Открытый урок по внеклассному чтению в 3-м классе "Рассказы Е.И. Чарушина"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е.Чарушина, совершенствовать навыки работы с книгой, воспитывать интерес к чтению.

2) Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей. Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным, чувство ответственности за своего питомца.

3) Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.

Оборудование: книжная выставка из книг Е. И. Чарушина, мягкие игрушки – “Томка”, “Тюпа”, “Мишка”, на доске прикреплены надписи – “Читайте рассказы Е. И. Чарушина!”, “Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых”, выставка рисунков детей к любимым рассказам Е. И. Чарушина, подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина, компьютер, проектор с экраном, презентация по рассказам Е. И. Чарушина. (составленная по программе Power Point).

Ход урока

I. Организация урока.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.

Я получила известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?

Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?

- Я – Томка! - Я – Тюпа! - Я – Мишка!

- Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли?

(Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).

III. Знакомство с биографией автора. Просмотр по компьютеру презентации о писателе.

Показывается портрет писателя.

(1901 – 1965)

писатель и художник

Следующие слайды с записями и рисунками:

  • Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
  • Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
  • “Я вырос с карандашом и кистью в руках” - вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
  • В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
  • “Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного”.
  • “Щур” - первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
  • “Волчишко” - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
  • И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.

IV. Работа над рассказами Е. И. Чарушина.

Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.

1). Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.

2) Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным. Всё время он полз, подкрадывался и тюпал “тюп – тюп - тюп”, поэтому его и прозвали Тюпой.

3) Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал. Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней. Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила. Еле успокоили. Дали ему соску.

Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.

1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!

  • Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?

(Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)

  • В каких рассказах вы встречались с Томкой?
  • Как Томка научился плавать?
  • Чем привлекло ваше внимание Томка?
  • В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
  • Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).

Почему волчишко не стал жить у охотника?

В каких рассказах вы встречались с медвежатами?

Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.

- Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.

- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх.

- Покажите, как щенки подпрыгивают.

- Покажите, как щенки бегают.

- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите “Гав!”

V. Работа над новым текстом.

2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина “Друзья”.

Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа. Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье – чакма, т?те, курок – часть ударного механизма в ружье).

  1. О ком мы прочитали в тексте?
  2. Почему охотник назвал щенка Огарком, а лисёнка Васькой?
  3. Что хотел сделать лесник, когда вырастит лисёнок?
  4. Почему же лесник не застрелил лису?
  5. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Дружбой надо дорожить!) 6. Кто вам понравился больше в этом рассказе? Почему?

Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же тропинке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.

VI. Закрепление изученного материала.

Просмотр презентации.

Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать.

В следующих слайдах вопросы :

Какой зверь свалился на голову охотника?

А) собака
Б) белка
С) кошка
Д) сорока

Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

А) Епифан
Б) Пунька
С) Маруська
Д) Барсик

“Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать.” Где он их нашел?

А) на шкафу
Б) в сапогах
С) под кроватью
Д) в комоде

Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание?

А) в лес
Б) на поле
С) в цирк
Д) в зоосад

“А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно… Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро… . Расти поскорее, учись лучше! ”

Е. И. Чарушин.

VII. Подведение итогов урока. (берём конверт у Мишки).

“Я принёс вам подарки за то, что вы активно участвовали на уроке”, раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.

Выставление оценок.

VIII. Задание на дом. Читать рассказы о животных Б. С. Житкова.(“Кружечка под елочкой”, “Беспризорная кошка”, “Что бывало”, “Что я видел”.