Цели мероприятия:
- расширение знаний учащихся о великом писателе Н.В.Гоголе;
- привитие познавательного интереса к произведениям Н.В.Гоголя;
- развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи мероприятия:
- совершенствование деятельности по организации творческой работы учащихся;
- совершенствование методов взаимодействия с учащимися.
Тип мероприятия:
- комбинированный;
- взаимопроникновение разных жанров литературы: прозы, драматургии;
- создание собственных литературных минипроизведений на основе существующих.
Ход мероприятия:
- вступительное слово учителя и выступления учащихся на тему “Замысел комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”;
- представление команд, членов жюри;
- разминка команд.
Оборудование мероприятия:
1) портрет Н.В.Гоголя;
2) выставка книг-произведений Н.В.Гоголя;
3)художественная выставка репродукций по произведениям Н.В.Гоголя;
4) плакат “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем”;
5) плакат “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”;
6) DWD-диски с кинофильмами.
Конкурсы:
- “Узнай персонажа по признакам”;
- Выездное задание: придумать день Хлестакова;
- Просмотр фрагмента из фильма “Ревизор”;
- Конкурс капитанов: инсценирование двух эпизодов:
1) объяснение городничего с настоящим ревизором при условии, что ревизор – взяточник;
2) объяснение городничего с настоящим городничим при условии, что ревизор – честный человек.
Домашнее задание:
- команда “Сквозняки”: инсценировать обед Хлестакова в гостинице;
- команда “Хлесты”: инсценировать объяснение Хлестакова в любви Анне Андреевне и Марье Антоновне.
- творческое задание – представление письма Тряпичкина своему другу Хлестакову (варианты обеих команд).
Слово жюри: подведение итогов, награждение команд.
План подготовки к открытому внеклассному мероприятию “КВН по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”
Этап 1- подготовительный (или организационный)
- распределение на две команды, создание творческих групп;
- подбор средств наглядности:
а) портрет Н.В.Гоголя;
б) художественная выставка репродукций из произведений Н.В.Гоголя;
в) библиотечка произведений Н.В.Гоголя;
г) DWD-диски с фильмами Л.Гайдая “Инкогнито из Петербурга” и с фильмом “Ревизор”.
- опережающие задания для учащихся:
а) перечитать комедию Н.В.гоголя “Ревизор”;
б) составить кроссворд по произведениям Н.В.Гоголя;
в) подготовить вопросы для разминки команд;
г) нарисовать плакаты со словами:
1) “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем”;
2) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
Этап 2 - деятельный
- работа творческих групп команд и отдельных учащихся по проблемам:
1) замысел Н.В.Гоголя комедии “Ревизор” (индивидуальное сообщение учащихся);
2) чиновничья Русь на примере уездного города N (отдельные учащиеся готовят сообщения о чиновниках);
3) как характеризует Хлестакова письмо другу Тряпичкину? Составить ответное письмо от Тряпичкина (отдельные группы учащихся);
4) домашнее задание командам:
а) “Инсценируй эпизод”
команда “Сквозняки” - обед Хлестакова в гостинице;
команда “Хлесты” - объяснение Хлестакова в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне
б) “Сочини продолжение”
команда “Сквозняки” - встреча городничего с чиновником из Петербурга
(условие – чиновник-взяточник)
команда “Хлесты” - встреча городничего с чиновником из Петербурга
(условие – чиновник – честный человек)
в) домашнее задание командирам команд:
инсценировать эпизод в гостинице (два варианта)
Этап 3 - оценочный
- согласование позиций команд;
- промежуточная оценка готовности команд и творческих групп к открытому внеклассному мероприятию.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, цели, задач мероприятия;
Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию начала 19 века, вновь перелистаем страницы гениальной комедии Н.В.Гоголя, побываем в уездном городишке N, “до которого три года скачи, не доскачешь”, совершим небольшое путешествие по его неухоженным улицам, найдём объяснение странной вещи: “как фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силой страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят” (Г.А.Гуковский).
2. Выступление учащегося на тему: “Замысел комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.
3.Представление команд, членов жюри, ведущих.
1-й ведущий:
- Почему ваша команда называется “Сквозняки”, а ваша – “Хлесты”? На обдумывание 30 сек.
(Обыгрывание фамилий городничего (Сквозник-Дмухановский) и Хлестакова).
4. Разминка команд (команды задают по очереди вопросы друг другу)
- Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии “Ревизор”?
- Назовите эпиграф к комедии, прокомментируйте его.
- Как звали городничего?
- Назовите полицейских города, охарактеризуйте их. Кто стоит на мосту и почему?
- Что произошло с унтер-офицерской женой?
- Что вам известно о заседателе суда?
- Кто брал взятки борзыми щенками?
- Кто из чиновников считался самым умным и почему?
- Какой роман приписал себе Хлестаков и кто является настоящим автором?
- Какой рыбой угощал Земляника Хлестакова в богоугодном заведении?
5. Проведение конкурсов
Конкурс 1. “Узнай персонажа по признакам”
1-й и 2-й ведущий по очереди задают вопросы командам:
1) Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт”. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь, немец)
2) Считает, что жить на деревне лучше, так как там нет публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”. (Осип, слуга Хлестакова)
3) Толстый и неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”. (Артемий Филиппович Земляника)
4) Считает, что нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грешков, так как это уж самим Богом устроено. (Городничий)
5) Этот герой говорит: “Всего боишься; всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Смотритель училищ Хлопов)
Слово жюри.
Конкурс 2. Выездное задание
Придумать день Хлестакова, инсценировать его появление в гостинице.
Пока группа готовится, все присутствующие смотрят фрагмент “Появление Хлестакова в гостинице” из фильма “Ревизор”.
Конкурс 3. Конкурс капитанов
1-й ведущий: Представьте себе (капитану “Сквозняков”), что вы городничий...
Представьте себе (капитану “Хлестов”), что вы Хлестаков...
(даётся 10 минут на обдумывание, переодевание, “вхождение в образ”)
2-й ведущий: Пока капитаны готовятся – игра с залом - вопросы болельщикам:
- Какой сон приснился городничему? (две крысы)
- Что за рыба – “лабардан”, которой угощал Хлестакова Земляника в богоугодном заведении?
(лабардан – свежепросоленная треска)
- Назовите говорящие фамилии пьесы. (Ляпкин-Тяпкин, Хлопов, Держиморда и др.)
- Сколько стоит арбуз, который якобы едал Хлестаков? (100 рублей)
- Как зовут детей Земляники? (Николай, Иван, Елизавета, Марья, Перепетунья)
- Кто празднует именины два раза в год? (городничий – на Антона и на Онуфрия)
- Кто сообщил городничему о приезде ревизора? (приятель Чмыхов)
- Сколько денег получил Хлестаков? (2360 рублей)
1-й ведущий: Капитаны приглашаются на сцену
Сцена: Объяснение городничего с настоящим ревизором (2 версии)
Учитель: Н.В.Гоголь заканчивает комедию немой сценой: получив известие о приезде настоящего ревизора, вся собравшаяся группа чиновников застывает в молчании. Н.В.Гоголь предоставляет возможность читателю и зрителю самим догадаться о том, что же произойдёт дальше.
Открытие диска – немая сцена
Что же дальше?
2-й ведущий: Свою версию – инсценировку нам представят капитаны:
“Сквозняк” - городничий
“Хлест - чиновник из Петербурга
(Сценарий составлен учителем)
У стола стоит чиновник из Петербурга. Весь пунцовый от страха, дрожа всем телом, входит городничий.
Городничий:
- Позвольте представиться. Городничий здешнего города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Чиновник:
- Долго заставляете себя ждать. Государственный чиновник из Петербурга.
Городничий:
- Очень рад вас видеть и принимать в подведомственном мне городе. Я думаю, вам дорога из Петербурга показалась крайне неприятною и тяжёлою. Осмелюсь спросить, вы давно из Петербурга?
Чиновник:
- Да, уж семь дней. Дорога была очень утомительна. В Пензе пришлось долго ждать лошадей.
Городничий:
- О, просто невозможно представить, что вам пришлось пережить. А какие расходы! Ведь это грязные трактиры, мрак, невежество!
Чиновник:
- Да, вы правы! А уж в трактирах подают говядину, как бревно, чай вообще воняет рыбой, а не чаем. Бездельники, дерут только с проезжающих!
Городничий:
- Мошенники! У меня на рынке говядина всегда хорошая. Я слежу за порядком. Тут ночами не спишь, только и думаешь, как бы добиться порядка. (Пауза. Выжидательно смотрят друг на друга)
- И сильно вы поистратились за дорогу?
Чиновник:
- И не говорите! Не знаю, хватит ли на обратный путь?
Городничий:
- Я как городничий вижу свою обязанность в том, чтобы помогать проезжающим. Я готов служить сию минуту. Вот возьмите 500 рублей.
Чиновник:
- О, покорнейше благодарю! Вы очень любезны. Я вам пришлю из Петербурга.
Городничий:
- Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности.
1-й ведущий: Команда “Хлесты”, какова ваша версия продолжения комедии? Ведь чиновник из Петербурга может оказаться и честным человеком...
Вторая версия продолжения комедии (сценарий составлен учителем)
После слов городничего: “Я готов служить сию минуту. Вот возьмите 500 рублей”
чиновник гневно:
- Что? Взятку должностному лицу? Да вы знаете, как это называется? Да я вас сгною в тюрьме!!!
Городничий:
- Ради Бога, извините, Видит Бог, от чистоты души предложил. Только лишь по человеколюбию.
Чиновник:
- Знаю я ваше человеколюбие. Вы мне представьте документы, куда истрачены средства, отпущенные из казны на постройку церкви. Сколько жалоб на вас от купцов, чиновников!
Городничий:
- Это всё выдумали злодеи мои, это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. Ваше превосходительство! Жена, дети малые, не погубите, не погубите! (падает на колени)
Чиновник:
- Теперь не погубите! А раньше вы о чём думали, когда злоупотребляли служебным положением, брали взятки, воровали из казны... Да я вас в саму Сибирь законопачу! Эй, увести его!
Входят два жандарма и уводят городничего.
Через двое суток чиновник назначает совещание, на котором делает важное сообщение:
- Городничий уездного города N – бывший попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника!
Земляника:
- Ну, город наш!!!
1-й ведущий: Вопрос обеим командам:
- Что изменится в городе после приезда настоящего ревизора?
2-й ведущий: Пока команды обдумывают ответы, мы посмотрим сцену краха городничего (включается DWD-диск со сценой из кинофильма “Ревизор” - последний монолог городничего:
“Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!”).
Слово жюри.
Конкурс 4. Домашнее задание (Сцена не более 5 минут)
Команда “Сквозняки”: обед Хлестакова в гостинице.
Действующие лица: Хлестаков, Осип, трактирный слуга.
Команда “Хлесты”: объяснение Хлестакова в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне.
Действующие лица: Хлестаков, Марья Андреевна, Анна Антоновна.
Конкурс 5 Творческое домашнее задание
Чтение письма Хлестакову от Тряпичкина. Представляют две команды.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.
Письмо Хлестакову от Тряпичкина
Дружище!
Ну и насмешил ты меня своим письмом. Ванька Хлестаков... – генерал-губернатор!!! Скажу честно: у тебя, брат, разыгралось воображение. Хотя ты всегда не прочь был покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу за чужой счёт. Но в городишке N, до которого “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошёл самого себя.
Прочитал твоё письмо П.. Он хохотал до слёз и признал его решительно лучшим русским анекдотом.
Да, по части женщин ты всегда был удачливее меня. Помнишь, горничную Н.? Но представить, что ты сразу волочишься за маменькой и дочкой, даже я не мог. “Герой”! Ну, и с которой начал? Начни лучше с дочки, она глупее, не сразу тебя раскусит.
Что, дружище, отъелся ты у Земляники! Это тебе не “аглицкие пирожки”! Слюнки текут, жаль, меня там не было...
Что касается городничего и прочих, то и в Петербурге таких немало. Но оригинал ты страшный! Земляника – “свинья в ермолке”... Где ты видел свинью в ермолке? Но здорово сказано! А уж городничий – “сивый мерин”, как точно! Все они “сивые мерины”, по провинциям сидят да “хапают” без меры. Ну, ты их “умыл”! Слушай, Вань, тебе точно надо литературой заняться.
О себе. Хозяин квартиры пока ещё терпит, но денег нет, ты ж опять всё “профинтишь” по дороге, а за квартиру должен. Я тут сижу, “хвост подвернул, не горячусь”. Не на что...
Слушай, “щёлкну-ка” я статейку о твоём городничем. Разнесём по свету историю. Пусть все обхохочутся, над собой посмеются.
А что: “на зеркало неча пенять, коли рожа крива”...
Ну, пока. Пиши по-прежнему в Гороховую.
За сим остаюсь весь твой Тряпичкин.
02.06.1835 г.
Письмо составил ученик 8 “Г” класса Лобанов Алексей