Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

Разделы: Биология


Какие бы реформы не проходили в образовании, но все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности с тем, чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности, реализации всех сущностных сил ребёнка.

Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногий процент детей в обычных школах сохраняют интерес к учению.

С другой стороны, во время все возрастающей школьной нагрузки на ученика, необходимо не только заботится об уровне знаний детей, но и о сохранении психического здоровья ребенка.

Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.

Главная задача педагога - помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Ученик для учителя - субъект педагогического процесса, данный процесс организуется на основе его внутренней мотивации, потребности в самореализации, готовности к активной познавательной деятельности, развитии творческого мышления.

Целью своей работы я выбрала часть этой проблемы, а именно - как возродить интерес учащегося, любознательность, а в конечном итоге создать ситуацию развития не только организацией самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательным преодолением трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил. В результате происходит ускоренное формирование личности ребёнка.

Для начала выясним причины, которые гасят любознательность. К ним можно отнести:

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
  2. Громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
  3. Школа вталкивает в школьника интеллектуальный материал, который им не востребован. Нет деятельности без опоры и на желания, и мотивы учащихся.
  4. Детям не хватает движения и смены впечатлений, им скучен учебный труд.
  5. Непродуманность методики и организации учебного процесса и вообще школьной жизни.
  6. Существует отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях, которое, несомненно, влияет на детей.

Мотивы, которые побуждают к познанию.

По словам замечательного ученого Дистервега: “Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения”.[2] Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

Следовательно, задача педагога обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности, должен быть стимул, который вызывает у школьника собственные полезные мотивы деятельности.

Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.

Вывод: Учитель должен изучать типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы отобрать нужные из них для стимулирования познания.

Стимулами познавательной деятельности являются:

  1. Новизна учебного материала.
  2. В организации учебного процесса находить новое, неизвестное.
  3. Практическая значимость знаний для самих школьников.
  4. Практические потребности ученика.
  5. Противоречивость материала. Парадоксы и противоречия в учебном материале.
  6. Создание ситуации успеха.
  7. Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.

В школе биология - преимущественно описательная дисциплина, поэтому большую роль в активизации учения школьников играет правильно
организованная познавательная деятельность, основанная на создании:

во-первых, оптимального уровня сложности;

во-вторых, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий.

Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:

  • пересказ учащимися учебного материала.
  • практические и лабораторные работы.
  • проверочные работы, тесты.

Но у этих способов есть и свои недостатки, они не позволяют судить о том как ученик научился применять свои знания, требует специального оборудования, отнимает много времени урока, а при проведении проверочных работ возрастает уровень тревожности, что влияет на психологическое здоровье ученика.

Таким образом, эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем применения творческих задач.

ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Важно знать, что творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учителя направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.

Под творческой задачей понимают проблему

  • с нечетко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится);
  • содержащую некое противоречие;
  • допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области, развитие умений и навыков выполнения творческих задач, поэтому задача учителя состоит в постепенности процесса приобщения детей к выполнению данного рода задач.

На I этапе урока, с применением творческих задач, коллективно обсуждаются и решаются конкретные задачи по следующему плану:

  • постановка проблемного вопроса;
  • знакомство с содержанием задачи;
  • подбор способов решения задачи алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа);
  • рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
  • высказывание предложений;
  • проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;
  • формулировка выводов.

Далее учителем показываются способы решения типичных задач. Учащимся предлагается решить задачу по данному образцу, причем разрешается пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучаются решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность на первом этапе не проявляется.

На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагаются задачи, решение которых требует применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Консультацию учителя ребята использовали лишь для актуализации знаний.

На третьем этапе учащиеся выполняют задания самостоятельно и пытаются сами составить задачу. По мере решения творческих задач учащиеся усваивают прежние и находят новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У школьников появляется устойчивый интерес к учебным действиям и потребность к творческой активности. Выполнение творческих задач позволяет использовать коллективные и групповые формы работы, что в будущем обеспечит им социализацию в обществе.

Другой способ решения творческих задач - типовые схемы работы с группами:

  1. Группы получают одно и то же задание. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. В этом случае учитель на острие интереса ребят может построить проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
  2. Группы получают разные задания. Тогда или “спикеры” групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый “спикер” по кругу обходит каждую группу и работает с ней.
  3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.

Сильным ходом является объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом, содержанием.

Особо интересный вопрос - решение творческих, эвристических задач в группах, которые развивают “творческость” мышления. Такие задачи принято называть “открытыми” (на Западе пользуются термином “креативность”).

Позиция детей к решению творческих задач разная, ребята высказывают свои соображения, возникает дискуссия, а, следовательно, идёт активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.

У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам - в этом смысле они универсальны. Выделяют несколько типов творческих задач.

Количественные задачи (расчетные).

Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.

Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).

Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.

Качественные задачи.

Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?

Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также практические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний

Экспериментальные задачи.

Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.

- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?

- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?

- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?

Такие экспериментальные задачи можно проводить по следующему плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.

Вопросы направлены на выявление прямых и обратных связей.

Предварительное действие - наклон корпуса при вставании со стула, отведении таза назад при приседании, отклонения корпуса вправо при подъеме левой ноги - это прямые связи. Но для осуществления следующего (или одновременного) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы, которая поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.

Результат опыта показывает понимание не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.

Пример: Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Инновационные задачи

Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.

Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?

Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использование жизненного опыта, повседневных наблюдений,

Пример: постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке.

При выполнении этого задания учащиеся могут использовать учебник.

Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте —> всасывание ее в кровь —> изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах —> превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.

Пример: Почему рука, удерживающая груз, не падает?

При решении данной задачи, учащиеся могут столкнутся с противоречием, которое стало ключом к постановке проблемы: суставные хрящи скользкие, да еще и смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются.

Пример: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

Ответы учащихся бывают различными:

  • кость - сложный живой орган, т. к. она растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
  • в кости есть кровеносные сосуды;
  • кость - живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды.

Логика учащихся, давших второй ответ такова: кость состоит из клеток, а клетки - “живой организм”, следовательно, кость - живая.

Это пример творческих задач, развивающих логические и комбинаторные способности.

Пример: Печень называют “химической лабораторией”, “продовольственным складом”, “диспетчером организма”. Что лежит в основе таких образных выражений?

Ответы учащихся:

  • в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов, избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;
  • печень участвует в поддержании постоянства состава крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;
  • в печени производится кровь; она перерабатывает некоторые вещества и производит другие.

Такой тип задач формирует системное мышление, носит прикладной характер, требует выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями.

Семантические задачи

Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.

Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.

Ответы учащихся, оцененные как правильные:

  • печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца - “бегающая” под кожей мышь; слово “пясть” произошло от числа пять; анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчленение”;
  • витамины – в переводе с латинского “жизнь”; понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.

Использование творческих задач на уроках биологии позволяет:

  • использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания учащихся;
  • демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;
  • развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);
  • способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся
  • через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
  • способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе; - просто привлекать внимание учеников к теме урока.

Практика показывает, что в процессе такой организации обучения ученик овладевает разными ролями в учебном сотрудничестве, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретает самостоятельность, уверенность, осваивает различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности.

Это приводит к более эффективной самореализации ученика и сохранению его индивидуальности. Ученики не боятся новых смелых нестандартных решений, могут пересмотреть свои взгляды и действия, свои ошибки, могут не соглашаться с мнением учителя, предложить лучшее решение проблемы. Тогда мы можем сказать себе, что, действительно, сделали все, чтобы вырастить интеллектуальный и культурный потенциал
нации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1996.
  2. Гликман И. Искусство возбуждения ... //Директор школы - №2, 2003.
  3. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. - М: Просвещение, 1996.
  4. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ - СП Акцидент, 1998.