Урок развития речи в 4-м классе на тему "Путешествие по стране Лексика"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать речь детей;
  2. Повторить слова-антонимы, синонимы, омонимы и фразеологизмы, показать их использование в речи.

Оборудование: карта путешествия, задания на листочках, иллюстрации фразеологизмов, иллюстрации омонимов, словари синонимов, омонимов.

Ход уроков

1. Организационный момент.

Ученики:

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.

Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по изучению родного языка. Мы так привыкли к словам читаем их, поем, пишем. Язык богат словами, они запоминаются постепенно. Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополнятся двумя-тремя. А то и пятью-шестью новыми словами.

Сегодня мы с вами на уроке совершим увлекательное путешествие по стране … А вот название этой страны мы узнаем в конце урока.

На предыдущих уроках мы путешествовали по стране “Фонетика и Графика”. Давайте вспомним, что изучает Фонетика?

Ученик: Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Учитель: Что изучает графика?

Ученик: Графика – изучает начертания букв и их виды.

Учитель: Хорошо!

Наше путешествие начинается. Дорогу нам будет показывать волшебный клубок. Будьте внимательны! Невидимые жители этой страны будут чинить нам новые препятствия, чтобы проверить наши знания.

2. Минутка чистописания

Учитель: Итак, первое препятствие это речка. Чтобы перейти через речку, нужно построить мостик из слов, а слова зашифрованы в транскрипции

[ч? орный? ] [гр? азный? ] [б? элый? ] [т? омный? ]

Прочитайте эти слова.

Ученик: черный, грязный, белый, темный

Учитель: Запишем их

чер гряз бе тем
ный ный лый ный

Учитель: Какое слово лишнее?

Почему?

Ученик: Белый (все слова синонимы)

3. Словарная работа

Учитель: Хорошо! Молодцы!

Наш клубок катится дальше и на нашем пути следующее препятствие колодец. Утолить жажду можно при условии, если попавшие в колодец слова будут превращены в синонимы словарных слов.

Например, путь – дорога

(Учитель показывает карточки)

Учитель: Прочитайте слова хором. Найдите лишнее слово.

Ученик: Желтый (прилагательное). Остальные – имена существительные.

Учитель: Продолжаем наше путешествие дальше.

4. Работа с синонимами.

Учитель: На нашем пути три дорожки, 1 ряд – пойдет по 1 дорожке, 2 ряд – по 2 дорожке, 3 ряд – по 3 дорожке.

Задание по рядам. Подобрать синонимы к слову

  • 1 ряд – ребенок
  • 2 ряд – смотреть
  • 3 ряд – грустный

Учитель: Зачитайте (с каждого ряда ученик читает свой синонимический ряд)

Давайте проверим по словарю синонимический ряд и если там есть, новые слова запишем их.

Работа со словарями синонимов.

Учитель: На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти во Дворец Синонимов, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”

Ученик: Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Учитель: Хорошо! Перед входом во Дворец наш ждут слова. Прочитайте их.

Ученики:

  • глаза руки очи
  • старый пасмурный хмурый
  • огромный громадный маленький

Учитель: С нами во Дворец Синонимов могут зайти, только слова синонимы. Итак, скажите, какие слова будут лишние?

Ученики:

  • в 1 строчке – руки
  • во 2 строчке – старый
  • в 3 строчке - маленький

Учитель: Молодцы! А теперь с лишними словами составьте пословицы и запишите их в тетрадь.

Например, не сиди сложа руки – не будет скуки. Старый друг лучше новых двух. Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель: Зачитайте!

Учитель: Для чего. Ребята, мы учимся использовать в своей речи слова – синонимы?

Ученик: Чтобы делать нашу речь богатой, яркой, выразительной и без повторов.

Молодцы! Наше путешествие продолжается. Наш клубок катится в парк Дворца.

В парке Дворца много солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонкие голоса птиц. А что делают в парке?

Ученик: Отдыхают

Учитель: вот и мы сейчас с вами немного отдохнем

5. Физкультминутка

Учитель: Я читаю стихотворение, а вы хором называете недостающее слово и показываете движение.

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай,…(конец)!

Учитель: Сели! Настроились на дальнейшую работу. Наше путешествие продолжается и на нашем пути Дворец антонимов.

6. Работа с антонимами.

Учитель: Чтобы попасть в этот Дворец, нужно вспомнить какие слова называются антонимами?

Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению, написанию и произношению.

Учитель: Хорошо! Во Дворце Антонимов нам предстоит работа с пословицами. Прочитайте на доске пословицы.

- День и ночь – сутки прочь.

- Слушай больше, а говори меньше.

- Кто много говорит, тот много знает.

Учитель: как вы понимаете эти пословицы?

(ответы детей)

Учитель: Спешите их и подчеркните слова – антонимы.

(работа в тетрадях)

Учитель: А теперь проверьте друг у друга

(меняются тетрадями)

Учитель: Закончили! Молодцы!

Давайте ответим, на вопрос для чего мы с вами учились использовать в своей речи слова-антонимы.

Ученик: Чтобы речь была красивой, выразительной, точной, более богатой.

Учитель: Наш клубок катится дальше и вот перед нами Дворец Омонимов

7. Работа с омонимами.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие слова называются омонимами?

Ученик: Омонимы – это одинаково звучащие, но различные по лексическому значению слова.

Учитель: Во Дворце Омонимов мы будем выполнять следующее задание

Вашему вниманию представлены иллюстрации:

- лук репчатый и лук для стрельбы;

- норка зверька – зверь норка;

- коса у девочки – коса инструмент;

- лисички грибы – лисички звери.

Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрации. Составьте с двумя любыми словами предложения и запишите их в тетрадь.

(работа в тетрадях)

Учитель: Прочитайте свои предложения

(дети зачитывают свои предложения)

Учитель: Хорошо! А теперь давайте поработаем со словарями омонимов.

(работа со словарями омонимов)

Учитель: Давайте вспомним, в словарях омонимах омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Например, бор1…, бор2…, бор3… .

Учитель: Найдите в словарях слова землянка, зефир, и т.д.

(дети зачитывают лексические значения слов)

Учитель: Закончили работу. Продолжаем наше путешествие и на нашем пути пещера. Чтобы пройти через пещеру нужно поработать со следующим видом заданий. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игры-слов. У вас на столе лежат стихотворения - шутки, будем работать по группам:

  • 1 группа – 1 стихотворение;
  • 2 группа – 2 стихотворение;
  • 3 группа - 3 стихотворение.

Учитель: Задание, прочитайте стихотворения выразительно и найдите в них слова – омонимы, объясните их значение.

Тексты стихотворений:

Собирала Маргаритка,
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка,
Маргаритки во дворе.

Суслик выскочил из норки.
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.

На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Учитель: Молодцы! Наше путешествие продолжается и на нашем пути Замок Фразеологизмов.

8. Работа с фразеологизмами.

Учитель: Чтобы зайти в Замок Фразеологизмов, нужно вспомнить, что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, значение которых необходимо рассматривать как единое целое.

Учитель: В Замке Фразеологизмов нам предстоит работать с фразеологизмами. Перед вами иллюстрации (Приложение 1), нужно догадаться, что это за фразеологизмы и объяснить их значение.

  1. Медведь на ухо наступил - нет слуха;
  2. Спустя рукава – плохо;
  3. Как с гуся вода – безнаказанно;
  4. Как собаке пятая нога – лишнее;
  5. Нем как рыба – молчалив;
  6. Черепаший шаг – очень медленно;
  7. Кот наплакал – очень мало;
  8. Как корова языком слизала – исчезло;
  9. Тянуть кота за хвост – медлить.

Учитель: Чтобы выйти из Замка Фразеологизмов нужно ответить на вопрос, для чего мы учимся использовать фразеологизмы?

Ученик: Чтобы наша речь была эмоционально окрашенной, точной и для обогащения словарного запаса.

Учитель: Наше путешествие заканчивается, и мы с вами должны подвести итог и узнать по какой стране мы с вами путешествовали.

9. Итог урока.

Учитель: Сейчас мы с вами должны отгадать кроссворд

  1. Устойчивые выражения.
  2. Что бывает устной и письменной.
  3. Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.
  4. Слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
  5. Одинаково звучащие слова, но различные по значению.
  6. Изучает начертания букв и их виды.
  7. Слова с противоположным значением, написанием и произношением.

Учитель: Какое получилось слово.

Ученики: (хором) лексика.

Учитель: итак, значит мы сегодня путешествовали по стране “Лексика”.

Лексика – наука о словах, а точнее об их значениях.

Итак, что же изучает лексика?

Ученики: Лексика изучает слова синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Учитель: А для чего, ребята, мы учимся использовать в своей речи слова синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы?

(ответы детей).

Учитель: Сегодня вы все молодцы, спасибо за урок.

(выставление и комментирование оценок)

10. Домашнее задание

Учитель: Придумать и написать сказку о стране “Лексика”.