Цели:
- Развивать речь детей;
- Повторить слова-антонимы, синонимы, омонимы и фразеологизмы, показать их использование в речи.
Оборудование: карта путешествия, задания на листочках, иллюстрации фразеологизмов, иллюстрации омонимов, словари синонимов, омонимов.
Ход уроков
1. Организационный момент.
Ученики:
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Учитель: Сегодня мы продолжим работу по изучению родного языка. Мы так привыкли к словам читаем их, поем, пишем. Язык богат словами, они запоминаются постепенно. Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополнятся двумя-тремя. А то и пятью-шестью новыми словами.
Сегодня мы с вами на уроке совершим увлекательное путешествие по стране … А вот название этой страны мы узнаем в конце урока.
На предыдущих уроках мы путешествовали по стране “Фонетика и Графика”. Давайте вспомним, что изучает Фонетика?
Ученик: Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Учитель: Что изучает графика?
Ученик: Графика – изучает начертания букв и их виды.
Учитель: Хорошо!
Наше путешествие начинается. Дорогу нам будет показывать волшебный клубок. Будьте внимательны! Невидимые жители этой страны будут чинить нам новые препятствия, чтобы проверить наши знания.
2. Минутка чистописания
Учитель: Итак, первое препятствие это речка. Чтобы перейти через речку, нужно построить мостик из слов, а слова зашифрованы в транскрипции
[ч? орный? ] [гр? азный? ] [б? элый? ] [т? омный? ]
Прочитайте эти слова.
Ученик: черный, грязный, белый, темный
Учитель: Запишем их
чер гряз бе тем ный ный лый ный
Учитель: Какое слово лишнее?
Почему?
Ученик: Белый (все слова синонимы)
3. Словарная работа
Учитель: Хорошо! Молодцы!
Наш клубок катится дальше и на нашем пути следующее препятствие колодец. Утолить жажду можно при условии, если попавшие в колодец слова будут превращены в синонимы словарных слов.
Например, путь – дорога
(Учитель показывает карточки)
Учитель: Прочитайте слова хором. Найдите лишнее слово.
Ученик: Желтый (прилагательное). Остальные – имена существительные.
Учитель: Продолжаем наше путешествие дальше.
4. Работа с синонимами.
Учитель: На нашем пути три дорожки, 1 ряд – пойдет по 1 дорожке, 2 ряд – по 2 дорожке, 3 ряд – по 3 дорожке.
Задание по рядам. Подобрать синонимы к слову
- 1 ряд – ребенок
- 2 ряд – смотреть
- 3 ряд – грустный
Учитель: Зачитайте (с каждого ряда ученик читает свой синонимический ряд)
Давайте проверим по словарю синонимический ряд и если там есть, новые слова запишем их.
Работа со словарями синонимов.
Учитель: На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти во Дворец Синонимов, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”
Ученик: Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Учитель: Хорошо! Перед входом во Дворец наш ждут слова. Прочитайте их.
Ученики:
- глаза руки очи
- старый пасмурный хмурый
- огромный громадный маленький
Учитель: С нами во Дворец Синонимов могут зайти, только слова синонимы. Итак, скажите, какие слова будут лишние?
Ученики:
- в 1 строчке – руки
- во 2 строчке – старый
- в 3 строчке - маленький
Учитель: Молодцы! А теперь с лишними словами составьте пословицы и запишите их в тетрадь.
Например, не сиди сложа руки – не будет скуки. Старый друг лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья.
Учитель: Зачитайте!
Учитель: Для чего. Ребята, мы учимся использовать в своей речи слова – синонимы?
Ученик: Чтобы делать нашу речь богатой, яркой, выразительной и без повторов.
Молодцы! Наше путешествие продолжается. Наш клубок катится в парк Дворца.
В парке Дворца много солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонкие голоса птиц. А что делают в парке?
Ученик: Отдыхают
Учитель: вот и мы сейчас с вами немного отдохнем
5. Физкультминутка
Учитель: Я читаю стихотворение, а вы хором называете недостающее слово и показываете движение.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай,…(конец)!
Учитель: Сели! Настроились на дальнейшую работу. Наше путешествие продолжается и на нашем пути Дворец антонимов.
6. Работа с антонимами.
Учитель: Чтобы попасть в этот Дворец, нужно вспомнить какие слова называются антонимами?
Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению, написанию и произношению.
Учитель: Хорошо! Во Дворце Антонимов нам предстоит работа с пословицами. Прочитайте на доске пословицы.
- День и ночь – сутки прочь.
- Слушай больше, а говори меньше.
- Кто много говорит, тот много знает.
Учитель: как вы понимаете эти пословицы?
(ответы детей)
Учитель: Спешите их и подчеркните слова – антонимы.
(работа в тетрадях)
Учитель: А теперь проверьте друг у друга
(меняются тетрадями)
Учитель: Закончили! Молодцы!
Давайте ответим, на вопрос для чего мы с вами учились использовать в своей речи слова-антонимы.
Ученик: Чтобы речь была красивой, выразительной, точной, более богатой.
Учитель: Наш клубок катится дальше и вот перед нами Дворец Омонимов
7. Работа с омонимами.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие слова называются омонимами?
Ученик: Омонимы – это одинаково звучащие, но различные по лексическому значению слова.
Учитель: Во Дворце Омонимов мы будем выполнять следующее задание
Вашему вниманию представлены иллюстрации:
- лук репчатый и лук для стрельбы;
- норка зверька – зверь норка;
- коса у девочки – коса инструмент;
- лисички грибы – лисички звери.
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрации. Составьте с двумя любыми словами предложения и запишите их в тетрадь.
(работа в тетрадях)
Учитель: Прочитайте свои предложения
(дети зачитывают свои предложения)
Учитель: Хорошо! А теперь давайте поработаем со словарями омонимов.
(работа со словарями омонимов)
Учитель: Давайте вспомним, в словарях омонимах омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Например, бор1…, бор2…, бор3… .
Учитель: Найдите в словарях слова землянка, зефир, и т.д.
(дети зачитывают лексические значения слов)
Учитель: Закончили работу. Продолжаем наше путешествие и на нашем пути пещера. Чтобы пройти через пещеру нужно поработать со следующим видом заданий. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игры-слов. У вас на столе лежат стихотворения - шутки, будем работать по группам:
- 1 группа – 1 стихотворение;
- 2 группа – 2 стихотворение;
- 3 группа - 3 стихотворение.
Учитель: Задание, прочитайте стихотворения выразительно и найдите в них слова – омонимы, объясните их значение.
Тексты стихотворений:
Собирала Маргаритка,
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка,
Маргаритки во дворе.
Суслик выскочил из норки.
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Учитель: Молодцы! Наше путешествие продолжается и на нашем пути Замок Фразеологизмов.
8. Работа с фразеологизмами.
Учитель: Чтобы зайти в Замок Фразеологизмов, нужно вспомнить, что такое фразеологизмы?
Ученик: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, значение которых необходимо рассматривать как единое целое.
Учитель: В Замке Фразеологизмов нам предстоит работать с фразеологизмами. Перед вами иллюстрации (Приложение 1), нужно догадаться, что это за фразеологизмы и объяснить их значение.
- Медведь на ухо наступил - нет слуха;
- Спустя рукава – плохо;
- Как с гуся вода – безнаказанно;
- Как собаке пятая нога – лишнее;
- Нем как рыба – молчалив;
- Черепаший шаг – очень медленно;
- Кот наплакал – очень мало;
- Как корова языком слизала – исчезло;
- Тянуть кота за хвост – медлить.
Учитель: Чтобы выйти из Замка Фразеологизмов нужно ответить на вопрос, для чего мы учимся использовать фразеологизмы?
Ученик: Чтобы наша речь была эмоционально окрашенной, точной и для обогащения словарного запаса.
Учитель: Наше путешествие заканчивается, и мы с вами должны подвести итог и узнать по какой стране мы с вами путешествовали.
9. Итог урока.
Учитель: Сейчас мы с вами должны отгадать кроссворд
- Устойчивые выражения.
- Что бывает устной и письменной.
- Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.
- Слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
- Одинаково звучащие слова, но различные по значению.
- Изучает начертания букв и их виды.
- Слова с противоположным значением, написанием и произношением.
Учитель: Какое получилось слово.
Ученики: (хором) лексика.
Учитель: итак, значит мы сегодня путешествовали по стране “Лексика”.
Лексика – наука о словах, а точнее об их значениях.
Итак, что же изучает лексика?
Ученики: Лексика изучает слова синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Учитель: А для чего, ребята, мы учимся использовать в своей речи слова синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы?
(ответы детей).
Учитель: Сегодня вы все молодцы, спасибо за урок.
(выставление и комментирование оценок)
10. Домашнее задание
Учитель: Придумать и написать сказку о стране “Лексика”.