Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании. Конспект урока о происхождении русских имен

Разделы: Начальная школа


“В языке каждого развитого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов,…и все это громадное наследство душевной жизни людей передается ребенку в родном языке” (Ушинский К.Д.)

Тема истории появления имен в Росси всегда была мне интересна. И в соответствии с этим интересом и программой 1 класса было проведено 2 урока.. При подготовки к урокам использованы книги:

  1. Успенский Л.В.”Слово о словах. Ты и твое имя” - Л. 1962
  2. Канапина В.П.”Радость познания в слове” - М., 1996.
  3. Учебник чтения для 1 класса”Мастерская слова”
  4. Иванова Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке – Санкт-Петербург, 1995.

Цель всей работы:

Установка на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка. Показать какую роль выполняет имя в жизни общества и каждого человека, являсь важнейшим средством общения людей и взаимовлияния их друг на друга.

Цель занятия. Ребенок, имеющий первоначальное представление о разных традициях имя наречения в отечественной культуре и способный понимать смысл своего имени.

ЗАДАЧИ

  1. Создание ситуации осмысления собственного имени.
  2. Ознакомление с двумя традициями имя наречения и создание ситуации для их сравнения.
  3. Раскрытие основания создания имен в языческой культуре.
  4. Ознакомление с историей происхождения имен не Руси.
  5. Ознакомление с христианской традицией имя наречения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Предварительное домашнее задание.

“Узнать, кто и почему тебя так назвал”.

1. Организационный момент. Игровая форма. На занятие пришли театральные куклы и хотят познакомиться с детьми и взять интервью.

  1. Меня зовут Алиса.
  2. Какое глупое имя, - нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай. – Что оно значит?
  3. Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.
  4. Конечно, должно, - ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмем, к примеру, мое имя. Оно выражает мою суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно… (Л. Кэрролл)

2. Рассказы детей по кругу о себе и своем имени.

3. Создание проблемной ситуации.

У нас в классе славянский имен два Владислав Первушин и Владислав Ермилов. Куклы Людмила и Ярослав рассказывают о себе и о своих друзьях. Как искать русские имена?

4. Информация. Откуда пришли наши имена. Рассказ о значении каждого имени

В древние времена ребенку давалось имя с надеждой, что он исполнит предначертание, заключенное в его имени: станет мужественным Андрей, защитником – Александр, благородным – Евгений, победителем - Виктор, прекрасным – Феликс, бдительным – Григорий, красивым – Кузьма, бессмертным – Афанасий, помощником – Алексей, мудрой – Софья, сильной – Валентина, чистой – Екатерина, светлой – Елена, божественная – Зинаида, милой людям – Людмила, священной – Ольга и т. д.

5. Рассказ учителя о Киевской Руси, о княгине Ольге, о крещении Руси, о Новгороде, о Христе. Вместе с верою пришли и наши имена. Традиции выбора имени.

Часто учитывалось благозвучие сочетания с отчеством:

Словно вздох миллионный
Повенчал имена:
Марья Илларионовна,
Злата Юрьевна,
Словно горе с надеждой
Позовет из окна,
Колокольно-нездешне:
Ольга Игоревна.

А. Вознесенский

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание ( приблизительно на 1 месяц) - составление родословной. Как звали и кем был мой прадед, прабабушка и т.д.

Все исторические темы волнуют и увлекают даже маленьких детей и находят живой отклик в их душах.

“Я и мое имя”

Тема: Большая буква в именах.

Словарь: слова-имена.

1. Постановка задач урока.

Учитель говорит о том, что сегодня класс отправляется в первое путешествие в Страну Больших Букв, предлагает вспомнить, когда ребята впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали. Далее учитель называет тему урока и первый маршрут путешествия: экскурсия в исторический музей, название которого зашифрована в буквах и знаках.

КАКВАСЗОВУТ=?!

2. Минутка чистописания.

Вопросы:

  • Какие слова могут составить предложение – название исторического музея?
  • Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
  • Как обозначить на письме начало и конец предложения?

Далее учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Как вас зовут?

3. Зал”Почему нас так зовут?”

Дети читают название зала, задумываясь над значением предложения, составляющего это название. Далее учитель спрашивает:”Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?”

Затем проводится небольшая литературная викторина: учитель читает отрывки из знакомых детям сказок, либо задает вопрос. Ученики определяют (устно) название сказки или автора произведения, затем записывают имя персонажа в тетрадь.

  1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали …(Дюймовочка.)
  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам:”Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …(Снегурочка.)
  3. Как зовут доброго доктора, который, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского. (Айболит.)
  4. Как зовут малышей-коротышек из романа сказки”Приключения Незнайки и его друзей”? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…)

После записи слов Дюймовочка, Снегурочка, Айболит, Незнайка, Знайка первоклассники отвечают на вопрос”Почему нас так зовут?” Обобщая ответы, учитель говорит, посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно разгадывать, что они означают. Все понятно: Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега, Дюймовочке за ее маленький рост (2,54 см), Знайке – за его любознательность, Айболиту за то, что лечит тех, у кого что-то болит. То же мы можем наблюдать и у имен, но для этого отправимся в другой зал.

4. Зал”Так было”,

Дети читают название зала.”Какие же были имена раньше?” - задает вопрос учитель и сам на отвечает на него.

- Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк… Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время рождения в году Зим, Вешняк (родился весной), Мороз; профессию; Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

(М. Владимиров.)

Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Теперь переходим в другой зал. Прочитайте его название.

5. Зал” Ты и твое имя”.

Учитель цитирует строки Гомера:

Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Затем говорит: У каждого из вас есть имя. Напишите свое имя”.

Дети записывают в тетрадь свое имя. Но имена ребят оказались по=разному написанными: у кого полное имя, у кого – сокращенное. Это и стало поводом для беседы:

Какое имя ты написал? (Сережа.)

Кто так тебя называет? Это полное или сокращенное имя? Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть? (Сергей.)

А как твое имя? (Николай.)

Это полное или сокращенное имя? А как тебя называет бабушка? (Коля.)

Как вы написали свое имя: с большой или с маленькой буквы?

Далее каждый ребенок проговаривает свое полное имя и записывает его в тетрадь.

Игра”Не ошибись”. (Игра может проводится как в устной, так и в письменной форме.) Учитель произносит полное имя, дети называют сокращенную форму к этому имени и наоборот.

Василий – Вася, Николай – Коля, Ефим – Фима, Виктор – Витя, Татьяна – Таня, Ирина – Ира.

Митя – Дмитрий, Ольга – Оля, Петя – Петр, Вадя – Вадим, Лена – Елена, Вова – Владимир.

Затем учитель просит назвать ласковые формы имени.

Как вас ласково называют родители? Бабушке? А как ласково вы называете своего братика? Сестричку? Друга? Далее внимание детей обращается на доску, где записаны ласковые формы трех имен и стихотворные строки К. Чуковского.

Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.
Екатерина: Катенька, Катюша, Катеринка, Касенька.
Любовь: Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Прибежали в лавочку и купили пряничка.

(К. Чуковский.)

Первоклассники читают ласковые формы имен, подбирают к своему имени или к имени друга (подруги) две-три ласковые формы, записывают их в тетрадь. После записи учитель обращаясь к детям, говорит:”Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко слышишь в нашей речи не имена, а”клички”: Ванька, Степка, Васька…, в этих формах порой звучит пренебрежение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается”.

6. Зал”Что значит твое имя?”

Слово учителя: прочитайте название зала, в котором мы сейчас находимся. Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке записано ваше имя, откуда пришло оно в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.

Для учеников этот момент урока – сюрприз и маленькое открытие: они узнали значение своего имени! Об этом ребята непременно расскажут родителям, друзьям, знакомым. И будут гордиться своим именем! (При подготовке карточек учитель использует книги: Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М., 1964; Полякова Е.Н. Из истории русских фамилий и имен. – М., 1975; Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. – Л., 1962.) Приведем некоторые примеры.

Мужские имена

Александр (греч.) – мужественный помощник, защитник людей.

Алексей (греч.) – защитник.

Анатолий (греч.) – житель страны Анатолии, восточный (это страна находилась к востоку от Греции).

Андрей (греч.) – мужественный.

Валентин (лат.) – сильный, здоровый, крепкий.

Валерий (лат.) – сильный, бодрый, крепкий.

Виктор (лат.) – победитель.

Геннадий (греч.) – благородный, родовитый.

Евгений (греч.) – благородный.

Максим (величайший).

Никита (греч.) – победитель.

Женские имена

Александра (греч.) – мужественная, защитница людей.

Белла (греч.) – прекрасная.

Валентина (лат.) – сильная, здоровая, крепкая.

Варвара (греч.) – иноземная.

Виктория (лат.) – победа.

Галина (греч.) – тишина, спокойствие, безветрие.

Зоя (греч.) – жизнь.

Ирина (греч.) – мир.

Ксения (греч.) – чужеземная гостья.

Маргарита (лат.) – жемчуг.

Марина (лат.) – морская.

Ольга (сканд.) – святая, священная.

Софья (греч.) – мудрая.

7. Зал”Имена-смешинки” (Резерв времени).

1. Выразительное чтение стихотворений английской писательницы Э.Фарджен.

Имена мальчиков    Имена девочек
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный рев мотора,
И Питер – пенье пастушка,
И Чарли – чистый речки звон
По камушкам…
И просто Джон.
И просто Мэри.   
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла - шелковый лоскут
И Сильвия - листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная
   И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда – Белл – звонок у двери
“Дин-дон!” -”Кто там?”

Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и приятелей определения, подобные этим!

2. выразительное чтение Фольклорных дразнилок.

1) Андрей-воробей
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся
2) Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
.Ешь понемножку.
3) Вова, Вова карапуз
Съел у бабушки арбуз
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.
4) Степанушка-Степан,
.Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

Чем вас заинтересовали дразнилки? А почему их так назвали:”дразнилки”?

А вы, какие дразнилки знаете? Попробуйте составить свою дразнилку!

Итог урока.

Чем вам запомнился урок? Что интересного вы узнали об именах?

Таким образом, представленный урок является одним из вариантов уроков, посвященных написанию слов с большой буквы. В интересной форме дети познакомились со словами-именами, с тем, какие имена были на Руси: полными, сокращенными, ласкательными и пренебрежительными именованиями; значением и происхождением некоторых личных имен. Последующие уроки могут идти под названиями: 1)”Отчество, величание, фамилия”; 2)”Клички. Что это такое?”; 3)”История и жизнь географических названий”.

Дополнительный материал.

Словарь для учителя

Личное имя ( в древнерусском языке также – рекло, назвище, название, прозвание, проименование –это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или не позорь моего имени и т.д., имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня.(Суслова А.В.; Сеперанская А.В.”О русских именах”. – Л., 1991.)

2. Стихотворение об имени.

Серебристое имя Марии
Окариной звучит под горой.
Серебристое имя Марии,
Как жемчужный летающий рой.
Серебристое имя Марии
Говорит о Христе, о кресте…
Серебристое имя Марии
О благой говорит красоте.
Серебристое имя Марии
Мне бессмертной звездою горит.
Серебристое имя Марии
Мой висок сединой серебрит.

(И.Северянин.)

Окарина – духовой глиняный или фарфоровый итальянский народный музыкальный инструмент, звуком напоминающий флейту.

3. К уроку чтения.

ДРАЗНИТЬ – ЗЛИТЬ, УМЫШЛЕННО РАЗДРАЖАЯ ЧЕМ- НИБУДЬ.

(С. И. Ожегов”Словарь русского языка”)

Дразнилка – произносимый на распев стишок, которым дразнят кого-то; прибавлением рифмованного слова к имени (вариации имени, прозвища, созвучного слова). Чаще всего дразнилка раздается в след уходящему.

Примеры: 1.

Васька-Васенок,
Худой поросенок.

2.

Архип-
Старый гриб.

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии окружающего мира.

Дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выказать ему свое отношение. Это могут быть:

несуразные черты внешности;

нелепые поступки и их последствия.

Примеры: 1. Сам с ноготок, 2. Шапка колышком,

Голова с лоток. Ноги бревнышком.

Часть дразнилок осуждает отрицательные поступки, называя их прямо: ябедничество, обжорство, лень, воровство.

Примеры

:1) Дразнило – Собачье рыло.

2) Плакса, вакса, гуталин

Проглотил горелый блин.

В основе создания дразнилок лежат определенные приемы – повторы слов, созвучия слов, перевертыши. Именно перевертыши создают нелепицу.

Примеры:

1) Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.

2) Иван-болван
С колокольни упал,
Три года катился,
А все не убился.

Дразнилки учат подмечать и высмеивать плохую черту, что-то несправедливое, некрасивое; учат подбирать слова в рифму.

Некрасивое имя (индийская сказка)

Жил в одной деревне крестьянин с женой. Крестьянина звали Тхунтхуния. Каждый день жена ему говорила:

Какое у тебя нехорошее имя! Ничегошеньки оно не значит. Возьми себе другое – красивое.

Муж отвечал шутками, но жена не давала ему покоя. Дни шли за днями, а она все говорила:

Выбери себя имечко покрасивей!

Надоело Тхунтхунии с ней спорить. Он и решил поискать себе новое имя. Вечером велел жене напечь лепешек, а сам лег спать.

Рано поутру Тхунтхуния завязал лепешки в узелок и вышел из дому искать красивое имя. Шел он, шел и пришел в какую-то деревню. Там только что умер один человек.”Мне повезло, подумал Тхунтхуния. – Этот человек умер. Значит, я могу взять себе его имя” Подошел он к одному человеку и спрашивает:

Братец! Кто это умер?

Амарнатх.

Задумался Тхунтхуния:”Ведь”Амарнахт” - значит”господин бессмертных”, а человек с таким именем все равно умер. Ну, скажем, назовусь я Амарнатхом, а что проку?от смерти мне не уйти! Нет, в этом имени хорошего мало”. С тем он и отправился дальше.

В другой деревне он забрел на гумно. Видит – какой-то человек выбирает рисовые зерна из прошлогодней соломы.

Братец! Неужто ты не нашел себе дела полегче? – говорит Тхунтхуния. - Как тебя звать?

Дханпат.

Услыхал это Тхунтхуния и удивился.”Ведь”Дханпат” - значит”богач”, а человеку с таким именем приходится рыться в прошлогодней соломе! Нет мало проку называться Дхантапом”. И он пошел дальше.

Подходит еще к какой-то деревне, а навстречу ему человек несет на коромысле тяжелую ношу. В ту пору солнце уже припекало, и человек обливался потом. Увидел Тхунтхуния, как тяжело ему приходится, и думает:”Узнаю-ка я его имя”.

Братец! Куда ты идешь? И как тебя звать? – спрашивает.

Несу моему хозяину его вещи. А зовут меня Лакшман.

Сказал человек и пошел своей дорогой, а Тхунтхуния так и остался стоять разинув рот.”Владыка Лакшман победил и уничтожил самых страшных злых демонов, - размышлял он. – А человек, которого нарекли его именем, как осел таскает на себе всякие грузы. Нет, ни к чему брать мне это имя”. И запел он.

Амарнахт, хоть он”бессмертный”,

Да скончался, как и все;

А”богач” Дханпат, несчастный,

ищет зерна на гумне;

Изнывая от натуги,

тащит Лакшман тяжкий груз, -

Я Тхунтхунией останусь,

как с рождения зовусь.

Дальше Тхунтхуния не пошел – вернулся домой. Дома жена спросила, какое имя он себе выбрал. Рассказал ей Тхунтхуния, что видел в дороге, и жена все поняла. Больше они о его имени не спорили.Какой вывод следует из этой сказки?

АНКЕТА (для родителей, в качестве домашнего задания)

 

Имя.
Дата рождения.
Варианты имен, которые давали этому человеку.
Кто участвовал в выборе имени.
Основание выбора имени.
Знали ли значение имени, когда называли ребенка.