Тема: Методы решения логарифмических уравнений. Зачетное занятие по работе в электронной таблице Excel.
Цели:
- Учебные (дидактические):
- углубить полученные теоретические знания решения логарифмических уравнений;
- закрепить знания, умения и навыки работы в электронной таблице;
- систематизировать, обобщить знания, умения и навыки студентов связанные с применением методов решения логарифмических уравнений.
- Развивающие:
- развивать умение применять знания на практике;
- формировать умение выделять существенное, главное, необходимое для применения на практике;
- развивать творческие способности у студентов, стремление к расширению получения знаний, умений и навыков
- Воспитывающие:
- воспитывать у студентов разнообразные интересы и способности;
- формировать навыки и потребности умственного труда , формировать убежденность в необходимости научных методов исследования, чувство ответственности и инициативности.
Форма урока: Нетрадиционный бинарный урок применения и закрепления знаний, умений и навыков.
Наглядные пособия, оборудование, ТСО: персональный компьютер, проектор.
Раздаточный материал: таблицы «Свойства логарифмов», алгоритм решения уравнений, тесты по информатике, карточки-задания.
Этапы урока:
I. Мобилизующий момент.
II. Мотивация и актуализация опорных знаний.
III. Применение знаний при решении задач и
контроль сформированности умений и навыков.
IV. Самостоятельная работа студентов.
V. Подведение итогов занятия
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий момент
- доклад дежурного;
- отметить отсутствующих.
Преподаватель математики: Сегодня у нас с вами урок необычный. Интегрированный урок. Сегодня на занятии вы покажите свои знания как по математике, так и по информатике. Тема нашего занятия: «Методы решения логарифмических уравнений ». Обратите внимание на доску эпиграф нашего урока (преподаватель читает эпиграф):
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, что, следуя нашему методу, мы достигли цели.
Лейбниц
Преподаватель информатики: У каждого из вас есть своя зачетная книжка куда мы будем выставлять оценки за каждый этап занятия.
Математика |
Информатика |
||
Этап занятия |
Оценка |
Этап занятия |
Оценка |
I. Устный ответ | I. Выполнение теста | ||
II. Определение методов решения уравнения | II. Создание таблиц | ||
III. Решение уравнений графическим методом | III. Построение графиков функций | ||
IV. Решение логарифмических уравнений | |||
Итог | Итог |
– Так как мы в течение занятия будем работать на компьютере, необходимо прослушать инструкцию по технике безопасности.
Инструктаж
– Нельзя самостоятельно, без разрешения
преподавателя, включать и выключать компьютеры.
– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и
проводов.
– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной
одежде.
– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
– Нельзя ходить по классу, вставать со своего
места без разрешения преподавателя.
– В случае неисправности компьютера или при
обнаружении запаха гари – позвать
преподавателя.
II. Мотивация и актуализация опорных знаний
Преподаватель математики: Для того чтобы хорошо решать логарифмические уравнения, надо четко знать:
(отвечают студенты)
– Определение логарифмической функции, ее
свойства;
– Определение логарифма;
– Cвойства логарифма, основное логарифмическое
тождество.
– А сейчас повторим и проверим эти знания на
столах у вас лежат сигнальные карточки, при их
помощи вы будете показывать ответы на вопросы.
Ваши ответы будут фиксироваться и завершив
данную работу вы сможете поставить себе оценки
за данное задание. (Выполнение данного задания
фиксирует преподаватель информатики.)
Через проектор запускается презентация (Приложение 1).
III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков
Преподаватель информатики: По математике мы с вами повторили, то что надо знать для решения логарифмических уравнений, а сейчас вы покажете свои теоретические знания программы Excel. На столах лежат тесты. Подпишите их и ответьте на вопросы. (Приложение 2)
Тесты собираются.
Преподаватель математики: Назовите основные методы решения логарифмических уравнений:
(отвечают студенты)
– На основании определения.
– Введение новой переменной.
– На основании свойств логарифма.
– Графический.
– Все мы знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать в зоне своего внимания.
Преподаватель информатики: Сядьте за
компьютеры. Активируйте программу Excel.
Создайте таблицу по образцу. Инструкционный лист
лежит на столе.
В электронной таблице Excel составьте таблицу
методов решения логарифмических уравнений, и
заполните ее, указав номер уравнений которые
решаются данным методом.
Методы решения логарифмических уравнений |
№ уравнений в списке |
На основании определения |
|
Введение новой переменной |
|
Графический метод решения |
|
На основании свойств логарифма |
|
Виды уравнений:
(Работы просматриваются преподавателем, выставляется оценка в зачетную книжку за данный этап занятия.)
Очень приятно, что среди нас есть увлекающиеся люди, которые не дают нам сидеть на месте, а заставляют двигаться вперед с более высокими темпами. Среди вас есть такие студенты, которые умеют работать с программой презентаций PowerPoint. Работать с этой программой мы будем с вами на втором курсе. Они получили задание составить презентацию по теме «Методы решения логарифмических уравнений» мы сейчас с вами их послушаем и сделаем выводы (Приложение 3).
(Студент в течение показа комментирует свою работу).
Преподаватель математики: Мы только, что посмотрели презентацию о каких методах там шла речь?
– Метод решения логарифмических уравнений на
основании определения.
– Метод введения новой переменной.
Преподаватель математики: Заполните второй столбец нашей таблицы укажите номера уравнений которые решаются данными методами (Приложение 4).
(Студент в течение показа комментирует свою работу).
– Мы только, что посмотрели презентацию о каких методах там шла речь?
– Метод решения логарифмических уравнений на
основании свойств логарифма.
– Графический метод.
Преподаватель математики: Заполните второй столбец нашей таблицы укажите номера уравнений которые решаются данными методами. Обратите внимание все ли уравнения занесены в таблицу? (Уравнение № 9 никуда не занесли.)
– Его мы с вами попробуем решить позже
IV. Самостоятельная работа студентов
Преподаватель информатики: Сейчас вы будете работать по парам. На столах лежат карточки на них написаны 2 уравнения, сначала один из вас решает уравнение графическим способом при помощи компьютера, а другой это же уравнение в тетради, затем сравниваете полученные решения, затем меняетесь местами и решаете другое уравнение. За данный этап занятия вы получите в оценку по математике и по информатике. (Оценки по информатике за построение графиков функций целесообразно сообщить сразу по мере выполнения, преподаватель по математике работы собирает и проверив, сообщает оценки в конце занятия. Задания на карточках даются с учетом индивидуальных способностей студентов.)
Преподаватель математики: Дальше мы с вами продолжаем работу в группах. Вам предлагаются уравнения, которые вы должны решить. Затем один из вас более интересное уравнение, по вашему мнению будете защищать. Решение уравнения для защиты будете записывать на досках:
V. Подведение итогов занятия
Преподаватель во время работы проходит и смотрит, какая из групп решила уравнение № 9.
– Итак, оформляем защиту
1 группа;
2 группа;
3 группа.
В это время объявляются оценки за тесты по информатике и за решение уравнений графическим методом по математике.
Преподаватель математики: Обратите внимание, уравнение № 9 вы решили совершенно новым методом и только что открыли его. Данный метод использовали и ранее, но вы смогли самостоятельно открыть его, совершенно ничего о нем не зная. Ребята, вы почти самостоятельно решили показательно-логарифмическое уравнение. Данный метод называется «Логарифмирование обеих частей уравнения». Давайте подведем итог нашего необычного занятия. Что нового узнали на занятии, чем занимались и вообще ваши впечатления.
Говорят студенты.