Цели урока:
- Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
- Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Приветствие.
Запись числа и классной работы.
II. Словарная работа (по программе “Школьный наставник” за компьютерами):
- Для выполнения словарной работы возьмите черновик и ручку и пройдите за компьютеры. Перед вами текст. В этом тексте в словарных словах пропущены буквы – орфограммы. Вам нужно вставить эти буквы. Слова, в которых были пропущены буквы, вы записываете на черновик, если это имена существительные. Перед записью каждого слова поставьте его в начальную форму. Когда вы закончите работу, компьютер её проверит, вы узнаете результат и увидите свои ошибки (исправите их на черновике), проходите на свои места и в тетради записываете словарные слова в 2 столбика:
Одушевлённые имена Неодушевлённые имена существительные существительные
- Далее ставите ударение и подчеркиваете только одну орфограмму – непроверяемую безударную гласную в корне слова.
- Записали? Поменяйтесь тетрадями и проверьте в парах. (Слайд 2)
животное альбом собака тарелка медведь хобот петух яблоня
III. Введение в тему урока:
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Слайд 3)
(Дедушка Имя Существительное)
- Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.
- Посмотрите, во что он превращается сегодня.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.
- Правильно. (кто? что?)
- Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:
“О какой части речи мы сегодня будем говорить?” (Слайд 4)
(Об имени существительном)
- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока:
“Что мы знаем об именах существительных ?” (Слайд 5)
- Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных за 3 года для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.
Для этого мы будем находить имена существительные, определять все их категории. И в конце урока мы проверим свои знания, выполнив тест за компьютерами.
IV. Упражнения по закреплению материала:
В словарной работе мы с вами уже повторили одну категорию имени существительного – одушевлённость и неодушевлённость.
А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:
“Найди лишнее слово” (Слайд 6)
- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного.
- Чулки, носки, яблоки, сад.
- Чистота, сапоги, груши, рельсы.
- Медали, село, камни, острова.
- Школьники, скрипки, утро, столы.
- Папа, волны, ключи, перья.
- Ромашки, ягоды, встреча, огни.
- Проверьте, пожалуйста. (Слайд 7)
Сад (м. р.), чистота (ж. р.), село (ср. р.), утро (ср. р.), папа (м. р.), встреча (ж. р ).
- Мы повторили еще одну категорию имени существительного – род.
Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род?
- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число.)
- Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного. )
б) А теперь дедушка Имя Существительное предлагает вам поиграть в игру:
“Волшебные превращения” (Слайд 8)
- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких и записывать это в тетради.
Слон – слонёнок ёж - ежонок кукушка – кукушонок волк - волчонок лось – лосёнок медведь - медвежонок лиса – лисёнок
- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)
- Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня)
- С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.
- Вам понравилась игра? Давайте поблагодарим дедушку Имя Существительное за интересную игру.
V. Физминутка:
Имя Существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
- Спасибо. Садитесь.
- И снова к нам в гости домовой Афанасий.
в) Он предлагает вам прочитать стихотворение В. Викторова о том, как берёзка встречает весну. (Слайд 9)
Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка
И платьице в полоску. Ты узнаёшь берёзку?
- Вот какое задание приготовил для вас Афанасий. Найдите в этом стихотворении имена существительные. Выберите любые два из них и сделайте их разбор как части речи. (Образец разбора на карточках в помощь – на столах)
- У доски разбор выполнят два ученика. Они выберут по одному слову, сделают разбор, а мы проверим вместе с вами.
- Ребята, наш домовой Афанасий тоже выбрал два слова для разбора. Давайте проверим его работу. (Слайд 10) Со всем ли вы согласны?
- Хорошо. Спасибо.
VI. Тестовая работа за компьютерами.
- Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему: “Имя существительное”, сейчас вы пройдете тест за компьютерами в программе “Школьный наставник”. Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. Это оценки за урок.
VII. Итог урока.
- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Слайд 11)
- Имя существительное
- Часть речи
- Одушевлённое и неодушевлённое
- Что? Кто?
- Мужской род, женский род, средний род
- Единственное число и множественное число.
- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Спасибо вам за работу. Дедушка Имя Существительное прощается с вами до следующих встреч.
VIII. Домашнее задание.
- Придумайте 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных и сделайте их разбор, как части речи.