«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий.
Ира – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности»
В.А.Сухомлинский
Урок у учащихся немыслим без игры, без красочного наглядного оформления, особенно в первой половине года.
На уроках математики должно быть следующее
оборудование: магнитные доски, набор цифр,
счетный материал, геометрические фигуры,
классное и индивидуальные полотна.
У детей наборы «Учись считать». Кроме того,
кружки натянутые на леске двух цветов и двух
размеров больше и меньше, кубики, машинки, куклы,
посуда, ракеты, палочки, мячи. На уроках у нас
часто присутствуют герои любимых детских книг:
Буратино, Незнайка, Карандаш, Чебурашка,
Мурзилка, а также игрушки Лиса, Волк, клоун и
другие. Все этапы урока я стремлюсь объединить
одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например,
урок проходит в форме игры-путешествия в лес, к
реке или поездки за город, полет в космос и т. д. В
пути дети делают остановки, во время которых
знакомятся с обитателями зоопарка, выполняют
какие-то задания. Совершаем путешествия также и в
мир детских сказок. В уроки включаются сюжеты
знакомых детям сказок русские народные
(«Теремок», «Репка» и др.).
Характер игр и игровых моментов, которые предлагаются детям в первом и во втором полугодии, был различным. Если в первом полугодии большинство игр было сюжетных, красочно оформленных с непосредственным участием и движением самих ребят, то во втором полугодии предлагается больше игр и игровых моментов, связанных с развитием логического мышления, речи, счета, творческого воображения, смекалки. На уроках математики дети часто отправляются то на станцию, где их ждет хитрая лиса, неуклюжий медведь, то на станцию «Игровая» или едут в страну «Знания», или отправляются в космос к неизвестным планетам Дети едут на паровозике, на ковре самолете, на ракете, на машинах. Во всех совершаемых путешествиях учебные и развивающие цели. Игра «Магазин»: у детей есть монетки 1 коп, 2 коп, 3 коп, 5 коп, 10 коп, я показываю детям предметы или вывешиваю плакат с его изображением, а под ним подписываю стоимость предмета: марка – 3 коп, конверт – 5 коп, открытка – 10 коп, тетрадь – 3 коп, карандаш – 2 коп и другие, дети встают и говорят, сколько они платят и что покупают.
Потом мы отправляемся на прогулку в лес – игра
«Машинист», едем на поезде. На доске плакат с
паровозиком и вагончиками, но нумерация
вагончиков перепутана и, чтобы поставить все
вагончики на место, надо решить примеры, которые
на них записаны – примеры различны с ответами от
1 до 10. Дети, решив пример и получив ответ, берут
нужную цифру из кассы и встают около доски. Так
образуется состав из 10 вагонов. Машинист дает
сигнал отправления, и все отправляются на свои
рабочие места
Дети очень любят игры «Машинист» и «Магазин».
Принимая участие в этих играх, дети проявляют
большую активность, так как все хотят быть и
покупателями, и пассажирами, и машинистами.
Аналогично проводится игра «Отправляемся в
космос» и различные поездки на поездах, машинах,
автобусах. ЬЬ них могут ждать детей герои любимых
сказок, которые задают им трупные задания, но
чтобы проехать дальше, попасть на другую станцию,
их надо выполнить.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает
познавательный интерес и активность учащихся,
снимает усталость, позволяет удерживать
внимание.
В работе с детьми 1–4-х кл приходится много
думать, искать, творить. В результате родились
игры-путешествия: «В страну знакомых сказок»,
«Плывем к необитаемому острову», «В цирке».
В играх-путешествиях ненавязчиво обобщается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
А самое главное, что благодаря игре, учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся.
Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка, например, я предлагаю рассмотреть некоторые игровые ситуации при изучении нумерации чисел в пределах 10.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Проводя с детьми ту или иную игру, я наблюдаю на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того, многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывание, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.
Чтобы игра выполняла задачу художественного воспитания, я применяю на уроке яркие красочные рисунки, художественно оформленные игрушки, демонстрационный раздаточный материал.
При подборе игр учитываю наглядно-действенный характер мышления младшего школьника, учитываю, чтобы игра содействовала полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательные способности, речи, опыт общения со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
В процессе игры применяю предметы, окружающие учеников и их модели, так как психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами, рисунками, схемами. Практические действия дети описывают словесно. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия.
Таким образом, выполняется три формы взаимосвязи, влияющие на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического (материальная, является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия – проговаривание про себя).
- Иры, требующие от детей исполнительной деятельности. Ученики выполняют действия по образцу игра «Составим узор».
- Иры, требующие воспроизведения действий. Иры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это – «Удачливые рыболовы», «Лучший космонавт», «Лучший летчик», «Волшебный цветик».
- Иры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. «Цепочка" Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». Иры, развивающие навыки контроля и самоконтроля. «Лучший контролер», «Проверь Угадайку», «Арифметический бег».
- Иры, в которые включены элементы поиска и творчества: «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь»;
- Наглядные игры с использованием демонстрационного и раздаточного материала, с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). Сюда можно отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.
- Словесные игры применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала: игра «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» и др. К тем же играм можно отнести игры-загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их, задачки в стихах.
В качестве примера приведу разработки игр, используемых мною на уроках математики (см. Приложение).