Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Методы решения логарифмических уравнений"

Разделы: Математика, Информатика


Тема: Методы решения логарифмических уравнений. Зачетное занятие по работе в электронной таблице Excel.

Цели:

  • Учебные (дидактические):
    • углубить полученные теоретические знания решения логарифмических уравнений;
    • закрепить знания,  умения и навыки работы в электронной таблице;
    • систематизировать, обобщить знания, умения и навыки студентов связанные с применением методов решения логарифмических уравнений.
  • Развивающие:
    • развивать умение применять знания на практике;
    • формировать умение выделять существенное, главное, необходимое для применения на практике;
    • развивать творческие способности у студентов, стремление к расширению получения знаний, умений и навыков
  • Воспитывающие:
    • воспитывать у студентов разнообразные интересы и способности;
    • формировать навыки и потребности умственного труда , формировать убежденность в необходимости научных методов исследования, чувство ответственности и инициативности.

Форма урока: Нетрадиционный бинарный урок применения и закрепления знаний, умений и навыков.

Наглядные пособия, оборудование, ТСО: персональный компьютер, проектор.

Раздаточный материал: таблицы «Свойства логарифмов», алгоритм решения уравнений, тесты по информатике, карточки-задания.

Этапы урока:

I. Мобилизующий момент.
II. Мотивация и актуализация опорных знаний.
III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков.
IV. Самостоятельная работа студентов.
V. Подведение итогов занятия

ХОД УРОКА

I. Мобилизующий момент

  • доклад дежурного;
  • отметить отсутствующих.

Преподаватель математики: Сегодня у нас с вами урок необычный. Интегрированный урок. Сегодня на занятии вы покажите свои знания как по математике, так и по информатике. Тема нашего занятия: «Методы решения логарифмических уравнений ». Обратите внимание на доску эпиграф нашего урока (преподаватель читает эпиграф):

Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, что, следуя нашему методу, мы достигли цели.

Лейбниц

Преподаватель информатики: У каждого из вас есть  своя зачетная книжка куда мы будем выставлять оценки  за каждый этап занятия.

Математика

Информатика

Этап занятия

Оценка

Этап занятия

Оценка

I. Устный ответ   I. Выполнение теста  
II. Определение методов решения уравнения   II. Создание таблиц  
III. Решение уравнений графическим методом   III. Построение графиков функций  
IV.  Решение логарифмических уравнений      
Итог   Итог  

– Так как мы в течение занятия будем работать на компьютере, необходимо прослушать инструкцию по технике безопасности.

Инструктаж

– Нельзя самостоятельно, без разрешения преподавателя, включать и выключать компьютеры.
– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и проводов.
– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
– Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения преподавателя.
– В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать преподавателя.

II.  Мотивация и актуализация опорных знаний

Преподаватель математики:  Для того чтобы хорошо решать логарифмические уравнения, надо четко знать:

(отвечают студенты)

– Определение логарифмической функции, ее свойства;
– Определение логарифма;
– Cвойства логарифма, основное логарифмическое тождество.

– А сейчас повторим и проверим эти знания на столах у вас лежат сигнальные карточки, при их помощи вы будете показывать ответы на вопросы. Ваши ответы будут фиксироваться и завершив данную работу вы сможете поставить себе оценки за данное задание. (Выполнение данного задания фиксирует преподаватель информатики.)
Через проектор запускается презентация (Приложение 1).

III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков

Преподаватель информатики: По математике мы с вами повторили, то что надо знать для решения логарифмических уравнений, а сейчас вы покажете свои теоретические знания программы Excel. На столах лежат тесты. Подпишите их и ответьте на вопросы. (Приложение 2)

Тесты собираются.

Преподаватель математики: Назовите основные методы решения логарифмических уравнений:

(отвечают студенты)

– На основании определения.
– Введение новой переменной.
– На основании свойств логарифма.
– Графический.

– Все мы знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания.

Преподаватель информатики: Сядьте за компьютеры. Активируйте программу Excel. Создайте таблицу по образцу. Инструкционный лист лежит на столе.
В электронной таблице Excel составьте таблицу методов решения логарифмических уравнений, и заполните ее, указав номер уравнений которые решаются данным методом.

Методы решения логарифмических уравнений

№ уравнений в списке

На основании определения

 

Введение новой переменной

 

Графический метод решения

 

На основании свойств логарифма

 

Виды уравнений:

(Работы просматриваются преподавателем, выставляется оценка в зачетную книжку за данный этап занятия.)

Очень приятно, что среди нас есть увлекающиеся люди, которые не дают нам сидеть на месте, а заставляют двигаться вперед с более высокими темпами. Среди вас есть такие студенты, которые умеют работать с программой презентаций PowerPoint. Работать с этой программой мы будем с вами на втором курсе. Они получили задание составить презентацию по теме «Методы решения логарифмических уравнений» мы сейчас с вами их послушаем и сделаем выводы (Приложение 3).

(Студент в течение показа комментирует свою работу).

Преподаватель математики: Мы только, что посмотрели презентацию о каких методах там шла речь?

– Метод решения логарифмических уравнений на основании определения.
– Метод введения новой переменной.

Преподаватель математики: Заполните второй столбец нашей таблицы укажите номера уравнений которые решаются данными методами (Приложение 4).

(Студент в течение показа комментирует свою работу).

– Мы только, что посмотрели презентацию о каких методах там шла речь?

– Метод решения логарифмических уравнений на основании свойств логарифма.
– Графический метод.

Преподаватель математики: Заполните второй столбец нашей таблицы укажите номера уравнений которые решаются данными методами. Обратите внимание все ли уравнения занесены в таблицу? (Уравнение № 9 никуда не занесли.)

– Его мы с вами попробуем решить позже

IV. Самостоятельная работа студентов

Преподаватель информатики: Сейчас вы  будете работать по парам. На столах лежат карточки на них написаны 2 уравнения, сначала один из вас решает уравнение графическим способом  при помощи компьютера, а другой это же уравнение в тетради, затем сравниваете полученные решения, затем меняетесь местами и решаете другое уравнение. За данный этап занятия вы получите в оценку по математике и по информатике. (Оценки по информатике за построение графиков функций целесообразно сообщить сразу по мере выполнения, преподаватель по математике работы собирает и проверив, сообщает оценки в конце занятия. Задания на карточках даются с учетом индивидуальных способностей студентов.)

Преподаватель математики: Дальше мы с вами продолжаем работу в группах. Вам предлагаются уравнения, которые вы должны решить. Затем один из вас более интересное уравнение, по вашему мнению будете защищать. Решение уравнения для защиты будете записывать на досках:

V. Подведение итогов занятия

Преподаватель во время работы проходит и смотрит, какая из групп решила уравнение № 9.

– Итак, оформляем защиту

1 группа;
2 группа;
3 группа.

В это время объявляются оценки за тесты по информатике и за решение уравнений графическим методом по математике.

Преподаватель математики: Обратите внимание, уравнение № 9 вы решили совершенно новым методом и только что открыли его. Данный метод использовали и ранее, но вы смогли самостоятельно открыть его, совершенно ничего о нем не зная. Ребята, вы почти самостоятельно решили показательно-логарифмическое уравнение. Данный метод называется «Логарифмирование обеих частей уравнения». Давайте подведем итог нашего необычного занятия. Что нового узнали на занятии, чем занимались и вообще ваши впечатления.

Говорят студенты.