Открытое внеклассное мероприятие — КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • расширение знаний учащихся о великом писателе Н.В.Гоголе;
  • привитие познавательного интереса к произведениям Н.В.Гоголя;
  • развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи мероприятия:

  • совершенствование деятельности по организации творческой работы учащихся;
  • совершенствование методов взаимодействия с учащимися.

Тип мероприятия:

  • комбинированный;
  • взаимопроникновение разных жанров литературы: прозы, драматургии;
  • создание собственных литературных минипроизведений на основе существующих.

Ход мероприятия:

  • вступительное слово учителя и выступления учащихся на тему “Замысел комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”;
  • представление команд, членов жюри;
  • разминка команд.

Оборудование мероприятия:

1) портрет Н.В.Гоголя;

2) выставка книг-произведений Н.В.Гоголя;

3)художественная выставка репродукций по произведениям Н.В.Гоголя;

4) плакат “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем”;

5) плакат “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”;

6) DWD-диски с кинофильмами.

Конкурсы:

  1. “Узнай персонажа по признакам”;
  2. Выездное задание: придумать день Хлестакова;
  3. Просмотр фрагмента из фильма “Ревизор”;
  4. Конкурс капитанов: инсценирование двух эпизодов:

1) объяснение городничего с настоящим ревизором при условии, что ревизор – взяточник;

2) объяснение городничего с настоящим городничим при условии, что ревизор – честный человек.

Домашнее задание:

  • команда “Сквозняки”: инсценировать обед Хлестакова в гостинице;
  • команда “Хлесты”: инсценировать объяснение Хлестакова в любви Анне Андреевне и Марье Антоновне.
  • творческое задание – представление письма Тряпичкина своему другу Хлестакову (варианты обеих команд).

Слово жюри: подведение итогов, награждение команд.

План подготовки к открытому внеклассному мероприятию “КВН по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”

Этап 1- подготовительный (или организационный)

  • распределение на две команды, создание творческих групп;
  • подбор средств наглядности:

а) портрет Н.В.Гоголя;

б) художественная выставка репродукций из произведений Н.В.Гоголя;

в) библиотечка произведений Н.В.Гоголя;

г) DWD-диски с фильмами Л.Гайдая “Инкогнито из Петербурга” и с фильмом “Ревизор”.

  • опережающие задания для учащихся:

а) перечитать комедию Н.В.гоголя “Ревизор”;

б) составить кроссворд по произведениям Н.В.Гоголя;

в) подготовить вопросы для разминки команд;

г) нарисовать плакаты со словами:

1) “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем”;

2) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

Этап 2 - деятельный

  • работа творческих групп команд и отдельных учащихся по проблемам:

1) замысел Н.В.Гоголя комедии “Ревизор” (индивидуальное сообщение учащихся);

2) чиновничья Русь на примере уездного города N (отдельные учащиеся готовят сообщения о чиновниках);

3) как характеризует Хлестакова письмо другу Тряпичкину? Составить ответное письмо от Тряпичкина (отдельные группы учащихся);

4) домашнее задание командам:

а) “Инсценируй эпизод”

команда “Сквозняки” - обед Хлестакова в гостинице;

команда “Хлесты” - объяснение Хлестакова в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне

б) “Сочини продолжение”

команда “Сквозняки” - встреча городничего с чиновником из Петербурга

(условие – чиновник-взяточник)

команда “Хлесты” - встреча городничего с чиновником из Петербурга

(условие – чиновник – честный человек)

в) домашнее задание командирам команд:

инсценировать эпизод в гостинице (два варианта)

Этап 3 - оценочный

  • согласование позиций команд;
  • промежуточная оценка готовности команд и творческих групп к открытому внеклассному мероприятию.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы, цели, задач мероприятия;

Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию начала 19 века, вновь перелистаем страницы гениальной комедии Н.В.Гоголя, побываем в уездном городишке N, “до которого три года скачи, не доскачешь”, совершим небольшое путешествие по его неухоженным улицам, найдём объяснение странной вещи: “как фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силой страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят” (Г.А.Гуковский).

2. Выступление учащегося на тему: “Замысел комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

3.Представление команд, членов жюри, ведущих.

1-й ведущий:

- Почему ваша команда называется “Сквозняки”, а ваша – “Хлесты”? На обдумывание 30 сек.

(Обыгрывание фамилий городничего (Сквозник-Дмухановский) и Хлестакова).

4. Разминка команд (команды задают по очереди вопросы друг другу)

- Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии “Ревизор”?

- Назовите эпиграф к комедии, прокомментируйте его.

- Как звали городничего?

- Назовите полицейских города, охарактеризуйте их. Кто стоит на мосту и почему?

- Что произошло с унтер-офицерской женой?

- Что вам известно о заседателе суда?

- Кто брал взятки борзыми щенками?

- Кто из чиновников считался самым умным и почему?

- Какой роман приписал себе Хлестаков и кто является настоящим автором?

- Какой рыбой угощал Земляника Хлестакова в богоугодном заведении?

5. Проведение конкурсов

Конкурс 1. “Узнай персонажа по признакам”

1-й и 2-й ведущий по очереди задают вопросы командам:

1) Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт”. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь, немец)

2) Считает, что жить на деревне лучше, так как там нет публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”. (Осип, слуга Хлестакова)

3) Толстый и неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”. (Артемий Филиппович Земляника)

4) Считает, что нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грешков, так как это уж самим Богом устроено. (Городничий)

5) Этот герой говорит: “Всего боишься; всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Смотритель училищ Хлопов)

Слово жюри.

Конкурс 2. Выездное задание

Придумать день Хлестакова, инсценировать его появление в гостинице.

Пока группа готовится, все присутствующие смотрят фрагмент “Появление Хлестакова в гостинице” из фильма “Ревизор”.

Конкурс 3. Конкурс капитанов

1-й ведущий: Представьте себе (капитану “Сквозняков”), что вы городничий...

Представьте себе (капитану “Хлестов”), что вы Хлестаков...

(даётся 10 минут на обдумывание, переодевание, “вхождение в образ”)

2-й ведущий: Пока капитаны готовятся – игра с залом - вопросы болельщикам:

- Какой сон приснился городничему? (две крысы)

- Что за рыба – “лабардан”, которой угощал Хлестакова Земляника в богоугодном заведении?

(лабардан – свежепросоленная треска)

- Назовите говорящие фамилии пьесы. (Ляпкин-Тяпкин, Хлопов, Держиморда и др.)

- Сколько стоит арбуз, который якобы едал Хлестаков? (100 рублей)

- Как зовут детей Земляники? (Николай, Иван, Елизавета, Марья, Перепетунья)

- Кто празднует именины два раза в год? (городничий – на Антона и на Онуфрия)

- Кто сообщил городничему о приезде ревизора? (приятель Чмыхов)

- Сколько денег получил Хлестаков? (2360 рублей)

1-й ведущий: Капитаны приглашаются на сцену

Сцена: Объяснение городничего с настоящим ревизором (2 версии)

Учитель: Н.В.Гоголь заканчивает комедию немой сценой: получив известие о приезде настоящего ревизора, вся собравшаяся группа чиновников застывает в молчании. Н.В.Гоголь предоставляет возможность читателю и зрителю самим догадаться о том, что же произойдёт дальше.

Открытие диска – немая сцена

Что же дальше?

2-й ведущий: Свою версию – инсценировку нам представят капитаны:

“Сквозняк” - городничий

“Хлест - чиновник из Петербурга

(Сценарий составлен учителем)

У стола стоит чиновник из Петербурга. Весь пунцовый от страха, дрожа всем телом, входит городничий.

Городничий:

- Позвольте представиться. Городничий здешнего города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Чиновник:

- Долго заставляете себя ждать. Государственный чиновник из Петербурга.

Городничий:

- Очень рад вас видеть и принимать в подведомственном мне городе. Я думаю, вам дорога из Петербурга показалась крайне неприятною и тяжёлою. Осмелюсь спросить, вы давно из Петербурга?

Чиновник:

- Да, уж семь дней. Дорога была очень утомительна. В Пензе пришлось долго ждать лошадей.

Городничий:

- О, просто невозможно представить, что вам пришлось пережить. А какие расходы! Ведь это грязные трактиры, мрак, невежество!

Чиновник:

- Да, вы правы! А уж в трактирах подают говядину, как бревно, чай вообще воняет рыбой, а не чаем. Бездельники, дерут только с проезжающих!

Городничий:

- Мошенники! У меня на рынке говядина всегда хорошая. Я слежу за порядком. Тут ночами не спишь, только и думаешь, как бы добиться порядка. (Пауза. Выжидательно смотрят друг на друга)

- И сильно вы поистратились за дорогу?

Чиновник:

- И не говорите! Не знаю, хватит ли на обратный путь?

Городничий:

- Я как городничий вижу свою обязанность в том, чтобы помогать проезжающим. Я готов служить сию минуту. Вот возьмите 500 рублей.

Чиновник:

- О, покорнейше благодарю! Вы очень любезны. Я вам пришлю из Петербурга.

Городничий:

- Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности.

1-й ведущий: Команда “Хлесты”, какова ваша версия продолжения комедии? Ведь чиновник из Петербурга может оказаться и честным человеком...

Вторая версия продолжения комедии (сценарий составлен учителем)

После слов городничего: “Я готов служить сию минуту. Вот возьмите 500 рублей”

чиновник гневно:

- Что? Взятку должностному лицу? Да вы знаете, как это называется? Да я вас сгною в тюрьме!!!

Городничий:

- Ради Бога, извините, Видит Бог, от чистоты души предложил. Только лишь по человеколюбию.

Чиновник:

- Знаю я ваше человеколюбие. Вы мне представьте документы, куда истрачены средства, отпущенные из казны на постройку церкви. Сколько жалоб на вас от купцов, чиновников!

Городничий:

- Это всё выдумали злодеи мои, это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. Ваше превосходительство! Жена, дети малые, не погубите, не погубите! (падает на колени)

Чиновник:

- Теперь не погубите! А раньше вы о чём думали, когда злоупотребляли служебным положением, брали взятки, воровали из казны... Да я вас в саму Сибирь законопачу! Эй, увести его!

Входят два жандарма и уводят городничего.

Через двое суток чиновник назначает совещание, на котором делает важное сообщение:

- Городничий уездного города N – бывший попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника!

Земляника:

- Ну, город наш!!!

1-й ведущий: Вопрос обеим командам:

- Что изменится в городе после приезда настоящего ревизора?

2-й ведущий: Пока команды обдумывают ответы, мы посмотрим сцену краха городничего (включается DWD-диск со сценой из кинофильма “Ревизор” - последний монолог городничего:

“Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!”).

Слово жюри.

Конкурс 4. Домашнее задание (Сцена не более 5 минут)

Команда “Сквозняки”: обед Хлестакова в гостинице.

Действующие лица: Хлестаков, Осип, трактирный слуга.

Команда “Хлесты”: объяснение Хлестакова в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне.

Действующие лица: Хлестаков, Марья Андреевна, Анна Антоновна.

Конкурс 5 Творческое домашнее задание

Чтение письма Хлестакову от Тряпичкина. Представляют две команды.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.

Письмо Хлестакову от Тряпичкина

Дружище!

Ну и насмешил ты меня своим письмом. Ванька Хлестаков... – генерал-губернатор!!! Скажу честно: у тебя, брат, разыгралось воображение. Хотя ты всегда не прочь был покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу за чужой счёт. Но в городишке N, до которого “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошёл самого себя.

Прочитал твоё письмо П.. Он хохотал до слёз и признал его решительно лучшим русским анекдотом.

Да, по части женщин ты всегда был удачливее меня. Помнишь, горничную Н.? Но представить, что ты сразу волочишься за маменькой и дочкой, даже я не мог. “Герой”! Ну, и с которой начал? Начни лучше с дочки, она глупее, не сразу тебя раскусит.

Что, дружище, отъелся ты у Земляники! Это тебе не “аглицкие пирожки”! Слюнки текут, жаль, меня там не было...

Что касается городничего и прочих, то и в Петербурге таких немало. Но оригинал ты страшный! Земляника – “свинья в ермолке”... Где ты видел свинью в ермолке? Но здорово сказано! А уж городничий – “сивый мерин”, как точно! Все они “сивые мерины”, по провинциям сидят да “хапают” без меры. Ну, ты их “умыл”! Слушай, Вань, тебе точно надо литературой заняться.

О себе. Хозяин квартиры пока ещё терпит, но денег нет, ты ж опять всё “профинтишь” по дороге, а за квартиру должен. Я тут сижу, “хвост подвернул, не горячусь”. Не на что...

Слушай, “щёлкну-ка” я статейку о твоём городничем. Разнесём по свету историю. Пусть все обхохочутся, над собой посмеются.

А что: “на зеркало неча пенять, коли рожа крива”...

Ну, пока. Пиши по-прежнему в Гороховую.

За сим остаюсь весь твой Тряпичкин.

02.06.1835 г.
Письмо составил ученик 8 “Г” класса Лобанов Алексей