Этому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые.
Сообщение ученика о Джоуле.
Подведение итогов конкурсов.
– Как вы видите, чудес на свете много, они
повсюду, им можно удивляться, из можно бояться, с
ними можно подружиться, но изучая чудеса, им
можно дать объяснение.
Спасибо за урок.