Музыка и физическая культура в эстетическом воспитании и формировании здорового образа жизни современного школьника

Разделы: Музыка, Спорт в школе и здоровье детей


Мой 15-ти летний опыт работы в инновационном образовательном учреждении, каким является учебно-воспитательный комплекс, благоприятствовал поиску нетрадиционных форм и содержания уроков, который привел к идее необходимости взаимодействия всех структурных подразделений на основе образовательного партнерства, позволяющего двум и более методическим объединениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов. Понятно, что речь идет об интеграции, конструктивной кооперации, позволяющей значительно расширить образовательное пространство и активизировать механизмы духовного и физического оздоровления современного школьника, оказавшегося сегодня практически незащищенным от негативного влияния окружающей среды.

Вряд ли кто будет оспаривать магическую силу музыки, способную влиять не только на духовное, но и физическое состояние человека. Понимают это и учителя физической культуры, к которым я обратилась с идеей синтеза музыки и физических упражнений, позволяющей создание не только единого "оздоровительного" пространства в образовательном учреждении, но и существенное повышение КПД самого урока физической культуры, несущее в себе еще и нагрузку формирования эстетического вкуса школьников.

Мне как учителю музыки хотелось бы подробнее остановиться на музыкальной составляющей физических упражнений и важности подбора музыкальной программы для занятий физическими упражнениями. Здесь недопустима "всеядность" в подборе музыки для работы с детьми. Только правильно пользуясь музыкой, можно усилить ритмические процессы в организме, сделать их более экономичными в энергетических затратах. В результате красота, пластика и ритм движений будет сочетаться с их рациональностью. К тому же определенная музыка мобилизует через нервную систему не совсем здорового детского организма его резервы, что в свою очередь влияет на укрепление здоровья ребенка.

Хотелось бы обратить внимание на следующий факт, что подбор музыки - процесс сложный и серьезный и осуществлять его должен профессиональный музыкант, хорошо ориентирующийся в ценностях мировой музыкальной культуры и усвоивший определенные знания, позволяющие ему делать грамотный подбор функциональной музыки. Правильно подобранная музыка - это вопрос не столько прикладного характера, сколько воспитания эстетического вкуса подрастающего поколения, что в нынешней социальной обстановке вопрос не последней важности.

Музыка должна подбираться соответственно поставленным задачам, подчиняться рисунку упражнения. И дело здесь не только в том, чтобы правильно выбрать соответствующий темпоритм, но и найти точное соответствие движений внутреннему содержанию музыки, что постепенно приведет к пониманию органичной взаимосвязи музыки и движений.

В подборе музыкальных произведений действуют свои правила. При постановке балета хореография полностью подчинена музыке: каждый жест и движение должны выражать характер и содержание музыки - балетмейстер жестко связан этим правилом постановки балетного спектакля. При составлении музыкально оформленных физических упражнений все наоборот: музыка должна "идти" за движениями. Осуществлять эту задачу одному учителю физической культуры или тренеру не под силу, хотя этот сложный процесс иногда упрощают тем, что сначала находят нужную музыку, а затем уже подбирают комплекс соответствующих движений. И в первом, и во втором случае следует помнить, что музыкальное произведение надо теоретически проанализировать, глубоко осмыслить и учесть следующее правило, что все комплексы и комбинации упражнений строятся в соответствии с отдельно взятым музыкальным построением. При этом сплав музыки и движений должен быть органичным.

В условиях современной школы обозначенная проблема соединения музыки и физических упражнений становится, на мой взгляд, наиболее актуальной, а работа в этом направлении своевременной и полезной.

Данную идею не следует рассматривать как элитарную, разработанную для группы избранных детей, занятия с которыми могли бы преследовать более высокие цели. Она может работать на всех образовательных уровнях, как гимназических, так и общебразовательных классов, начиная с 1 класса.

Предлагаемую форму одновременного физического и музыкального развития школьников рекомендуется внедрить на уроках физической культуры преимущественно начального и среднего звеньев, как наиболее благоприятствующих применению различных методических технологий по данному направлению.

Горячо обсуждаемая в обществе в последние годы проблема социальной адаптации ребенка, заострила внимание на предмете "физическая культура". В 2002 г. утвержден на государственном уровне третий час физической культуры в начальной школе. Его-то, на мой взгляд, и следует использовать для внедрения нестандартных методик, в том числе и мною предлагаемую, работа по которой преследует следующие задачи:

  1. обучающая и развивающая;
  2. оздоровительная;
  3. художественно-эстетического воспитания.

А особенность работы в этом направлении будет состоять в том, чтобы не столько научить детей двигаться в ритм музыки (то, чем занимаются на ритмике и аэробике), сколько научить их осмысленной двигательной реакции на звучащую музыку. Отсюда, "музыкальные" дополнения к содержанию программных установок по физической культуре должны быть направлены на обретение определенных знаний, понятий и совершенствование определенных умений - умение слушать и слышать музыку, активно занимаясь физическими упражнениями и умение придать им музыкальную выразительность.

На уроках физической культуры учащиеся осваивают программные упражнения из основных видов спорта с преобладанием в каждой учебной четверти одного из них: в I и IV - легкой атлетики, во II - гимнастики, в III - лыжных гонок. Для занятий каждым видом спорта (исключение может составить лыжная подготовка, ввиду того, что занятия проводятся на улице) подбирается соответствующий музыкально-теоретический материал с репертуарным списком, который из класса в класс усложняется по степени понимания и восприятия.

Особо важная роль на уроках физкультуры отводится подвижным играм. Их использование возможно и необходимо на протяжении всего учебного периода независимо от времени года и видов спорта. К этой части урока подбирается богатейший музыкальный материал, доступный пониманию различных возрастных групп школьников: от музыкальных характеристик сказочных персонажей до проработки более сложных музыкальных форм и содержания. При этом музыка не является активным компонентом урока, а становится основной составляющей его действа, призванного осуществить важнейшую задачу - помимо физического развития нравственное и духовное обогащение учащихся. Не случайно в японских школах каждый день уроки музыки: там считается, что самое главное - научиться видеть и понимать красоту, а уж арифметике и грамматике мы научим.

В этом они видят гармонизацию не только восприятия человека, но и вообще его существования. Он становится более терпимым, приемлет разные явления жизни.

Важнейшее значение для приобщения учащихся младших классов к игровой деятельности имеет воспитание положительного отношения, интереса к занятиям. Определенную сложность этой части уроков физкультуры предоставляет регулирование эмоциональных переживаний учащихся. И здесь следует особое внимание уделить правильному подбору музыкального материала для воспитания у занимающихся активности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости, дисциплинированности.

Такие "интегрированные" игры не следует проводить на каждом уроке, поскольку их организация достаточно трудоемка. Следует также отметить, что подобные интегрированные уроки для обеспечения более высокого качества их проведения и результативности рекомендуется готовить и проводить двум учителям: учителю физической культуры и учителю музыки. Содержание и методы обучения могут иметь большое воспитательное значение только при высоком профессиональном уровне подготовки и организации урока.

Для более наглядного понимания сути обсуждаемого вопроса предлагается планирование совмещенного учебного материала по предметам "физическая культура" и "музыка" для начальной школы. (Приложение 1)

Физическая культура и музыка являются важнейшими гранями общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяют поведение человека в учебе, быту, на работе, способствуют решению порой очень непростых социально-экономических вопросов, исходя из тех задач, которые возложило общество на современную школу, целью физического и художественно-эстетического воспитания в ней является активное содействие всестороннему развитию личности ребенка. Данная установка предполагает хорошее физическое и нравственное здоровье школьника. Для достижения этой цели, предлагаемый курс учебного материала призван решить следующие взаимосвязанные задачи:

- оптимизировать соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности школьников;

- через формирование умений подчинять движения музыке способствовать развитию музыкального слуха;

- дать правильные двигательные навыки:

а) ходьбы (бодрая, спокойная, плавная...)

б) шага (хороводный, переменный, пружинистый, высокий на носках и т.д.)

в) движения рук (плавные, энергичные)

г) некоторых элементов танца, как бальных, так и в современных ритмах;

  • дать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности, согласуя их с физическими упражнениями;
  • усиление эмоционального воздействия музыки при двигательной активности детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие внимания;
  • формирование навыков коллективных действий;
  • обучение жизненно важным умениям и навыкам и применение их на практике;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психофизиологических процессов и свойств личности ребенка.

В рекомендуемом учебном материале (Приложение 1) дан план работы по полугодиям, согласно основным направлениям физической подготовки школьников и соответствующий ему репертуарный список.

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках, а также в действиях с предметами (мячом, скакалками, обручами). К тому же им свойственно ощущение единства музыки и движения, что создает самые благоприятные условия для формирования у учащихся конкретных музыкальных представлений: о темпо-ритме; различать звуки по высоте, громкости, отличать тембры музыкальных инструментов; реагировать на условные музыкальные сигналы. Весь этот музыкальный материал удобно состыкуется с тем несложным арсеналом двигательных упражнений в разделах по легкой атлетике и гимнастике, которые предлагаются учебным планом 1-2 классов. Если в 1 классе активизируется дошкольный опыт детей, то во 2 классе музыкально-двигательная деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков и, главное, на отработку выразительности исполнения движений, а также освоение более сложных музыкальных представлений - об агогике в музыке и в движениях.

Данный учебный материал способствует активизации ритмического чувства детей. С 1 класса учащиеся приобретают опыт выполнения простейших танцевальных движений - марша, польки, хоровода, вальса.

Закрепление представлений об элементарных средствах музыкальной выразительности лучше отрабатывать в играх, которым в учебном плане по физической культуре в начальной школе отводится достаточное время на уроках. Часть подвижных игр 1-2 классов содержат в себе изобразительные технологии (подражание птицам и животным). Во время слушания музыки этой части программы, дети вместе с учителем определяют настроение произведения, элементы звукоподражаний и отдельных средств музыкальной выразительности и подбирают соответствующие гимнастические или легкоатлетические движения, имитирующие персонажей музыки. Это будет способствовать отработке выразительности движений.

Рекомендуемый список музыкальной литературы для 1-2 класса должен состоять из небольших музыкальных произведений, доступных слуховому восприятию детей и лучше, если эта музыка будет подобрана из того, что написано специально для детей, а также народного танцевально-песенного материала, содержащего в себе четкие мелодические линии и фразировки.

В 3 классе имеющийся у учащихся музыкально-двигательный опыт обогащается работой с музыкальным материалом, который дает представление о музыкальном синтаксисе, формообразовании музыкальной речи, т.е. о принципах развития музыки и построения музыкальных форм, отрабатывать это музыкальное понятие можно на строевых упражнениях, используя технику изменения направления движения на каждую музыкальную фразу или музыкальное построение. В момент освоения материала, это можно отрабатывать вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога. Это задание также можно отрабатывать и с мячом: дети сидят в кругу, а вызванный ученик двигается с мячом под музыку внутри круга и в конце фразы он передает мяч следующему ребенку и т.д.

Формирование представлений о динамике в музыке также лучше получать в движениях с мячом, например, на пиано - движение с мячом в низкой стойке, на фортэ - в высокой стойке. Изменение динамики в музыке можно "обыграть" в "танце цветов". Дети передают изменения динамики в музыке, используя ОРУ и гимнастические движения, которые у них ассоциируется с ростом цветка: цветок растет, тянется к солнцу - крещендо (круг расширяется), цветет - фортэ (прыжковые упражнения, выражающие радость), гнется под ветром (движения вытянутых вверх рук влево и вправо или движение по кругу в обе стороны), постепенно вянет - диминуэндо (сужение круга), засыхает - пиано (наклоны, сидя на полу).

Во втором полугодии под игры с мячом на волейбольной площадке можно отработать двигательную реакцию на способы звуковедения в музыке (речь идет об основных штрихах легато и стаккато). На стаккато (отрывисто) выбирается один способ ведения мяча (например, удар об пол), на легато (плавно) - другой (передача из рук в руки). Можно использовать и общеразвивающие упражнения (ОРУ): на плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки, на отрывистое звучание опускают руки и легко, ритмично прыгают пока снова не услышат в мелодии плавное звуковедение. При этом хорошо использовать учителю образные сравнения: прыгать на земле как воробей, а в воздухе летать, стряхивать с кистей рук капельки росы и изображать руками движение веток на ветру.

Список музыкальной литературы для 3 класса не ограничивается только лишь музыкой, написанной для детей. Он расширен жанром сюиты, представленным лучшими образцами изобразительной звукозаписи: Э.Григ "Пер Гюнт", М.Мусоргский "Картинки с выставки", Ж.Бизе "Арлезианка". А также можно использовать высокохудожественные образцы танцевального жанра композиторов Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, Д.Шостаковича, Г.Свиридова.

В 4 классе рекомендуется продолжить знакомство с танцевальными жанрами через освоение ритмических формул некоторых танцев и их музыкальных характеристик, а также формирование умений передать в движениях характер музыкального образа. Занимаясь общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, дети учатся передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята и двигаются по-разному: под спортивный-бодро с высоким подниманием бедра, под игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т.д. Притопами и хлопками можно передать ритмическую формулу польки, а дробным шагом - русский народный перепляс. В занятиях гимнастическими упражнениями, играми, используя имеющийся у детей опыт слухового анализа средств музыкальной выразительности на примере отдельных произведений, следует развивать у учащихся интерес к подбору функциональной музыки для общеразвивающих и легкоатлетических упражнений (анализируя вместе с учителем несколько вариантов музыкального сопровождения какого-либо упражнения, учащиеся самостоятельно выбирают самый подходящий из них). Тем самым учитель предоставляет детям первый опыт подбора функциональной музыки и создает самые благоприятные условия для воспитания художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения.

И как бы заключительным аккордом в формировании музыкальных представлений у учащихся начальной школы является переход к импровизации движений, выражающих характер музыки. В подвижных играх можно смело использовать движения, с помощью которых производится инсценировка музыкальных произведений: дети комбинируют усвоенные движения в новых сочетаниях, создавая свои импровизации. В начале отдельным ребятам предлагают самостоятельно выполнить под музыку характерный набор движений, затем это выполняют все вместе. Создавая тот или иной образ в движении, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения. Для такого задания может быть предложена пьеса Д.Кабалевского "Клоуны" или К.Дебюсси "Танец маленького негритенка". Подбирая музыкальный материал, педагог определяет в каких произведениях можно использовать готовую двигательную композицию, а какие предложить для импровизации.

Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить свои движения, свой танец, который передавал бы характер произведения, его особенности. Таким образом, данная методика работы с учащимися начальной школы предлагает им получить элементарные представления об основных средствах музыкальной выразительности, взяв их не только на слух, но и отработать первые навыки двигательной реакции на соответствующий музыкальный образ.