Цели урока:
Обучающие:
- сформировать представление об истории возникновения народного костюма.
- познакомить с историей народного костюма нашего района.
- познакомить с основными видами декоративного украшения одежды.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, самостоятельности, развитию творческого мышления, навыкам самоконтроля и взаимоконтроля; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, внимательность;
Ход урока
1. Организационный момент
… Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
Д.С. Лихачев
2. Сообщение темы и целей урока.
В процессе моделирования одежды художники-модельеры часто обращаются к народному творчеству, истории одежды, которая помогает им понять нравы и обычаи, уровень культуры, вкусы, особенности духовной жизни различных социальных эпох и народов.
Народная одежда издавна привлекала внимание и исследователей. Начиная со второй половины ХIХ в, ценители народного искусства указывали на необходимость сохранения национального костюма. И мы сегодня на уроке изучим историю возникновения народных костюмов нашего района.
3. Изучение нового материала.
А) Поволжские этнические группы и их народные костюмы.
История прошлого нашего края показывает, что в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязычная, но во многом единая народная культура, впитывая в себе вековые традиции народов Поволжья.
Среднее Поволжье входит Урало-Волжскую историко-этнографическую область, где сложился особый тип этнических общностей. В тоже время почти все народы Поволжья имеют несколько этнических групп. Наиболее крупная из них: мордовские, татарские, чувашские, удмуртские.
И наш Шенталинский район очень многонационален. В нашем районе проживает около 30000 человек. Из них 35% - чуваши, 25% - русские, 21% - мордва, 18% - татары.
Длительное проживание русских, татар, чувашей, мордвы в близком соседстве в одинаковых природных условиях и сходные пути исторического развития, привели к общности занятий, семейного быта, материальной и духовной культуре.
Особенно большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской, чувашской и других живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов.
Известный этнограф Гаген-Тюри в своей книге “Женская одежда народов Поволжья”, идя путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений приходит к выводу, что чуваши лучше все сохранили древний стиль одежды.
Женщина - хранительница домашнего очага, ее пышный наряд, включая разнообразные украшения шумящими подвесками, гривны, разноцветные бусы, величественный головной убор, височные подвески, серьги.
Б) Что собой представляет мужская и женская чувашская одежда?
Показ иллюстраций чувашского костюма.
Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны, поверх которых зимой надевали суконные штаны. Верхняя летняя одежда напоминала поддевку со сборами сзади, которую шили из холста либо сукна на холщовой подкладке. Более длинным, шился кафтан из сукна со стоячим воротником. Обувью служили обычно лапти, в грязь к ним прикрепляли деревянные подметки.
Женская одежда туникообразного покроя шилась из белого домотканого холста с вышивкой красного цвета. Свободному движению рук способствовал пришиваемые к боковым вставкам и рукавом ластовицы. Внизу у подола пришивали волан, образовывая мелкие складки. Обязательной частью костюма были штаны, обычно из сурового холста, передник с нагрудником.
В середине ХIХвека вышитая одежда постепенно заменяет пестрядью. Костюм из пестряди (рубаха, передник) распространилась в основном среди низовых чувашей. В начале служила как рабочая одежда, а позднее становится праздничным.
В завершенности старинного костюма большую роль играют головные уборы (тухья, хушпу) и украшения из бисера, раковинок и монет. В отдаленном прошлом, несомненно, играли роль оберегов, талисмана, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность.
К сожалению, одежда, сохраняя в своих отдельных элементах очень древние традиции, тем не менее, претерпевает изменения, в которых отражается местные условия. По этому быстрее изменяется повседневная одежда и значительно дольше бытует праздничная.
В) Мордовский костюм.
Показ иллюстраций мордовского костюма
Красочностью, самобытностью, оригинальностью отличается национальная мордовская одежда, которая сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет национальной гордости мордовский костюм входит в ритуалы семейных праздников, фестивалей народного творчества. Мордовские крестьяне при свете лучины создавали подлинные шедевры.
Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, необходимый для защиты тела. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием народный праздничный костюм является своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного быта. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений.
Основным компонентам была рубаха туникообразного покроя. На плечах, вороте переднем шве была вышивка, которая проходила узкими продольными полосками и по спине, и по боковыми швам. И эта вышивка играла роль оберегов. У эрзи был распространен передник с нагрудником (запон).
Мужская одежда состояла из белых или синих в полоску холщовых портков, белой холщовой рубахи с косым срезом ворота на левой стороне груди. Рубаха одевалась навыпуск и подпоясывалась пояском.
Особенной устойчивостью отмечается праздничный мордовский костюм по своему покрою и общей структуре напоминает традиционную в наши дни.
Г) Татарский костюм.
Показ иллюстраций татарского костюма
Большой интерес представляет и татарская одежда, отличительной особенностью которой от костюмов среднего Поволжья являлось использование для ее изготовления не белого холста, а более ярких цветов.
Татарская мужская рубаха широкая и длинная, шилась из светлых гладких тканей. Поверх рубахи надевался камзол без рукавов и цветной нанки в талию (широкий длинный пояс). Верхней одеждой, в которой выходили из дома - был казакин, напоминающий камзол, но длинный, с длинными рукавами, глубокие запахивающиеся и застегивающиеся на пуговицы. Мужчины брили головы и одевали тюбетейки. Среди богатых татар были распространены кожаные сапоги (читек), а в основном носили лапти.
Женская одежда похоже на мужскую. Рубаха (кулмек) была одновременно и нижней и верхней. Нагрудник из ткани носили только женщины. Поверх кулмека надевалась камзол, более короткий - молодые, до колен - пожилые. Женские головные уборы были трех видов: покрывала-платки; шаль, которая надевалась поверх яулыка; головное полотенце (тастар), похожее на сурпан чувашей; колпаки, которые связаны из тонких различных цветов. Тюбетейки надевали только пожилые женщины.
Уже с начала ХХ века многие татары стали носить городское платье. В настоящее время мужчины одеваются большей частью в городской костюм, дополняя национальным головным убором, а девушки-мусульманки женщины, особенно, в повседневной одежде используют в качестве головного убора - платок.
Д) Русский костюм.
Показ иллюстраций русского костюма
Выражением сложных культурно-этнических процессов, происходивших в Поволжье в начале ХIХ-ХХ веков, являлись присутствие в Самарском крае всевозможных костюмов у русского населения.
Традиционная русская одежда включала в себе рубаху, сарафан, душегрейку. Рубаху характеризовали прямые полики - плечевые вставки, собранные у ворот сборки, что придавало рубахе пышность. Особенно русских рубах, как и в женской одежды в целом, были их украшения.
Вторая обязательная часть костюма русских явился сарафан - безрукавная одежда, надевался поверх рубахи. С шелковым сарафаном в летнее время надевалась душегрея на лямках. Такую одежду недорогих тканей девушки и женщины носили в будни.
Мужская одежда у русских по сравнению с женской, отличалась простатой и ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Будничная одежда выполнялась их льняного или конопляного холста. Рубаху носили на выпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен, ее перехватывали узким или широким поясом ручного изготовления. Мужская свадебная рубаха была с поликами (вставками на плечах) присборенная вокруг шеи на небольшую стойку с разрезом на груди. По подолу, манжетами и верхней части рукавов она имела декоративную отделку, выполненную черной шерстью. Яркий шерстяной пояс вносил цветной акцент в скромный костюм жениха.
В наши дни традиционная русская одежда претерпела существенные изменения. Народный костюм сохраняется сегодня лишь как обрядовая одежда фольклорных ансамблей.
4. Закрепление изученного материала.
Сейчас мы проверим какой вид старинной одежды вы запомнили. Нужно отгадать кроссворд.
- Головной убор.
- Накладная одежда.
- Головной убор.
- Промежуточный вид одежды.
- Короткая распашная одежда.
- Верхняя одежда мужчин.
Современный стиль и народный костюм
Уходя из жизни, как повседневная одежда, как предмет бытового обихода, художественное наследие возвращается в наши дома.
Самодеятельные и профессиональные артисты возрождают интерес населения к традиционной одежде, головным уборам и украшениям. Не только на селе, но и в городах все чаще справляет молодежь свадьбы в национальной одежде. По этому возрастает интерес не только содержимому бабушкиного сундука, но и к традиционным костюмам вообще, к сценическим костюмам, которые теперь не только конструируют художники-модельеры, но и изготавливают по старым образцам народные мастера.
Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших современных нарядных блузках, юбках и платьях.
5. Практическая работа
Сейчас я хочу, чтобы вы выполнили интересное задание. Я раздам вам фартучки, все необходимое у вас на партах. На этих чувашских национальных фартучках не хватает некоторых элементов. Вам надо восстановить эти элементы.
6. Итог урока.
Не только в одежде, танцах, заключается национальная культура. Она продолжается в традиционных национальных блюдах.
И сегодня наш необычный урок мы заканчиваем необычно. Мы приглашаем вас к столу и хотим, чтобы вы попробовали: чувашский квас, мордовский курник, татарский баурсак и русские пироги.