Урок русского языка во 2-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне; упражняться в применении полученных знаний на практике.
  2. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: магнитофон, звукозапись “Голоса леса”, портреты волшебных героев (колдунья Двойка, волшебница Пятёрка, ёжик), карточки для провидения графического диктанта, памятки “Способы проверки безударных гласных в корна слова”.

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.

II. Повторение изученного.

Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья.

1. На доске слова:

- Р..ка, вет..р, тр..ва, з..мля, б..рёза, пч..ла.

- Объясните орфограммы.

- Что объединяет все эти слова? (Все слова с безударной гласной в корне, это имена существительные)

- Что называется именем существительным?

- Какое слово лишнее? Почему? (ветер – м.р., пчела – одуш., береза – 3 слога, трава – безуд. гласн. а)

- На какие две группы можно разделить слова?

(I группа – слова с непроверяемой безударной гласной;

II группа – слова с проверяемой гласной).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

III. Сообщение темы урока.

- Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: “Безударные гласные в корне слова”.

IV. Игровая мотивация.

- Но что случилось? (звукозапись)

Раздался грохот, потемнело, а буквы из слов пропали.

(Прикрепляется надпись)

- Долой все Гласные на свете!
Пусть будут неучами дети!

(Злая колдунья Двойка)

- Это злая колдунья Двойка похитила гласные буквы и заколдовала все книги. Теперь там такой беспорядок! А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить гласные буквы, а для этого надо сразиться со злой колдуньей Двойкой. Но как это сделать? Обратимся за помощью к доброй волшебнице Пятёрке.

- Пятёрка, расскажи, как нам это сделать?

Включается звукозапись:

Пятёрка:

- Я вам поведаю древнюю легенду. Где-то далеко, а может быть близко, в стране Орфографии находится лес Ударений. В этом лесу скрыт источник Знаний. Если брызнуть водой из этого источника на любые заколдованные книги, они тут же расколдуются. Гласные буквы вернутся на свои места, а злая колдунья растает. Не теряйте времени даром. В путь. А дорогу к источнику будет указывать волшебный клубок. Но сначала его надо распутать.

V. Минутка чистописания.

- Распутаем клубок. Для этого определим букву, которую будем писать на минутке чистописания:

1 буква находится в имени существительном м.р. и обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.

2 буква находится в одушевленном имени существительном и обозначает безударный гласный звук.

- Определите порядок следования букв и продолжите ряд.

Вев Веев Веевв Вееевв ?

- Клубок распутали, и он покатился.

VI. Работа по теме урока.

Привёл нас клубок к лесу Ударений. Но войти в него сможет тот, кто быстро подберёт проверочное слово к словам:

- Гроза, грачи, носы, трава, река, ряды, лицо, сады, моря, волна, грибы, мячи, змея, звезда, вода, следы, врачи.

- Как нашли проверочное слово?

2. Вошли в лес.

- Внимательно прочитайте пары слов, между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово пары, запишите по памяти вторую часть. Проверьте правильность выбора безударной гласной. Орфограмму подчеркните.

дерево – гр..чи (на доске)

мост - р..ка

шум - в..да

лес - гр..бы

снег - сл..ды

больница - вр..чи

птица - п..ро

окно - ст..кло

Продолжаем путь. (Шагаем под музыку).

Жарко. Привёл нас клубок к озеру Однокоренных слов. Чтобы искупаться в озере, надо правильно выполнить задание.

- Исключите лишние слова:

- м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный (садовый, так как в нём безударная гласная а, а в остальных словах – безударная гласная и);

- зв..зда, в..сло, в..дро, сп..шить (спешить, так как это глагол, а оставшиеся слова - существительные);

- св..тлячок, л..сной, кр..чать, сн..говик (кричать, так как в нём безударная гласная и, а в остальных словах – е);

- т..желый, пр..мой, в..селый,гл..дит (глядит, так как это глагол, а остальные слова – прилагательные, или весёлый – так как в нём безударная гласная е, а в остальных – я).

- Выпишите лишние слова. Подберите к ним проверочные.

На какие группы можно разделить выписанные слова?

- Как в данном случае нашли проверочное слово?

Сделаем вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать…

VII. Физкультминутка под музыку.

- Идём по лесу. Красота кругом! Птички поют. Посмотрим налево, посмотрим направо, вверх, вниз, кругом. (Гимнастика для глаз)

- Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она (руки вверх)
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул (Потягивание – руки в стороны)
Хорошо гулять по лесу!

VIII. Работа с текстом.

- Что мы видим?

1). Прочитайте текст.

- Около п..нька с..дят кр..сивые зв..рьки. На сп..не у этих см..шных зв..рьков в..дны к..лючки. Они ..стры.

- О ком речь? (Показ иллюстрации)

2). Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

3). Запись под диктовку.

4). Самопроверка.

5). Составление описательных рассказов про ёжика по вопросам. (групповая работа)

- Какая у ежа мордочка? Носик? (Мордочка маленькая с вытянутым носом.)

- Какие у него глаза? На что похожи? (Глаза – бусинки. Видит плохо, нюх хороший.)

- Какие ноги? (Ноги слишком короткие.)

- Чем питается ёжик? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

(Несколько человек описывают ёжика)

Дополнительная информация.

Рождается ежонок совсем голеньким. Через несколько часов на его коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки

IX. Графический диктант .

- Мясной, возить, сова, часы, крикливый, следы, осень, пенек, кора.

- Соедините точки по порядку.

- На что похожа фигура? (цифра “5”)

  о а и е я
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          

X. Итог.

- Смотрите, ребята, клубочек вдруг остановился. Это значит, что где-то здесь волшебный источник. Давайте все вместе произнесём волшебное заклинание:

Источник знаний, появись!

Живой водою поделись!

- И тут из-под земли мощной струёй забил волшебный источник. (звукозапись) Его сила перенесла нас в класс, а вода попала на книги. Гласные вернулись на свои места. Двойка растаяла, она не страшна больше ребятам, потому что ребята хорошо усвоили правило написания слов с безударной гласной.

- Как надо проверить безударную гласную в корне слова?

В конце урока ребятам раздается памятка проверки безударных гласных.

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Измени форму слова

1. Один – много

Трава –травы

Звезда - звёзды

2. Много – один

Шаги – шаг

Грачи - грач

3. Что делал? Что делать? Что делает?

Смотрел, смотреть - смотрит

Писал, писать - пишет

Ковёр – коврик

гнездо - гнёздышко

Способы проверки безударных гласных

Подбери однокоренное слово

1. Слово – предмет (имя существительное)

Трещит – треск

цветок - цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Темнота – тёмный

ласкает - ласковый

3. Слово – действие (глагол)

Кормушка -кормит

ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Ковёр – коврик

гнездо - гнёздышко