В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
В Законе Российской Федерации “Об образовании” закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. Однако анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, географии) и совсем не затрагивает общеобразовательные области, в том числе математику.
Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, в том числе, Республики Башкортостан.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся нашей Республики и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Одним из таких дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием.
Использование системы прикладных задач с региональным содержанием способствует:
- повышению интереса к изучению математике;
- усилению практической направленности школьного курса математики;
- повышению качества математических знаний и умений.
Прекрасно, если у нас есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.
Есть две возможности в повседневной работе учителя:
-ведение уроков по учебнику и по задачникам;
-проявить творчество и строить уроки в интеграции с использованием национально-регионального компонента и местного материала, раскрывая прикладную сущность предмета “математика”.
Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Разработка урока с использованием национально-регионального компонента и местного материала. Приложение1.ppt
Цель: работа с рациональными числами, решение задач на проценты переводом рациональных чисел в десятичную дробь, развитие вычислительных навыков и умений решения текстовых задач, воспитание любви к Родине на примере жизни и деятельности Рахимгулова В.З., приобщение культуре башкирского и русского народа.
Оборудование: компьютер, проектор.
Оформление:
- фотоснимки,
- продукция центра народных промыслов “Баймак”: элементы национальной одежды,
- сувениры и вымпелы к юбилею, государственные символы, народные инструменты, компьютерные слайды.
Эпиграф урока: “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастерства доброго”.
1. Вступление.
Много ремесел существовало в старой Руси. Сегодня речь пойдет о некоторых из них. Были известны ремесленники г. Тулы, Гжель, Самары, Агидель и т. д. Каждый район нашего Башкортостана известен своими народными умельцами. А в нашем классе ученики хорошо решают примеры и задачи с рациональными числами. Они тоже своего рода умельцы.
2. Устный счет. Ярмарка вопросов и задач.
- Какие числа называются рациональными?
- Приведите примеры рациональных чисел.
- Какие из перечисленных чисел являются рациональными?
- Назовите свойство рациональных чисел.
- Нельзя ли выразить рациональные числа в процентах? Что такое процент?
- Запишите в процентах числа:
3. Лучшие люди нашего города.
Сегодня на уроке речь пойдет о необыкновенном человеке, который живет рядом с нами.
О нем знают не только в республике, но и в России. Он единственный человек в Башкортостане, обладатель Национальной Народной Награды “Звезда Созидания”, который был присужден Петром I “Созидателю Петербурга”; его имя вошло в энциклопедию “Лучшие люди России” и в энциклопедическое, краеведческое издание “Баймакский район”.
Это – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Рахимгулов В.З., руководитель центра народных промыслов “Баймак”.
В этом центре изготавливают народные инструменты и занимаются пошивом редкой по красоте национальной одежды, атрибутов государственной символики, всевозможных вымпелов и сувениров. Со всей республики приезжают, чтобы заказать башкирскую юрту.
ЦНП “Баймак” награжден Почетным Дипломом Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства. Диплом директору центра В.З.Рахимгулову вручал лично президент России В.В.Путин в Малом зале Кремля г. Москвы. Высокое качество и национальное своеобразие изделий неизменно привлекают внимание, поэтому они давно стали украшением праздничных мероприятий и республиканского, и российского уровня.
В юрте, изготовленной в ЦНП “Баймак”, проходила встреча Президента РФ В.В.Путина и Президента РБ М.Г.Рахимова в июне 2002 года.
Сегодня все задачи будут о деятельности этого уникального центра.
4. Решение задач.
Задача 1. 12 конкурсантов на праздновании 250-летия Салавата Юлаева были одеты в национальные костюмы ЦНП “Баймак”. И 9 из них завоевали гран-при. Сколько процентов конкурсантов в лучших костюмах ЦНП “Баймак” были удостоены высшей награды?
Решение:
Задача 2. В 2004 году ЦНП “Баймак” выпущено 70 юрт, в 2005 году – 78. В связи празднованием 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России, возрос заказ на юрты. На сегодняшний день уже заказано 90 юрт. На сколько процентов увеличился выпуск юрт на сегодняшний день по сравнению с предыдущими годами?
Решение:
.
Еже одна юбилейная задача.
Задача 3. В ЦНП “Баймак” принят заказ на пошив 450 зилянов для выступления кураистов Бурзянского района во время празднования 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Известно, что на пошив одного зиляна уходит 5 м ткани. Какой процент заказа можно сшить из 1 км ткани?
Решение:
5. О человеке, который победил боль.
Ценным достоянием родного края являются гражданские и личностные качества человека. Один из них – Рахимгулов Вилюр Зиннатович. Он кандидат в мастера спорта по лыжам, лауреат и призер многих фестивалей и конкурсов по танцам, мастер в прикладном искусстве. Ему был вынесен приговор – инвалидность, а он смог стать преуспевающим бизнесменом, которого признала республика и Россия. Вилюр Зиннатович на сегодняшний день не может самостоятельно передвигаться, но его энергичность, оптимизм, целеустремленность абсолютно несовместимы с этим словом … инвалидность. Он говорит: “Моя работа не дает мне зациклиться, сесть и горевать: вот, мол, я инвалид. Нет, я не инвалид”. Вот такой он, Вилюр Зиннатович, человек сильной воли, достойный большого уважения, посвятивший всю свою жизнь бережному сохранению и умножению того, что накоплено в башкирской национальной культуре и других народов России.
Бывший преподаватель русского и башкирского языков сам занимается дизайном национальных костюмов, научил своих работников секретам изготовления курая. Курай – любимый инструмент Вилюра Зиннатовича.
Хотите узнать возраст этого уникального человека? Решите задачу.
Задача 4.
С начала года в ЦНП “Баймак” было изготовлено:
Курай – 29 шт.
Кубыз – 10 шт.
Домбра – 5 шт.
Гитара – 6 шт.
Сколько процентов составляют кураи от числа всех изготовленных инструментов?
Решение:
Вилюру Зиннатовичу – 58 лет. За свою трудовую деятельность от учителя до заведующего отделом культуры района и преуспевающего бизнесмена он сделал многое для людей, для нашего района и для всей нашей Республики.
Его центр, в котором трудятся 100 человек, завоевал заслуженный авторитет, прежде всего тем, что на протяжении многих лет активно и заинтересованно изучает народные традиции, воплощая их в уникальных художественных изделиях.
К юбилею 450-летия вхождения Башкортостана в состав России заказано огромное количество вымпелов, сувениров. Всегда большим спросом пользуются настольные государственные флаги Башкортостана и России, олицетворяющие их единство. На обоих флагах имеется полосы белого и синего цвета. О чем это говорит?
Белый цвет означает чистоту помыслов, а синий – мирное небо. Решите задачу о флагах.
Задача 5.
Какой процент от площади полотна флагов Башкортостана и России составляет белый, синий, зеленый и красный цвет?
Решение: (белый, синий цвет)
(зеленый, красный цвет)
Выводы урока.
1) Сегодня по-новому научились находить процент от числа.
Узнали, что вычисление процента от числа можно свести к представлению рационального числа в виде десятичной дроби.
2) Много интересного, полезного и удивительного узнали о людях нашего района.
3) Сделали вывод о том, что дружба Башкортостана и России крепнет с каждым днем, и для этого много усилий прикладывают и люди нашего района.
4) Возвращаясь к эпиграфу урока, хочется сказать о том, что всегда в России ценилось мастерство – умение делать вещи нужные, добротные и красивые, добрым людям на загляденье. И у нас в Баймаке есть люди талантливые и умеющие создавать изделия и вещи, радующие глаз.
Заключение. Я горжусь тем, что знакома с человеком удивительной судьбы, уникальными способностями и творческими возможностями. Пусть его жизнь будет для вас примером мужества и преданности родному Башкортостану и России. Пожелаем Вилюру Зиннатовичу здоровья, терпения и еще больших успехов в его благородном и полезном труде!
Домашнее задание: Составить задачи с рациональными числами на проценты.