Пояснительная записка
Научно-исследовательская деятельность учащихся одна из прогрессивных форм обучения. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей1. В школах же исследовательская деятельность практически не ведется. Зачастую это связано с низкой материальной базой кабинетов биологии, а так же с нехваткой времени у учителей, которые в первую очередь стремятся дать детям базовые знания по биологическим дисциплинам. Занятия же по программе элективного курса “Экологический калейдоскоп” позволяют решить эту проблему. Данный курс является предпрофильной подготовкой и помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса.
1 Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. // Биология в школе. № 1 2007 г., с. 40.
Объем курса и его адресат: Возраст воспитанников – 13-15 лет. На изучение всего содержания курса отводится 34 часа: 2 занятия в неделю по 2 часа.
Основной целью курса является осознание учащимися значимости и необходимости практической помощи природе, как одного из факторов, определяющих выживание всего человечества.
Цель курса достигается при решении следующих задач:
- Дать углубленные знания по краеведению, основам экологии и биологии, познакомить с экологическими проблемами, имеющимися в Хабаровском крае и способами решения этих проблем.
- Развивать познавательную, творческую и исследовательскую активность учащихся, чувство ответственности за окружающую среду.
- Создание положительной мотивации для широкой и разнообразной практической деятельности учащихся, связанной с природоохранными мероприятиями и сохранением окружающей природы.
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Программа элективного курса составлена на базе авторской программы “Экологический калейдоскоп” (автор – Борзенкова Т.Г.), модифицирована с использованием дополнительной литературы и периодических изданий по экологии и биологии. Необходимость модификации вызвана тем, что образовательная программа “Экологический калейдоскоп” рассчитана на 3 года обучения и на детей в возрасте 9-12 лет. Элективный курс составлен для учащихся 13-15 лет и предполагает меньшее количество занятий, носящих, в основном, практическую направленность, что позволяет глубже окунуться в исследовательскую деятельность.
По характеру содержания программа курса является общеобразовательной, воспитательной. По подходу к обучению и воспитанию – личностно-ориентированной: все знания проецируются на личность воспитанника, делаются для него значимыми, а значит интересными. В основу реализации программы положена педагогика сотрудничества.
Принципы, лежащие в основе программы2:
2
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
- Научности и доступности (изучаемый материал научно обоснован и строится на основе учета реальных возможностей учащихся);
- Принцип краеведения (материал программы изучается с использованием объектов природы края);
- Принцип наглядности (присутствие на каждом занятии наглядного материала, обеспечивающего организацию эффективной поисковой и исследовательской деятельности);
- Принцип последовательности (изучаемый материал имеет четкую логическую последовательность);
- Принцип связи с жизнью (все полученные знания проверяются и закрепляются на практике);
- Принцип обучения и воспитания в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации занятий);
Формы и методы реализации программы:
Основными методами обучения являются (по Г.К. Селевко3): проблемные, поисковые, творческие. Реализация методов достигается за счет включения таких форм обучения как: лекционно-семинарские, лабораторные и практические занятия, лекционные занятия с элементами беседы, проведение исследовательской работы, наблюдения, просмотр видео, диаматериалов.
3
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. - Москва: издательство “Народное образование”, 1997. – 337 с.
Необходимой частью программы являются экскурсии по экологической тропе, в уголок живой природы, зал аквариумного рыбоводства, зимний сад, посещение музейной экспозиции Центра.
Условия для реализации курса:
- Наличие учебного кабинета;
- Обеспечение воспитанников раздаточным материалом, лабораторным оборудованием;
- Большое количество наглядных пособий: рисунки, плакаты, таблицы, фотографии;
- Наличие технических средств обучения;
- Наличие живого уголка, аквариумов с видовым многообразием рыб, музея, где имеются экспонаты местной фауны, экологической тропы.
Программа элективного курса содержит следующие разделы: “Введение”, “Мониторинг окружающей среды”, “Итоги работы”.
Разделы “Введение” и “Итоги работы” позволяют учащимся овладеть методикой написания исследовательских работ как на теоретическом уровне (1 раздел), так и на практическом (2 раздел).
“Мониторинг окружающей среды” является более важным разделом программы. В этом разделе следует уделить внимание экологическим проблемам, имеющимся в крае, научить воспитанников сопоставлять данные различных источников информации и на их основе вырабатывать собственную трактовку проблемы, а так же проводить несложные мониторинговые исследования окружающей природной среды.
В процессе обучения по программе учащиеся получают следующие знания, умения, навыки:
- Знают основные экологические понятия, что изучает экология как наука, важнейшие экологические проблемы края.
- Умеют проводить несложные мониторинговые исследовательские работы, правильно оформлять их результаты.
- Приобретают навык ведения агитационной работы среди населения, направленной на сохранение и улучшение окружающей природной среды.
К программе прилагается календарно-тематический план, включающий темы занятия, цели, дидактический материал, прогнозируемые результаты (Приложение 1).
Контроль усвоения материала программы осуществляется через проведение мини-конференции по итогам исследовательской деятельности, где учащиеся представляют результаты проведенных исследований.
Ожидаемые результаты:
Программа позволяет воспитанникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями. В итоге изучения материала дети получат навык работы с микроскопом и другим лабораторным оборудованием. Научатся выполнять несложные исследовательские работы, вести дневники наблюдений, систематизировать результаты наблюдений, принимать участие в практических делах по охране окружающей среды.
Учебно-тематический план элективного курса “Экологический калейдоскоп”
№ | Тема | Часы | ||
Общее кол-во | Практич. | Теоретич. | ||
1 | Введение | 6 | 3 | 3 |
2 | Мониторинг окружающей среды | 22 | 17 | 5 |
3 | Итоги работы | 6 | 5 | 1 |
Содержание элективного курса “Экологический калейдоскоп” /34 часа по 4 часа в неделю/
1. Введение /6/
Цели, задачи курса. Правила техники безопасности. Экология как наука. История зарождения экологии. Методы исследования природной среды, оборудование для исследования. Правила проведения и оформления исследовательских работ, правила ведения дневников наблюдений.
Практическая работа.
Работа с дополнительной литературой.
Экскурсии.
Экскурсия в уголок живой природы, зал аквариумного рыбоводства, зимний сад, посещение музейной экспозиции ГДЭБЦ.
В сентябре, декабре, феврале, мае – экскурсия по экологической тропе Центра.
2. Мониторинг окружающей среды /22/
Негативное влияние культивации земли и химизации сельского хозяйства на почвы. Альтернативные способы обработки земли. Влияние удобрений на рост и развитие растений. Растения и животные биоиндикаторы загрязнения окружающей среды. Лесные пожары, причины их возникновения, связанные как с природными, так и антропогенными факторами. Условия жизни людей в городе и факторы, способствующие улучшению экологической обстановки. Понятие ТБО. История проблемы. Способы уменьшения количества бытовых отходов. Способы переработки использованной бумаги. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Значение воды в природе и жизни человека, эксплуатация водных ресурсов. Источники загрязнения водных объектов и меры, по их охране.
Практическая работа.
Закладка опыта по влиянию удобрений на рост и развитие растений, последующая обработка результатов. Определение загрязнения воздуха по хвое сосны обыкновенной, определение пылеуловительных способностей растений (по листьям тополя душистого – в осеннее время и по листьям комнатных растений в зимнее время). Определение загрязнения воды в аквариуме по культуре инфузорий. Определение влияния транспортной нагрузки на дороге, находящейся рядом с ГДЭБЦ. Проведение мониторинговых исследований по загрязнению окружающей среды бытовым мусором. Изготовление несложного фильтровального аппарата. Проведение агитационной работы, направленной на сохранение окружающей природной среды в объединениях ГДЭБЦ.
3. Итоги работы /6/
Повторение и обобщение материала курса. Оформление исследовательских работ.
Практическая работа.
Оформление исследовательских работ, представление материалов исследования на мини-конференции.
Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы.
- Учебники и учебная литература по экологии, биологии;
- Подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов изготовленных в издательстве “Просвещение” - г. Москва, а так же автором программы лично по темам: “Экологические катастрофы”, “Правила поведения в природе”, “Исследовательская работа. Как ее оформить?”, “Растения и животные – биоиндикаторы”, “Город и ТБО”;
- Лабораторное оборудование:
- Микроскопы Юннат-2П-3 – 15 штук;
- Предметные стекла – 15 штук;
- Покровные стекла – 30 штук;
- Пинцеты, препаровальные иглы – по 15 штук;
- Вода – 8 пипеток;
- Уголь активированный;
- Галька (мелкая и крупная);
- Ящики для рассады;
- Удобрения: кальциевые;
- Вата;
- Фильтровальная бумага;
- Лупы;
- Технические средства обучения:
- Цветной телевизор;
- Видеомагнитофон;
- Мультимедиа проектор;
- Видеоматериалы:
- “Океан нуждается в защите”. – Л.: Киностудия “Леннаучфильм”, 1988;
- “Город и ТБО”. – Хабаровск: Телекомпания “Велес”,2001;
- “Хабаровск, экология, жизнь”. – Хабаровск: Телекомпания “Велес”,2001;
- Диафильмы:
- “Глобальные экологические проблемы”. – М.: студия “Диафильм”, 1989;
- Канцелярские принадлежности:
- Листы бумаги (ватман) – 15 штук;
- Альбомы – 15 штук;
- Цветные карандаши, – по 8 наборов;
- Линейки – 15 штук;
- Калькуляторы – 15 штук;
- Уголок живой природы городского детского эколого-биологического Центра;
- Кабинет аквариумного рыбоводства городского детского эколого-биологического Центра;
- Комнатные растения – из коллекции городского детского эколого-биологического Центра;
- Экологическая тропа городского детского эколого-биологического Центра.
Литература
Для педагогов:
- Воробьев Д.П. Дикорастущие деревья и кустарники Дальнего Востока. – Л.: Издательство “Наука”, 1968. – 277 с.
- Ворошилов В.Н. Определитель растений советского Дальнего Востока – М.: “Наука”, 1982. – 672 с.
- Догель В.А., Иванова Т. В. Зоология беспозвоночных – М.: Высшая школа, 1981 – 318с.
- еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений – М: Изд. Центр Академия, 2001 – 432с.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112 с.
- Жизнь животных в 6 томах под ред. Зенкевич Л.А. – М.: Просвещение, 1969
- Жизнь растений в 6 томах гл. ред. Федоров А.А. – М.: Просвещение, 1974
- Журналы Биология в школе.
- Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе / Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с. – (Экскурсии в природу)
- Курс лекций “Вода, экология, жизнь”/ Составитель Сидоров В.О. – Хабаровск: ХКО “ВООП”, 2006 – 64 с.
- Никишов А.И. Биология: Животные: 7 класс: Школьный практикум. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 144 с.
- Практикум по физиологии растений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.В. Плотникова, Е.А. Живухина, О.Б. Михалевская и др.; Под ред. В.Б. Иванова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 144 с.
- Тагирова В.Т. Зоологические экскурсии в Приамурье – Хабаровск, 1986 – 92с.
- Чернова Н.М., Былова А. М. Экология – М.: Просвещение, 1998 – 472с.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.
- Шиманюк А.П. Биология древесных и кустарниковых пород СССР: Пособие для учителей средней школы. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. – 334 с.
Для воспитанников:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – М.: “Мир”, 1982. – 334 с.
- Журкова Ё. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение, 1968 – 230с.
- Основы экологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. школ / Н.М. Чернова, В.М, Галушин, В.М. Константинов – М.: Просвещение 1997 – 240 с.
- Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 1996 – 258с.
- Усенко Н.В. Дары уссурийской тайги. – Хабаровск, кн. Изд., 1975. – 392 с.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.
- Шиманюк А.П. Дендрология. – М.: Издательство “Лесная промышленность”, 1967. – 332 с.
- Энциклопедия для детей (биология, экология, человек) – М.: Аванта +, год выпуска значения не имеет.
- Энциклопедический словарь юного земледельца /Сост. А.Д. Джахангиров, В.П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.
Литература на электронных носителях:
- “1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 1998-2002.
- Биотопия: обучение с приключением. – Медиа Хауз, 2004.
- Открытая биология. /Автор курса – Д.И. Мамонтов / под ред. К.б.н. А.В. Маталина. – ООО “Физикон”, 2003.
- Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2004.
- Энциклопедия комнатных растений. – “ИДДК ГРУПП”, 2000