Цели урока:
1) Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е.Чарушина, совершенствовать навыки работы с книгой, воспитывать интерес к чтению.
2) Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей. Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным, чувство ответственности за своего питомца.
3) Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.
Оборудование: книжная выставка из книг Е. И. Чарушина, мягкие игрушки – “Томка”, “Тюпа”, “Мишка”, на доске прикреплены надписи – “Читайте рассказы Е. И. Чарушина!”, “Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых”, выставка рисунков детей к любимым рассказам Е. И. Чарушина, подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина, компьютер, проектор с экраном, презентация по рассказам Е. И. Чарушина. (составленная по программе Power Point).
Ход урока
I. Организация урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.
Я получила известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?
Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.
- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?
- Я – Томка! - Я – Тюпа! - Я – Мишка!
- Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли?
(Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).
III. Знакомство с биографией автора. Просмотр по компьютеру презентации о писателе.
Показывается портрет писателя.
(1901 – 1965)
писатель и художник
Следующие слайды с записями и рисунками:
- Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
- Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
- “Я вырос с карандашом и кистью в руках” - вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
- В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
- “Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного”.
- “Щур” - первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
- “Волчишко” - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
- И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.
IV. Работа над рассказами Е. И. Чарушина.
Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.
1). Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.
2) Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным. Всё время он полз, подкрадывался и тюпал “тюп – тюп - тюп”, поэтому его и прозвали Тюпой.
3) Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал. Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней. Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила. Еле успокоили. Дали ему соску.
Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.
1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!
- Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?
(Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)
- В каких рассказах вы встречались с Томкой?
- Как Томка научился плавать?
- Чем привлекло ваше внимание Томка?
- В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
- Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).
Почему волчишко не стал жить у охотника?
В каких рассказах вы встречались с медвежатами?
Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.
- Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх.
- Покажите, как щенки подпрыгивают.
- Покажите, как щенки бегают.
- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите “Гав!”
V. Работа над новым текстом.
2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина “Друзья”.
Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа.
Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье
– чакма, т?те, курок – часть ударного механизма в
ружье).
О ком мы прочитали в тексте?
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же тропинке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.
VI. Закрепление изученного материала.
Просмотр презентации.
Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать.
В следующих слайдах вопросы :
Какой зверь свалился на голову охотника?
А) собака
Б) белка
С) кошка
Д) сорока
Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
А) Епифан
Б) Пунька
С) Маруська
Д) Барсик
“Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать.” Где он их нашел?
А) на шкафу
Б) в сапогах
С) под кроватью
Д) в комоде
Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание?
А) в лес
Б) на поле
С) в цирк
Д) в зоосад
“А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно… Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро… . Расти поскорее, учись лучше! ”
Е. И. Чарушин.
VII. Подведение итогов урока. (берём конверт у Мишки).
“Я принёс вам подарки за то, что вы активно участвовали на уроке”, раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.
Выставление оценок.
VIII. Задание на дом. Читать рассказы о животных Б. С. Житкова.(“Кружечка под елочкой”, “Беспризорная кошка”, “Что бывало”, “Что я видел”.