Цель: знакомство с героической биографией города Ленинграда.
Задачи: на примерах ленинградцев расширить представления детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине; воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны.
Оборудование: грамзапись Э. Григ “Смерть Озе”, видеозапись с фрагментами “У вечного огня” и “Пискаревское кладбище”, телевизор, метроном (удары в записи), стереозапись музыки к песням “Ленинградцы”, “Наши бабушки и деды”, 6 сердечек, тема урока на доске, слова В. Распутина “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”, контуры карты СНГ, карта блокадного Ленинграда, дневник Т. Савичевой (фотокопии страниц из книги), фотография памятника “Цветок жизни”, энциклопедия по истории.
Звучит тихая музыка (Э. Григ “Смерть Озе”). На экране телевизора проектируется видеозапись “У вечного огня”.
Ученик 1.
Вечный огонь!
Незаживающая боль!
Немеркнущая память!
Вечный символ бессмертия!
И море цветов!
Учитель. Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед вечным огнем склонили и обнажили головы. (Телевизор выключается, а музыка не умолкает, звучит тихо). К вечному огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!” Плачет слепой, заплакали люди. (Музыка замолкает).
Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 62 года прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь (читаю слова В. Распутина на доске) “сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”.
Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне. Мы с вами уже беседовали о (показываю указкой на карте СНГ города, отмеченные сердечками) Бресте, Москве, Сталинграде, Хатыни. А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Вы знаете, что сейчас он называется Санкт-Петербург (прикалываю на карту сердечко).
Ученик 2. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел этот город вместе с его жителями уничтожить, стереть с лица земли. Для осуществления этого варварского плана гитлеровское командование бросило Ленинграду более 40 отборных дивизий. Город был окружен, блокирован гитлеровцами.
Учитель. Посмотрите на карту г. Ленинграда. Обратите внимание на эти черные кресты. Видите, враги подошли не просто близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. На карте это показано коричневым цветом. А еще на нем нарисована фашистская свастика. Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может. все пути к нему на суше были захвачены фашистами. Город окружен врагами со всех сторон. Это значит, что он в блокаде.
Ученик 3. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость! 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю, но не сдались!
Учитель. 900 блокадных дней люди жили практически без пищи, без воды, без света и без топлива. На их головы сыпались бомбы и снаряды! Голодные, измученные, едва передвигавшие ноги от слабости, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться! 900 дней с врагом боролись не только взрослые, но и дети. Имена школьников – героев вам известны. Давайте вспомним их. Назовите, о каких героях мы говорили. (Зина Портнова, Нина Куковерова, Альберт Купша, Коля Рыжов). И многие другие. Это в честь них слагались стихи и песни. Я предлагаю послушать одну из песен, посвященную детям-ленинградцам, в исполнении нашей вокальной группы.
Звучит песня “Ленинградцы”.
Ученик 4. Более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Так как город был блокирован, поэтому к испытанию огнем прибавился и голод. Враги надеялись сломить сопротивление жителей. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Переправляться по нему было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не было. Поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по льду проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”. Скольких людей она спасла от смерти! Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны машин, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляя продукты, вывозили людей. Вот как об этом рассказывала Ольга Берггольц.
Ученик 5.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.Чуть разогнешь – опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
16 тысяч ленинградцев.И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари!16 тысяч матерей пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Учитель. В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку рабочего (показываю) и 125 граммов (показываю) служащим и иждивенцам. Да и что это был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. (Читаю из энциклопедии по истории по теме “Ленинградская блокада”). “Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Люди падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...”
Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых. До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол, на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день писала. Послушайте, как об этом рассказывает поэт. (На экране высвечиваются страницы дневника Т. Савичевой).
Ученик 6.
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградка,
Потрясает свой дневник!Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г.
Ученик 7.
Ленинград в тисках блокады
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:
Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г.
Смолк зловещий гул орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но все также память людям
Обожгут сердца слова:
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г.
Ученик 8. Будьте бдительными, люди!
Люди, вслушайтесь в дневник!
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Учитель. Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла.
Ученик 9.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
42 святых его строки.Это смертный приговор убийцам,
Это боль, которая клубится.
Это сердце, что летит сюда.
Учитель. Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вот послушайте, как об этом вспоминает Людмила Северская, пережившая блокаду.
“Вокруг рвутся снаряды, жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама вдруг охает и падает замертво. Куда бежать? Кого звать на помощь?”
Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи.
Ученик 10.
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.Где твоя, мальчик, мама?
- Дома.
- А где твой дом, малыш?
- Сгорел.Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
(Стук метронома.)
Ученик 11.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется... А за Невою
Клубится пожарища дым.А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Учитель. У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. Одна девочка упорно твердила: “Живу кругом”.
Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5-6 км, они шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те дни чувствовал себя на боевом посту.
Ученик 12.
Здесь голоса приглушены,
А в сердце стук сильней.
Здесь отдыхают от войны
И думают о ней.Соизмеряют вечность – миг,
Падение – полет.
И через годы слышат крик:
“За Родину! Вперед!”
Учитель. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке.
Ученик 13.
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула.
А оказалось, умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова уроки –
После похорон.
(Стук метронома.)
Учитель. Сегодня к нам пришла Руднева Лариса Васильевна, которая пережила блокаду Ленинграда. Давайте послушаем ее воспоминания о тех страшных днях.
(После этого дети благодарят Ларису Васильевну и дарят цветы. Вокальная группа поет песню “Наши бабушки и деды”).
Учитель. Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них погребено на Пискаревском кладбище. (Видеозапись “Пискаревское кладбище”).
Многие могилы без имен. В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто не забыто!”
А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни” (показываю его иллюстрацию). Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!”
Зимой, например, вся поляна в снегу, а цветок стоит. Он растет во все времена года. Это вечный цветок жизни.
Проходят годы. Вот уже и вы повзрослели. И я надеюсь, что и ваши сердца, ребята, не останутся равнодушными к тем, кто отдал свои жизни ради нас с вами. Кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
Список литературы
- Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. История России. ХХ век. Том 5, ч. 3. – М.: АВАНТА +, 1996.
- Ржешевский О.А. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. – М.: 1990.