Для создания условий уменьшения адаптационного периода при переходе в 5-ый класс решено с согласия учителя начальной школы ввести один час в неделю в 4-ом классе геометрию.
Почему именно геометрию? Во-первых: чтобы вызвать интерес к предмету, так как окружающий мир – это мир геометрии. Во-вторых: начальная подготовка к изучению геометрии, так как в 4-ом классе под руководством классного руководители ученики с интересом изучают новое. В-третьих, привыкают к требованиям и речи будущего педагога.
Также этим часом ликвидируется проблема обозначения, изображения и записи на начальной стадии изучения геометрии, поэтому этим мы сокращаем часы на изучение темы “Начальные геометрические сведения” и увеличиваем количество часов на изучение темы “Треугольники” и “Задачи на построение”. Вторая тема усваивается легче за счет того, что в 4-ом классе уделяется внимание на изображение основных геометрических фигур.
Хочется отметить, что в 7-ом классе мы только корректируем знания единиц измерения отрезков и углов.
Важно то, что в 4-ом классе мы научимся правильно записывать условие задачи и выделять вопрос, выполнять чертежи по условию задачи и владеть алгоритмом их решения.
Тематическое планирование.
4 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что изучает геометрия? | 2 |
2. | Латинский алфавит. | 2 |
3. | Точки, прямые, отрезки. | 4 |
4. | Луч и угол. | 4 |
5. | Равенство геометрических фигур. | 2 |
6. | Сравнение отрезков и лучей. | 2 |
7. | Длина отрезков. | 3 |
8. | Измерение углов. | 4 |
9. | Решение задач на измерение отрезков и углов. | 6 |
10. | Взаимное расположение прямых. | 3 |
11. | Геометрия вокруг нас. | 2 |
ИТОГО | 34 |
Содержание:
1. Что изучает геометрия? (2часа)
Основная цель: побудить интерес к изучению геометрии.
Дать установку на расширение и углубление знаний о геометрических фигурах. Дать тему проекта по практическому применению.
2. Латинский алфавит. (2 часа)
Основная цель: изучить латинский алфавит.
Привить навыки написания латинских букв.
3. Точки, прямые, отрезки. (4 часа)
Основная цель: систематизировать знания об основных геометрических фигурах.
Дать обозначения данных геометрических фигур. Привить навыки изображения. Рассмотреть их взаимное расположение. Привить навыки выполнения практических заданий.
4. Луч и угол. (4 часа)
Основная цель: сформировать умение выполнять практические задания.
Дать обозначения луча и угла. Привить навыки изображения.
Рассмотреть элементы угла и лучи внутри угла, расположение точек.
5. Равенство геометрических фигур. (2 часа)
Основная цель: научить видеть и распознавать равные фигуры.
Дать понятие равных фигур. Привить навыки их определения. Привести их примеры среди окружающих предметов.
6. Сравнение отрезков и углов. (2 часа)
Основная цель: научить сравнивать отрезки и углы.
Привить навыки наложения отрезков и углов. Дать понятие середины отрезка и биссектрисы угла. Привить навыки сравнения отрезков и углов.
7. Длина отрезка. (3 часа)
Основная цель: изучить единицы измерения и научить переводить из одних единиц в другие.
Дать навык выбора единицы измерения отрезка. Изучить единицы измерения и привить навыки измерения длины отрезка. Рассмотреть измерительные инструменты.
Дать понятие эталона метра и единицы измерения на Руси.
8. Измерение углов. (4 часа)
Основная цель: изучить единицы измерения углов и научить измерять углы.
Дать понятие градусной меры угла. Привить навыки измерения углов с помощью транспортира.
Рассказать об измерении углов на местности. Научить изображать равные углы. Ответить на вопрос: где применяется измерение углов.
9. Решение задач на измерение отрезков и углов. (6 часов)
Основная цель: привить навыки решения задач.
Сформировать понятие: длина отрезка равна сумме длин его частей и градусная мера угла равна сумме градусных мер его частей.
Привить навыки использования данного понятия.
10. Взаимное расположение прямых. (3 часа)
Основная цель: привить навыки изображения взаимного расположения прямых.
Дать понятие пересекающих прямых, перпендикулярных прямых, параллельных прямых. Дать их обозначения.
Научить изображать. Привить навыки решения задач с использованием данных понятий.
11. Геометрия вокруг нас. (2 часа)
Основная цель: связь с жизнью.
Защита проектов по теме “Окружающий нас мир – это мир геометрии”.
Литература:
- Короткова Л.М. “Тесты. Математика”.
- Альхова З.Н. “Проверочные работы с элементами тестирования”.
- Цукарь А.Я. “Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования”.
- Рабинович Е.М. “Задачи и упражнения на готовых чертежах”.
- Братусь Т.А. “Кенгуру – 2006 года”.