Урок русского языка в 3-м классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  2. Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент. (слайд 1)

Приветствие.

Запись числа и классной работы.

II. Словарная работа (по программе “Школьный наставник” за компьютерами):

- Для выполнения словарной работы возьмите черновик и ручку и пройдите за компьютеры. Перед вами текст. В этом тексте в словарных словах пропущены буквы – орфограммы. Вам нужно вставить эти буквы. Слова, в которых были пропущены буквы, вы записываете на черновик, если это имена существительные. Перед записью каждого слова поставьте его в начальную форму. Когда вы закончите работу, компьютер её проверит, вы узнаете результат и увидите свои ошибки (исправите их на черновике), проходите на свои места и в тетради записываете словарные слова в 2 столбика:

Одушевлённые имена Неодушевлённые имена
существительные существительные

- Далее ставите ударение и подчеркиваете только одну орфограмму – непроверяемую безударную гласную в корне слова.

- Записали? Поменяйтесь тетрадями и проверьте в парах. (Слайд 2)

животное альбом
собака тарелка
медведь хобот
петух яблоня

III. Введение в тему урока:

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Слайд 3)

(Дедушка Имя Существительное)

- Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.

- Посмотрите, во что он превращается сегодня.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.

- Правильно. (кто? что?)

- Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:

“О какой части речи мы сегодня будем говорить?” (Слайд 4)

(Об имени существительном)

- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока:

“Что мы знаем об именах существительных ?” (Слайд 5)

- Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных за 3 года для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.

Для этого мы будем находить имена существительные, определять все их категории. И в конце урока мы проверим свои знания, выполнив тест за компьютерами.

IV. Упражнения по закреплению материала:

В словарной работе мы с вами уже повторили одну категорию имени существительного – одушевлённость и неодушевлённость.

А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:

“Найди лишнее слово” (Слайд 6)

- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного.

  1. Чулки, носки, яблоки, сад.
  2. Чистота, сапоги, груши, рельсы.
  3. Медали, село, камни, острова.
  4. Школьники, скрипки, утро, столы.
  5. Папа, волны, ключи, перья.
  6. Ромашки, ягоды, встреча, огни.

- Проверьте, пожалуйста. (Слайд 7)

Сад (м. р.), чистота (ж. р.), село (ср. р.), утро (ср. р.), папа (м. р.), встреча (ж. р ).

- Мы повторили еще одну категорию имени существительного – род.

Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род?

- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число.)

- Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного. )

б) А теперь дедушка Имя Существительное предлагает вам поиграть в игру:

“Волшебные превращения” (Слайд 8)

- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких и записывать это в тетради.

Слон – слонёнок ёж - ежонок
кукушка – кукушонок волк - волчонок
лось – лосёнок медведь - медвежонок
лиса – лисёнок

- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)

- Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня)

- С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.

- Вам понравилась игра? Давайте поблагодарим дедушку Имя Существительное за интересную игру.

V. Физминутка:

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

- Спасибо. Садитесь.

- И снова к нам в гости домовой Афанасий.

в) Он предлагает вам прочитать стихотворение В. Викторова о том, как берёзка встречает весну. (Слайд 9)

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка

И платьице в полоску. Ты узнаёшь берёзку?

- Вот какое задание приготовил для вас Афанасий. Найдите в этом стихотворении имена существительные. Выберите любые два из них и сделайте их разбор как части речи. (Образец разбора на карточках в помощь – на столах)

- У доски разбор выполнят два ученика. Они выберут по одному слову, сделают разбор, а мы проверим вместе с вами.

- Ребята, наш домовой Афанасий тоже выбрал два слова для разбора. Давайте проверим его работу. (Слайд 10) Со всем ли вы согласны?

- Хорошо. Спасибо.

VI. Тестовая работа за компьютерами.

- Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему: “Имя существительное”, сейчас вы пройдете тест за компьютерами в программе “Школьный наставник”. Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок.

VII. Итог урока.

- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Слайд 11)

  • Имя существительное
  • Часть речи
  • Одушевлённое и неодушевлённое
  • Что? Кто?
  • Мужской род, женский род, средний род
  • Единственное число и множественное число.

- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Спасибо вам за работу. Дедушка Имя Существительное прощается с вами до следующих встреч.

VIII. Домашнее задание.

- Придумайте 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных и сделайте их разбор, как части речи.