Вступление в урок.
1. Характеристика класса.
Урок в 3 классе возрастной нормы по системе 1 – 4. В классе 23 человека, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 15 человек, 5 человек испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в классе 1 отличник и 13 ударников.
2. Характеристика темы.
Это второй урок по теме “Умножение суммы на число”. Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, подготавливает к письменному приему умножения на однозначное число. Новизна данного урока в том, что на 1 уроке мы умножали двузначное число на однозначное, а сегодня будем учиться умножать однозначное на двузначное. Сложность состоит в автоматизации умения представлять двузначное число в виде суммы двух слагаемых разными способами.
3. Система целей.
Тема: Умножение суммы на число.
Тип урока: Урок закрепление новых знаний.
Дидактическая цепь: Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Цель:
- Образовательная: научить сознательному применению правила умножения суммы на число, отработать умение представлять двузначное число в виде суммы двух слагаемых разными способами через решение примеров и задач.
- Развивающая: развивать мотивационную и эмоционально – волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока, продолжить формирования логического мышления, развитие математических способностей, внимания и интереса к предмету через доказательства и обоснования ответов учащихся, включение в урок игровых моментов.
- Воспитательная: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.
Структура урока:
1. Организационный момент, целеполагание, мотивация.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Подготовка к основному этапу урока.
4. Закрепление знаний и способов действий.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
7. Информация о домашнем задании.
4. Содержание обучения.
а) Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
б) Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
Учащиеся должны устанавливать связи и зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, между известными и неизвестными величинами при решении задач; выполнять несложные вычисления в пределах 1000; применять свойства умножения при выполнении вычисления.
в) Творческая деятельность была организована при выполнении домашнего задания.
г) Эмоционально-ценностное отношение к жизни в сотрудничестве между учениками и учителем, учениками между собой.
5. Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учеником.
6. Используемые методы:
Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.
Формы реализации методов:
Объяснение, работа с учеником, деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике, домашняя работа.
Используемые средства обучения:
Математический веер, сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданиями, доска, учебник.
Принципы обучения:
Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.
7. Конечный результат и система контроля.
Надеюсь, что урок пройдет в доброжелательной рабочей обстановке. Анализ результатов работы на первом уроке по теме показал, что детям требуется помощь в отработке, обозначенных умении. Поэтому, сегодня на уроке индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.
Этап урока | Цель | Реализация | Ожидаемый результат |
1. Орг. момент, целеполагание мотивация. | Организовать начало занятий, подготовить учащихся к работе, мотивация, принятие цели учебно – познавательной деятельности. | Игровой момент, постановка цели урока учащимися. | Полная готовность класса. Дети быстро включаются в деловой ритм, определяют и примут цель урока. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и скорректировать работу | Взаимопроверка домашнего задания, самоконтроль способов деятельности. | Сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, помогут быстро, качественно проверить выполнения домашнего задания и провести коррекцию пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу урока. | Актуализировать опорные знания и умения. | Устный счет (математический диктант, решение примеров). | Задания математического диктанта актуализируют знаний, умения учащихся, решения примеров на умножение двузначного числа на однозначное подготовят учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Закрепление знаний и способов действий. | обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Проблемная ситуация, самостоятельная работа. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях не вызовет затруднения у большинства детей. |
5. Подведение итогов урока. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Анализ результатов, упражнений урока, игровой момент. | Оценка учащимися выполнения цели урока, поможет получить достоверную информацию о достижении планируемых результатов обучения. Оценка учителя работы детей на уроке настроит на успешность в дальнейшем. |
6. Рефлексия. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Анализ результатов работы. | Осмысление учащимися своих действий и самооценка пройдет в непринужденной, комфортной обстановке, поможет им спрогнозировать способы саморегуляции, самообразования, сотрудничества. |
7. Информация о домашнем задании. | Обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения домашнего задания. | Просмотр заданий. | Домашнее задание в тетради очень нравятся детям, по этому все захотят его выполнить успешно и будут внимательно следить за инструкцией по его выполнению. |
Ход урока
1. Организационный момент.
У. У нашей Наташки 23 кудряшки. Сколько кудряшек у 2 Наташек?
У нашего Егора 12 справочников дома. Сколько полезных книжек у 3 таких мальчишек?
Как решали предложенные задачи?
Д. Умножением.
У. Какое правило использовали при умножении двузначного числа на однозначное?
Д. Умножение суммы на число.
У. Сегодня мы продолжим работу над этим правилом. Давайте подумаем, чему мы будем учиться на уроке.
Д. Учится представлять двузначное число в виде суммы двух слагаемых.
Учится решать примеры на умножение двузначного числа на однозначное.
Будем решать задачи с применением новых знаний.
У. Я еще добавлю, будем повторять математическую терминологию. Итак, тема урока?
Д. Умножение суммы на число.
У. Но прежде, чем продолжить работу над этим правилом, нам надо узнать, все ли хорошо усвоили вчерашний урок. Для этого проверим домашнее задание.
2. Проверка выполнения домашнего задания (Приложение 1).
У. Дома вы должны были решить примеры по образцу. Как вы выполняли первые 4 вычисления?
Д. Мы представляли двузначное число в виде суммы двух однозначных слагаемых.
У. Как вы выполняли вторые 4 вычисления?
Д. Мы представляли двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
У. Взаимопроверка. Просигнальте, кому требуется помощь, чтобы разобраться в №1.
Кто ошибся при решении задачи?
Кому понравилось выполнять №3? Отличное задание подготовил нам Егор. Покажите мне свои рисунки.
Итак, все поняли, как можно представить двузначное число, чтобы облегчить вычисление и с задачей разобрались.
3. Подготовка к основному этапу урока.
У. Разминку сегодня нам подготовил Максим. Слово, которое он загадал может определить, какое математическое действие сегодня будет царствовать на уроке. Приготовьте математический веер.
Д. Математический диктант.
- Найти произведение чисел 9 и 2.
- Уменьшите 36 на 13.
- Покажите число, которое меньше 43 на 18.
- Первое слагаемое 19, второе на 15 больше.
- Сумма чисел 65, первое слагаемое 22, найти 2 слагаемое.
- Найти разность чисел 83 и 35.
- Назови число, которое меньше 72 на 14.
- Найди частное чисел 81 и 9
- Уменьшите 64 в 8 раз.
Д. (на доске) 18, 23, 61, 34, 43, 48, 58, 9, 8
У. На какие группы можно разделить эти числа?
Д. Однозначные и двузначные.
Четные и нечетные.
Из таблицы умножения и нет.
Д. Расположите эти числа в порядке возрастания.
Если вы все сделаете верно, то получится слово. Переворачиваем карточки.
У. Так какое же действие сегодня на уроке главное?
Д. Умножение.
У. Устно решаем примеры на умножение.
15 * 6
12 * 5
17 * 4
3 * 17?
4. Закрепление знаний и способов деятельности.
У. Как мы будем решать этот пример?
Д. Перестановкой множителей.
Представить 17 в виде суммы двух однозначных слагаемых.
Представить 17 в виде суммы разрядных слагаемых.
У. Решаем этот пример в тетради разными способами по рядам. Делаем развернутую запись.
Сколько получилось? Какой вывод делаем?
Д. У всех результат одинаковый, все ровно какой множитель двузначное число, мы будем представлять двузначное число в виде суммы двух слагаемых и выполнять вычисления.
Физкультминутка.
У. Сейчас мы потренируемся представлять в виде суммы двух слагаемых второй множитель и производить вычисления. Откройте учебник на странице 95 № 365. Читаем задание. Выполняем самостоятельно. Делаем развернутую запись.
(Проверяем, фронтально рассматриваем разные случаи, определяем какой удобнее облегчает вычисления. Делаем вывод.)
Решаем задачу №366.
Последнее задание записано на доске. Распределите примеры в 2 столбика, запишите и решите их.
23 * 4
34 * 2
4 * 21
3 * 29
27 * 3
2 * 35
Проверка с использованием сигнальных карточек.
5. Подведение итогов урока.
У. Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы поставили в начале урока и каких
результатов достигли.
Д. Научились представлять двузначное число в виде суммы двух слагаемых разными способами.
При решении примеров почти не ошибались.
Все задачи решили без ошибок.
Повторили математическую терминологию.
У. Значит, сейчас мы уже смело можем умножить любое двузначное число на однозначное, и
наоборот.
Какое задание на уроке вам понравилось выполнять? Почему?
Моя оценка вашей работы зашифрована в кроссворде. Разгадайте его (Приложение 2).
Д. Молодцы.
6. Рефлексия.
У. Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
Кто знает, над чем ему еще надо поработать?
7. Информация о домашнем задании.
У. Дома каждый из вас может убедиться в своих знаниях, выполнив задание в тетради с печатной основой. Разбор заданий.