Где лежит путь развития здоровья?

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье человека, если оно есть, включает в себя, как известно, разные составляющие: здоровье духовное, душевное, физическое. И, естественно, при формировании здоровья, обучении физической культуре надо стараться иметь это в виду и действовать соответственно. Так, например, когда учителя пробуют доказывать ученику необходимость заботиться о здоровье, обращаясь к логике разума, это есть одностороннее воздействие. Пусть даже вы и ссылаетесь на авторитеты философов: “Если ты достаточно разумен, то стоит позаботиться о своём здоровье, ибо здоровье – это не всё, но без здоровья – всё ничто” (Сократ). Продуктивнее, на наш взгляд, другой подход – через формирование мотивации на здоровье, через собственные переживания, эмоции, личный опыт.

Один учитель физической культуры сам по себе - пусть и с энтузиазмом - погоды не сделает. Даже введение специальных предметов типа “здоровье” или “валеология” даст только количественный сдвиг, новые возможности, но значительно ситуацию не исправит. Ибо есть ещё социально-политические, экологические, генетические составляющие здоровья, да и просто образ жизни. Поэтому и надо кооперироваться с различными специалистами: воспитателями (классными руководителями), медиками, психологами, биологами, учителями ОБЖ, информатики…

Дополнительная поддержка, повышение эффективности всех усилий – взаимодействие с родителями. Согласованные действия усиливают положительный резонанс, обращают на себя внимание.

Что может являться объединяющим фактором всего педагогического коллектива? Современные взгляды о здоровьесберегающих педагогических технологиях, которые имеют следующие общие для всех требования: обеспечение мотивации; построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций; обеспечение адекватного восстановления сил; осознание успешности обучения. И профессионализм любого педагога состоит в том, чтобы к конкретному ученику подобрать его уровня сложности задания. В этом особенность личностно-ориентированного подхода в преподавании.

Самый главный результат оздоровительной работы – ученик берёт на себя заботу о здоровье, принимает ответственность на себя. Сам! И тогда медик, педагог, психолог, родитель только способствует его развитию, иными словами, создают ему необходимые условия, передают соответствующие средства.

ЗДОРОВЬЕ – КАЖДОМУ

ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов.

Наше общество считает здоровье россиян важнейшим как в социальном, так и в экономическом плане. В предупреждении болезней и укреплении здоровья одна из главных ролей отводится физической культуре и спорту.

Каждому человеку смолоду необходимо заботиться о своём физическом совершенствовании, обладать знаниями в области основ физической культуры, гигиены, знать основы первой медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Здоровье людей зависит от социально-экономических условий жизни, т.е. от соблюдения ими режима труда и отдыха, быта, питания, жилищных условий, медицинского обеспечения.

Сегодня в нашей стране забота о здоровье детей возведена в ранг важнейшей государственной задачи. Для её успешной реализации созданы все необходимые условия. Постоянно осуществляется широкий комплекс мер по оздоровлению внешней среды, по созданию оптимальных условий учёбы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.

Важнейшим средством физического воспитания является закаливание. Оно укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика её роль в профилактике так называемых простудных заболеваний: закалённые люди, как правило, не простужаются. Применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например воздушной ванны или душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящим. Однако применение одной, хотя бы и очень сильнодействующей процедуры не обеспечивает должного эффекта: устойчивость к холоду при этом повышается, но незначительно. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Человека окружают как бы две внешние среды – естественная и искусственная. Естественная – это природная среда обитания со всеми присущими ей особенностями, климатом, ландшафтом и т.д. Искусственная среда – это среда, создаваемая человеком. Она значительно отличается от естественной среды.

Любая специально закаливающая процедура имеет максимальную длительность не более 1 часа (солнечная или воздушная ванна). Водные процедуры длятся и того меньше – считанные минуты. Поэтому применение только одной какой-либо специальной закаливающей процедуры недостаточно.

Так что же такое закаливание?

Во-первых, закаливание – это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Во-вторых, закаливание – это активный процесс. Он предполагает немереное использование искусственно созданных холодных воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды (воздуха или воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям. При этом следует помнить, что высокая устойчивость к холоду может затруднять достижение высокой устойчивости к другим неблагоприятным воздействиям, например, к жаре.

В-четвёртых, специально закаливающая процедура, например обтирание только туловища холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению.

Закаливание – это самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует всестороннему развитию. Оно должно быть органической частью всего уклада жизни ребёнка. Если школьник систематически использует закаливание по научно обоснованной методике, но при этом не соблюдает режим дня, например, недосыпает, питается нерегулярно, не занимается физическими упражнениями, мало бывает на свежем воздухе и т.д., то надеяться на то, что закаливание окажет положительный эффект на него, не приходится. Только рационально организованный режим дня в целом при условии его строгого соблюдения обеспечит достижение крепкого здоровья и высокой работоспособности.

Специальными закаливающими процедурами являются:

  • солнечные ванны;
  • воздушные ванны;
  • водные процедуры (закаливание носоглотки, обливание стоп, ножные ванны, контрастные ножные ванны, хождение босиком, обтирание, обливание туловища, купание в открытых водоёмах);
  • бани.

Выполнение специальных закаливающих процедур требует знаний здоровья своего организма, индивидуальных особенностей, определённых правил. Выполнение данных требований строго обязательно, иначе можно только принести вред своему здоровью. Следуйте правилам и закаляйте свой организм.

 В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!