Урок алгебры в 10-м классе с применением информационных технологий по теме "Обратные тригонометрические функции"

Разделы: Математика


Компьютеры стремительно вторгаются практически во все сферы нашей деятельности, поэтому все более актуальной становится задача достижения всеобщей компьютерной грамотности населения, в том числе и школьников. Значит, школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе.

Известно, что школа начинается с учителя. Сегодня на него ложится огромная ответственность по формированию информационной культуры членов нового общества.

Как должен работать в этом направлении современный учитель? Учитель должен знать и владеть новыми информационными технологиями (НИТ).

Возможно ли использовать НИТ в обучении математики? Да. Компьютер в школьном математическом образовании не только справочник, в котором можно найти формулу, график, рисунок или ответ к задаче. Он может восприниматься так же, как воспринимается прибор в физике.

Использование НИТ обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную информацию об изучаемых процессах;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить интересы учащихся;
  • каждый ученик выполняет индивидуальное задание;
  • ученик успевает выполнить за урок достаточно большое количество заданий за счет экономии времени;
  • работа ученика сразу же оценивается;
  • освободить учителя от работы, связанной с проверкой тетрадей;
  • организовать полный и объективный учет успеваемости и т.д.

Несомненно, что все это оказывает свое положительное влияние на качество знаний учащихся.

Традиционно урок делится на этапы и на каждом возможно использовать новые информационные технологии.

Компьютер на уроках математики я применяю в следующих случаях: диагностического тестирования качества усвоения материала; в тренировочном режиме для обработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения; в режиме самообучения; в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Для самого учителя, на таких уроках, высвобождается много времени, что позволяет уделять большое внимание учащимся с замедленным темпом усвоения материала.

Приведу пример повторительно-обобщающего урока математики в 10 классе по теме “Обратные тригонометрические функции”.

Цели урока:

Закрепить понятие арксинус, арккосинус, арктангенс и навыки их вычисления при решении более сложных упражнений.

Научить пользоваться микрокалькулятором для вычисления значений арксинуса, арккосинуса, арктангенса.

Оборудование урока:

а). ЭВМ;
б). Дидактические материалы;
в). Диск Teach Pro – Математика 5-11

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы, цели и задачи урока

II.Повторение теоретического материала

а). Повторить с учащимися определение обратных тригонометрических функций.
б). Рассмотреть с учащимися графики обратных тригонометрических функций.

Для этих целей использовать компьютер и Диск Teach Pro –Математика 5-11

(тема: “Обратные тригонометрические функции и их графики”).

III.Устная работа

1). Вычислите:

arcsin (); arccos (-); arctq (-)

arcsin + arcos ; arccos (-1) + arcsin 0.

2). Ученик сдал работу. Справедливы ли следующие равенства?

arcsin = ; arctq (-1) = ; arccos (-= - ;

arctq = ; arcsin 2=0; arcsin (-1) =

3). Вычислите:

аrcsin 0,1; arсcos 0,95; arctq(-0-5)

В этом задании перед учащимися возникает проблема, как найти значения обратных тригонометрических функций, используя подручные средства (не табличных).

(для этих целей используется компьютер)

IV. Отработка с учащимися навыков и приемов работы с МК в компьютере.

(на столах дидактический материал)

Вычислите с помощью МК:

а). arcsin (-0,7825);

б). arсcos 0,1524;

в). arctq (-;

г). cos (5 arсcos 0,7321);

д). sin (4 arcsin 0,0237 + arсcos 0,67)

V.Решение упражнений и задач

1) Найдите значение выражения:

6 cos(- arсcos (-)

а). 4 cos(arctq 1)

б). 24 tq (arcsin 0,5)

в). 12 ctq ( – arcsin(-)

г). 6 cos(- arсcos (-)

д).

2)Решите уравнение:

а). 6 arcsin( х2 -6х + 8,5) =

Решение:

аrcsin ( х2 -6х + 8,5) =

х2 - 6х + 8,5 = sin

х2 - 6х + 8 =0

х1 =4; х2=2

Ответ: х1=4; х2=2

б). 4 arcsinх + arсcosх =

Решение:

Воспользуемся соотношением

arcsinх + arсcosх=

3 arcsinх + =

3 arcsinх =

аrcsinх =

х =

Ответ: х =

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII.Домашнее задание

Вычислите:

1). tq(arcsin (- - ctq (-arсcos

2). sin(2arctg + cos( arctg 2)

3). 3 arсcos (х2 – 8х +0,5) =