Цели:
- Образовательная – формирование у учащихся умений и навыков нахождения длины окружности с применением исследовательского метода, создание условий самоконтроля и взаимоконтроля усвоения знаний и умений;
- Развивающие – способствование формирования умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие культуры речи, математического мышления;
- Воспитательные - воспитание познавательного интереса к математике, активности, умения общаться.
Оборудование: листы входного контроля, путевые листы, модели кругов из картона разного радиуса, плакаты, оценочные листы.
Тип урока: формирование новых знаний
План урока:
- Организационный момент;
- Устно-фронтальная работа;
- Изучение нового материала;
- Исторические сведения;
- Упражнения на закрепление;
- Домашнее задание;
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя, постановка цели и мотивации обучения.
Учащиеся делают вывод:
- Что узнать?
- Что уметь?
2. Устно-фронтальная работа.
Учитель: “Сегодня на уроке вы работаете в режиме самооценки и взаимооценки. На партах лежат оценочные листы, подпишите их. Вы или сосед по парте будете выставлять в них оценки за работу на уроке. Напомните домашнее задание”.
Ученик: “Повторить всё об окружности, круге, приготовить модели кругов”.
Учитель: “Сейчас по листам входного контроля мы проверим теорию, необходимую для нашего открытия. Оцениваем по знакомым параметрам: правильность, полнота, культура речи”.
(по выполнению задания ребята выставляют себе оценку за устную работу, учитывая замечания учителя)
3. Изучение нового материала.
Учитель: “Возьмите путевые листы, на них описан алгоритм вашей работы. Внимательно с ним ознакомьтесь. Что является целью работы?”
Ученик: “Необходимо найти диаметр окружности, длину окружности, отношение длины окружности к диаметру, сравнить с результатом соседа и сделать вывод”.
Учитель: “Работаем по вариантам, первый вариант берет маленький кружок, второй – среднего диаметра, третий – большего диаметра. По окончанию работы данные записать в таблицу на доске и в тетради”.
Dм C C : Dм Dс C C : Dс Dб C C : Dб
(взять ответы трех учащихся с каждого варианта)
Учитель: “Сравнив результаты отношений и округлив их до десятых долей, имеем, что в большинстве случаев отношение C : D = 3,1. Ребята, какой вывод можно сделать?”
Ученик: “Отношение всегда одинаковое, т. е. не зависит от длины окружности и диаметра” (учитель помогает правильно выразить мысль)
Учитель дает название отношению, вводит число , записывает формулы длины окружности через радиус и диаметр (формула длины окружности через радиус выводится вмести с учащимися).
Учитель: “Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените свою исследовательскую работу. Учитывается: выполненный объем работы, наличие вычислений, правильность полученного результата”
4. Исторические сведения.
Учитель: “Двум ученицам было дано задание подобрать интересный справочно – исторический материал по данной теме. Послушаем их ответы”.
1-я ученица: “Число часто встречается в математике. Оно связано с задачами на вычисление длины окружности и площади круга. Уже древние египтяне использовали число ? для решения задач на практике. Они принимали = 3. Высокая точность не была им необходима.
2-я ученица: “Довольно точное значение числа в 3 в. до н. э. нашел древнегреческий ученый Архимед. = 22 : 7, если округлить до сотых получим = 3,14”
1-я ученица: “Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву ? использовал английский математик Джонс в 1706 году, но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа 153 знака”.
Учитель: “Сейчас вычислено до 1 млн. знаков этого числа. Ребята, давайте посмотрим на эти плакаты, предложения на них помогут нам запомнить гораздо больше знаков числа ?”
ПЛАКАТ
ЧТО, Я ЗНАЮ О КРУГЕ?
3, 1 4 1 5
ЭТО, Я ЗНАЮ И ПОМНЮ ПРЕКРАСНО ПИ ЛИШНИЕ ЗНАКИ ТУТ ЧУЖДЫ НАПРАСНЫ.
3, 1 4 1 5 9 2 6 5 3 5 8
5. Упражнения на закрепление.
Повторить новые формулы.
На доске записаны задания:
А) R = 5 см, найти C.
Б) D = 100 м. найти C.
Выходной контроль:
- На “3” - № 833;
- На “4” - № 832;
- На “5” - № 836.
Проверить решение с доски, поставить оценку.
6. Домашнее задание
7. Итог.
Выставить себе общую оценку за урок. Сдать листы.
Ответить на вопросы.
Какое открытие было сделано на уроке?
Что такое число ?
Чему равно число?
Имена каких ученых прозвучали при изучении этой темы?