Урок русского языка в 3-м классе на тему "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Разделы: Начальная школа


Формирование языковой компетенции и орфографической зоркости – основная проблема над которой работает учитель со своими учениками в течение всего периода обучения русскому языку. В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идёт стереотипно: дети сначала учат правило, а затем выполняют упражнения. Но знать правило и свободно писать – вещи разные. Считают, что одна из главных целей научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решить орфографические задачи. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Ниже представлен разработанный мною сценарий урока, составленный на основе программы «Сборник для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова». Учебник «Русский язык» А.В. Полякова. Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература» 2005 год.

Триединая цель урока (ТЦУ):

  • учить распознавать на слух проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово;
  • повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
  • развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей;
  • формировать адекватную самооценку;
  • воспитывать у школьников интерес к родному языку.

Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию MS PowerPoint (Приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Выход на тему и задачи урока.
  3. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.
  4. Чистописание.
  5. Закрепление материала.
  6. Физминутка
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: Какие буквы вы видите?

На доске: а, о, е, е, и, я, э, ы, у, ю

Дети: Буквы, обозначающие гласные звуки.

Учитель: Сколько таких букв вы знаете?

Дети: 10 букв.

Учитель: Сколько гласных звуков вы знаете?

Дети: 6 гласных звуков.

Учитель: Назовите их.

Дети:  а, о, и, у, э, ы.

Учитель: Какие бывают гласные звуки?

Дети: Ударные и безударные.

Учитель: Написание, каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение.

Дети: Буквы, обозначающие безударную гласную?

Учитель: Как проверить безударную гласную?

Дети: Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.

Учитель: Назовите сами тему урока.

Дети: Проверка написания слов с безударными гласными.

III. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.

Учитель: Давайте составим алгоритм к этому правилу.

Учитель: Какие слова зашифрованы в ребусах.

Дети: Дрова, слова, сова.

Учитель: Что общего у этих слов?

Дети: В этих словах 2 слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква О.

Учитель: Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.

Дети: Буквы а, в, о.

Учитель: Назовите лишнюю букву.

Дети: Буква в, так как а, о – обозначают гласные звуки, а в – согласный звук.

IV. Чистописание.

Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать строчные буквы а, о, соединяя их.

Учитель: Обратите внимание на нижние соединения.

На доске:

а о а                                     а о а

Учитель: Прочитайте 1, 2 предложения

Дети:

В…лна  за в…лной бежит на берег.
Чайка летела над в…дой.

Учитель: Какая буква пропущена в словах? В каком слоге?

Дети: Буква О, в безударном слоге.

Учитель: Мы будем писать букву О, используя верные соединения

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Внимательно рассмотрите кадры из фильма сказки. Как называется сказка? Кто ее автор?

Дети: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Учитель: Полное название этого произведения « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном  и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка А.С.Пушкина будет путеводителем на нашем уроке и поможет достичь цели урока.
Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Пишите их в левый столбик, а в правый – проверочные слова.

«Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом».
«Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».

Ученики работают самостоятельно. Затем вместе с учителем разбирают задание.

Учитель: Назовите, какие слова вы выписали?

Дети: Зеленый, над холмом, бежит, в волнах, на парусах.

Учитель: Сравните у всех ли такая запись.

Зеленый – зелень
Над холмом – холм
Бежит бег
В волнах – волны
На парусах – парус

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В безударном слоге пишется та буква, которая пишется  в слове с ударным слогом.

Учитель: Обратите внимание, а какие еще здесь есть орфограммы?

Дети: Предлоги и сочетание «жи».

Учитель: Докажите, что «на» – предлог. Да, можно вставить другое слово. Например: На (раздутых) парусах. Какой ветер раздувает паруса?

Дети: Попутный.

Учитель: Что означает пожелание попутного ветра?

Дети: Это пожелание удачи. Так говорят тому, кто отправляется в путь.

VI. Физминутка

Учитель: Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек и писатель, и книга, как наша сказка А.С.Пушкина. Попутный ветер нас несет к следующему заданию. Прочитайте словосочетание. На какие группы можно их разбить, по каким признакам?

Дети: По орфограммам.

На доске:

ч…дный остров;
з…лотой орех;
ч…стые зубцы;
ш…рокое поле.

Учитель: Теперь, ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово.

На запоминание дается 1–2 минуты. Затем слова первого столбца стираются.

Запишите словосочетания по памяти. В слове «широкое» определите количество звуков и букв (7 букв, 8 звуков).

Почему звуков больше?

К слову «частые» подберите слово с противоположным значением (антонимы) редкие. К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы): «удивительный», «прекрасный», «восхитительный».

Много чудес происходило на острове. Какие строки о белочке из сказки Пушкина вы вспомнили?

«Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые…»

В каком домике жила белочка?

Дети: В хрустальном.

Учитель: Что такое хрусталь?

Дети: Это такое особое стекло с красивым блеском и резьбой.

Учитель: На доске: дом, князь, белочка, выстроил, для, потом, хрустальный.

Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите ошибки в словах.

На какие орфограммы допущены ошибки?
Найдите ту орфограмму, о которой мы сегодня говорили.
Какие слова здесь рифмуются.  « Потом – дом ».
Как правильно оформить запись стихотворных слов.

Слабые ученики получают карточки

Князь ______ потом
Выстроил хрустальный дом

Найдите слова, в которых букв больше чем звуков.

Подчеркните в этом предложении основу предложения и дайте характеристику этому предложению.

VII. Итог урока

Учитель:

Как называется сказка, которая была для нас добрым попутчиком на уроке?
Какие орфограммы мы повторили?
Назовите тему нашего урока? (Безударные гласные в корне слова)
Как проверяем безударную гласную в корне слова? (С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так, чтобы безударный стал ударным).

Обратимся к тесту, которой будет своеобразным итогом урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».

ТЕСТ

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:

  • К каждой гласной подобрать проверочное слово.
  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово.
  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
  • Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу цветом:

  • Красный – хорошо усвоил материал
  • Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
  • Синий – еще нужно работать.