Разработка урока по теме "Закон Ома", 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Тип урока: сообщение новых знаний

Цели урока:

  • Образовательная - путем анализа опытных данных, сделать вывод о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи, познакомиться с простейшим способом определения сопротивления проводника с помощью закона Ома; дать понятие короткого замыкания и опасности, которую оно несет.
  • Воспитательная - воспитывать умение организовать свою работу в паре, для достижения цели.
  • Развивающая - развивать умения обобщать и делать выводы из опытных фактов.

Предполагаемые результаты урока:

R c (результат по содержанию) - знать формулу, выражающую закон Ома, понятие - короткое замыкание.

R cр (результат по способу работы) - уметь анализировать формулу закона Ома и применять при решении задач, уметь объяснять на основании закона опасность короткого замыкания.

Оборудование: на каждый стол амперметр, резисторы сопротивлением 1, 2, 4 Ом, источник тока, ключ, соединительные провода, на доске схема установки.

На магнитной доске портрет Георга Симона Ома и сообщение о нем.

Ход урока

1) Организационный момент.

Приветствие класса, краткая интеллектуальная разминка. (3 минуты)

Ответить на вопросы:

  1. Палку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11)
  2. На руках 10 пальцев, сколько на 10 руках? (50)
  3. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор? (1 час)
  4. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (20 Н).

2) Повторение. Ответы на вопросы: (5-7 минут), (за каждый правильный ответ 1 жетон)

  1. Что характеризует и как обозначается электрическое сопротивление, какова единица его измерения?
  2. Как рассчитать сопротивление проводника? (анализ формулы, ученик на доске записывает и комментирует).
  3. Что такое удельное сопротивление, его обозначение и единица?
  4. Резистор и его обозначение на схеме.

Краткий аукцион знаний по приборам: (5 минут), (жетон получает тот, кто последним ответит на вопрос).

Реостат (назначение, вид, обозначение и т. д. )

Амперметр (рассказать все, что возможно о приборе)

Резистор (рассказать все, что возможно о приборе).

3) Новый материал: (15 мин)

На прошлых уроках мы познакомились с основными величинами, характеризующими электрическую цепь, сегодня наша задача заключается в том, чтобы установить связь между этими величинами, используя экспериментальные данные. Тема нашего урока: “Закон Ома”.

Задание № 1. (работа в парах), обозначить приборы, (задание на листочках на каждой парте) (Приложение 1)

  1. Собрать схему №1 (Приложение 3), изображенную на доске, включив резистор сопротивлением 2 Ом.
  2. Записать показания приборов в таблицу. (Образец таблицы на доске) (Приложение 2)
  3. Заменить резистор другим, сопротивлением 4 или 1 Ом.
  4. Записать показания приборов.
  5. Сделать вывод о зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении. (Кто первым выполнит задание-жетон)

Задание № 2. (индивидуально), в это время остальные ученики выполняют задание № 1 и делают выводы.

У доски один ученик собирает цепь, используя приборы для демонстрации: амперметр, источник тока напряжением (4-12 вольт), магазин сопротивлений; схема на доске. (Приложение 3)

  1. Собрать цепь по схеме №2
  2. Установить напряжение 4 В и, при неизменном сопротивлении, измерить силу тока.
  3. Изменить напряжение до 6 В, и вновь измерить силу тока.
  4. Изменить напряжение до 8 В, измерить силу тока.
  5. Занести данные в таблицу.

Убедиться в том, что сила тока изменяется пропорционально напряжению на концах участка цепи. (1 жетон)

Учитель контролирует действия учащихся, оказывает помощь при затруднении.

По окончании выполнения задания № 1 и № 2, результаты помещаются в таблицу на доске. (1 ученик, который первым выполнил задание на месте) (Приложение №2)

Наиболее подготовленные ученики на доске строят графики зависимости по таблицам. (Их действия поощряются жетонами). (1 жетон)

После этого они же делают выводы о характере зависимости величин. (1 жетон)

Построить графики зависимости величин, используя данные таблиц, и выяснить какова зависимость этих величин.

Выводы: (учитель проговаривает еще раз обобщенные результаты)

  • При неизменном сопротивлении сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах участка цепи: I ~ U, R= const
  • При неизменном напряжении, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи: I~1/R, U= const.
  • Чем меньше сопротивление, тем больше сила тока, если сопротивление очень мало, то сила тока неограниченно возрастает. Такая ситуация возникает при коротком замыкании, когда две точки цепи, находясь под напряжением соединены коротким проводником с очень малым сопротивлением. Это очень опасно, так как может привести к повреждению прибора, пожару, поражению электрическим током и другим неприятным и опасным последствиям.

Мы с вами, обобщив опытные факты, пришли к очень важным выводам, к таким же выводам пришел в далеком 1827 году немецкий ученый Георг Ом. Он сделал открытие, которое внесло огромный вклад в теорию электричества.

Закон Ома звучит так: Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на его концах к сопротивлению участка.

Формула закона проста:

Используя закон Ома, можно определить сопротивление проводника, измерив напряжение и силу тока на его концах. R= U/I, но при этом нужно учесть, что сопротивление не зависит ни от силы тока, ни от напряжения. Из данного соотношения мы видим, что величина сопротивления может быть выражена через единицы силы тока и напряжения

[1 Ом = 1В/1А]

Физкультминутка

4) Закрепление изученного материала. (5 минут)

Задание № 3

Рассчитаем сопротивление проводника по данным нашего эксперимента, используя график зависимости силы тока от напряжения.

Дано: Решение:
I= R= U/I
U=
R-? Ответ:

Задание № 4.

Найти напряжение на концах проводника в вашем первом опыте.

Дано: Решение:
R=2 Ом U=I· R
I=
U-? Ответ:

5) Итоги урока: (5 мин).

Давайте теперь еще раз вернемся к цели нашего урока и выясним, достигли мы ее или нет. (Беседа о том, что понравилось, и что хотели бы изменить в ходе урока. ) Теперь подведем итоги нашей работы в виде оценки деятельности.

Те ученики, которые получили за урок жетоны, получают оценки: максимальное число жетонов 12.

  • 5-6 жетонов– “пять”
  • 4-3 жетона – “четыре”.

Поощрительный приз за активное участие, по мнению учащихся, в виде “четверки”, тому, кто набрал меньше 3-х жетонов.

Приложение 4

6) Домашнее задание:

§ 14, повторить §§ 10 - 13; № 45, 54, 56 (стр. 136)