Из опыта работы по организации самоуправления в классе

Разделы: Внеклассная работа


Что такое самоуправление?

Самоуправление в классе – это сложный, а иногда недостижимый процесс, в результате которого все члены классного коллектива добровольно подчинены избранной группе одноклассников и выполняют правила ими же составленные и утверждённые; каждый из членов коллектива может быть, как избран в группу лидеров, так и отозван из неё.

Закладывать основы развития самоуправления нужно (по моему глубокому убеждению) ещё в начальной школе, тогда наиболее безболезненно протекает адаптация ребят в средней школе, а в старшей у них не утрачивается интерес к внеурочной классной и общешкольной деятельности.

В словаре Ожегова С. И. это понятие трактуется следующим образом:

1. Право на внутреннее управление своими, местными силами.

2. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономия.

Нам, пожалуй, больше подходит первое определение, но в классном самоуправлении закладываются зачатки воспитания патриотизма, независимости и самоутверждения, поэтому оно так важно в комплексе воспитательных мероприятий современной школы.

Вы сейчас не встретите современных методических разработок о том, как организовать самоуправление в классе или, тем более, в школе…

В условиях, которых нам, классным воспитателям, приходится работать, трудно представить себе организованный классный коллектив, который по первому зову педагога выполняет поставленную перед ним задачу, да и надо ли нам это...

Мы учим ребят размышлять, оценивать ситуацию, распределять силы, предполагать результат, а это требует времени и сил.

Поэтому так нелегко бывает организовать воспитательную работу в условиях современного образовательного процесса, требующего полной отдачи.

Что такое самоуправление в условиях негосударственной школы?

Негосударственная школа предлагает родителям условия обучения, которые пока не может обеспечить школа государственная: технические средства, разнообразие образовательных программ, малокомплектные классы, гибкое расписание и индивидуальный подход к каждому ребёнку и так далее…

Для родителей их ребёнок – талант и индивидуальность, поэтому они и привели его в негосударственное образовательное учреждение…

Пробовали ли вы в таких условиях создавать коллектив и учить ребёнка утверждаться и жить в нем, при этом совершенствовать и самого ребёнка и коллектив, частью которого он является?...

Вот как это происходит в нашей школе.

Самоуправление это сложный процесс, когда НУЖНО ВОСПИТАТЬ ГРУППУ ребят, которая может спланировать и организовать жизнь классного коллектива и школы в целом.

Для этого в школе “Олимп-Плюс” действует Совет Справедливых. Это общешкольная структура самоуправления. В каждом классе есть свой классный Совет Справедливых. Совет Справедливых состоит из четырёх секторов: учебного, шефского, спортивного и анимационного.

Советы Справедливых в начальной школе работают под руководством шефов, а начиная с 4-го класса самостоятельно.

В классе воспитательной работой занимаются классный руководитель и воспитатель. Они организуют работу Совета Справедливых, планируют её, учат ребят самоуправлению.

Поскольку в школе сложилась очень хорошая традиция преемственности в воспитательной работе - воспитатель переходит вместе с детьми в пятый класс – ребята практически безболезненно адаптируются в средней школе. Это отмечено и школьным психологом и учителями - два пятых класса не только не снизили учебные показатели, но многие учащиеся их даже повысили.

В своём классе я начинаю работу с выборов Совета Справедливых класса, чтобы потом любой вопрос решить, как говорят сами ребята, “по справедливости”.

В классе сразу организовываю игру “КПД” - копилку полезных дел, результаты которой обязательно отмечаются в классном уголке Советом Справедливых.

Таблица: “Работа секторов”. <Приложение 1>

Активные участники игры по итогам четверти отмечаются благодарностями в дневнике, призами школы и родительского комитета. Родители тоже являются участниками игры, помощниками и судьями и спонсорами.

В ходе игры ребята получают поручения или выбирают их себе сами, но каждый вправе сменить поручение на другое по окончанию триместра, отчитавшись за проделанную работу классу или Совету Справедливых.

Таблица: “Обязанности членов сектора”. <Приложение 1>

Учитывая то, что интерес ребят к однообразной деятельности быстро падает, мы меняем поручения и в ходе триместра, он может поменять и творческую группу, в которой работает, т. е. сектор.

В конце каждого месяца проводим классное собрание по теме:

“Совет Справедливых предлагает…” или “Совет Справедливых отмечает…” или “Совет Справедливых отчитывается…”, в зависимости от того, каких вопросов больше накопилось. Совет на них знакомит с будущими планами, знакомит с результатами рейдов, отмечает активных учеников, делает замечания нарушителям и пассивным (если такие есть) участникам игры.

В классе есть переходящие таблички “Самый дружелюбный”, “Самый старательный”, “Самый отзывчивый”, которые ежедневно СС вместе с дежурными присуждает одноклассникам. Вы заметили, что нет табличек с негативными качествами, потому что мы хотим воспитать успешных людей, мы не навешиваем ярлыки, а наоборот стараемся подчеркнуть - в каждом есть что-то хорошее.

Еженедельно в классе выпускается газета о нашем классе - “ГОНК”. В ней ребята описывают события в классе и школе, пишут о вопросах интересных им в данный момент, оформляют газету каждый по своему усмотрению. Мы - взрослые, тоже можем написать статью в газету или выпустить целый номер.

Так же интересной находкой для себя считаю ежедневную познавательную игру

“Вопрос дня”. В классном уголке вывешивается вопрос, на который ребята ищут ответ, зарабатывая очки своему сектору. Вопросы подбираю и группирую по различным темам: история, литература, этикет, знаменательные даты, спорт, – потом они используются в познавательных играх - “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Как стать миллионером?”.

Вопросы по теме: “Всё обо всём” <Приложение 1>

Ребята всегда с интересом играют в интеллектуальные игры, наши дети тоже не исключение. Вот так постепенно от “Вопроса дня” и познавательных игр различного характера, мы в нашей школе пришли к необходимости организации клуба познавательных игр “Совенок”.