Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть “новыми информационными технологиями в образовании”. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки.
Выделяют несколько уровней ИКТ:
Базовый - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения.
Предметно-ориентированный - освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. Именно этот уровень позволяет повысить качество преподаваемого предмета.
Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Направления внедрения информационных технологий в практическую деятельность учителя биологии общеобразовательной школы:
- через проведение занятий в компьютерном классе школы;
- реализуя возможности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя в кабинете по предмету или в специализированном классе школы;
- опираясь только на домашний ПК (персональный компьютер) учителя;
- используя домашние ПК учащихся.
ИКТ - технологии на уроках естественно-научного цикла можно применять:
1) при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя).
2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;
3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами.
4) при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;
5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.
Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления. Работа с ними открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов
Преподавание предметов естественно – научного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при полной укомплектованности лаборатории кабинета требуемыми приборами и материалами, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. При этом в силу своей специфики реальный эксперимент часто не реализовывает основное свое предназначение — служить источником знаний.
Все выявляемые зависимости носят лишь приближенный характер
Применять ЦОРы на уроках биологии я начала в параллели 7-х классов.
Особенно это необходимо при изучении тем главы: “Эволюция строения и функций органов и их систем”. На таких уроках изучается сразу несколько групп животных. Для того чтобы информация лучше воспринималась детьми, необходимо большое количество схем и таблиц, которые иногда просто нет возможности разместить, что вызывает дополнительные трудности. В данном случае я вижу выход в применении АРМа учителя. Предлагаю вашему вниманию слайд, который был взят в ЦОРе “Открытая биология”, где показана эволюция нервной системы беспозвоночных животных. Её можно использовать на любом этапе урока. И всё это наглядно!
В настоящее время изготовлено и имеется в продаже много ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова
С применением АРМ я работаю и с 5 классами. Например: использую ЦОР “Лабораторный практикум 6-9” (информация записана на двух дисках), его можно использовать на любом этапе урока. В частности, я проводила лабораторную работу: “Изучение строения растительной клетки”, где этап за этапом показана последовательность приготовления микропрепарата кожицы лука. А также даны вопросы на закрепления полученной информации. Такой диск мне необходим, так как на каждого в наличие у меня микроскопа нет. Дети были в восторге!
Интересный урок получился с использованием регионального компонента по теме: “Лекарственные растения Тракторозаводского района города Челябинска” (смотри приложение).
Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Это поистине безграничное количество рефератов практически по любым темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии.
Можно дать задания детям и другого характера.
Например: найти в Интернете 3 сайта по теме “Клонирование” и написать рецензию;
- найти 3 анимации по теме и составить к ним задания;
- открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д.
Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.
Сейчас Интернет можно использовать для:
1. Поиска информации по учебным вопросам;
2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов;
3. Доставки учебных видеопрограмм;
4. Повышения квалификации учителей.
5. Для размещения собственной информации на сайтах.
6. Участие в предметных олимпиадах различного уровня.
Т. О. На уроках с применением АРМ дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на будущий 2007-2008 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам.
Если рассмотреть в 5 классах динамику успеваемости во 2 и 3 четверти, то мы увидим, что количество учащихся в 3 четверти занимающихся на “4” и “5” увеличилось, а троечников уменьшилось.
Класс | Кол-во | “5” | “4” | “3” | |||
2 четверть | 3четверть | 2 четверть | 3 четверть | 2 четверть | 3 четверть | ||
5 а | 25 | 5 | 4 | 12 | 15 | 8 | 6 |
5б | 26 | 11 | 11 | 12 | 14 | 3 | 1 |
5в | 25 | 1 | 2 | 9 | 10 | 15 | 13 |
Если говорить о олимпиадах по биологии, то в прошлом году у нас 1 призёр, в этом году 2 человека заняли призовые места. При подготовке детей использовались ЦОРы.
Я считаю, что применять АРМ учителя и Цоры на уроках биологии необходимо - это требование сегодняшнего дня. Это повышает интерес учащихся к предмету, улучшает качество изучаемого материала.
Среди пятых классов мною было проведено тестирование с целью выявления интереса у учащихся по применению АРМа на уроках природоведения.
Тест:
1. Есть ли у тебя компьютер дома.
А. Да
Б. Нет
2. Знаешь ли ты, что такое ЦОРы?
А. Да
Б. Нет
3. Нравяться ли тебе уроки с использованием ЦОРов?
А. Да
Б. Нет
4. В каком случае ты тратишь больше времени на подготовку домашнего задания
А. после проведённого урока с использованием мультимедиа.
Б. После обычного урока.
5. Хотел бы ты в будущем проводить уроки с использованием ЦОРов?
А. Да
Б. Нет
Исходя из данного опроса, можно сделать вывод, что детям нравятся уроки с использованием ЦОРов и АРМа учителя, и он хотели бы в будущем посещать такие уроки. При подготовке домашних заданий после таких занятий значительно снижается количество затрачиваемого времени.
Предлагаю Вам приложение к календарно – тематическому планированию по биологии 10 класс.
Данный перечень ЦОРов используется по программе автора В. В. Пасечник, учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник “Общая биология”
№ темы | Название темы урока | Используемые ЦОРы |
5-9 | Строение и функции органических веществ | Открытая биология 6-9. БЭНП. Биология. 6-9 |
20 | Сходство в строении клеток эукариот и прокариот | Открытая биология 6-9. БЭНП. Биология. 6-9 Презентация “Органоиды клетки” |
23 | Обобщающий урок: “Строение клетки” | Подготовка к ЕГЭ по биологии. Биология 1С: Репетитор Презентация “Органоиды клетки” |
33 | Жизненный цикл клетки | БЭНП. Биология. 6-9 Подготовка к ЕГЭ по биологии |
36 | Формы размножения организмов | БЭНП. Биология. 6-9 Биология 9 класс. Просвещение. |
41 | Онтогенез. Органогенез | Лабораторный практикум 6-9. |
44 | Закономерности наследования признаков | БЭНП. Биология. 6-9 |
45 | Моногибридное скрещивание | БЭНП. Биология. 6-9 |
47 | Дигибридное и полигибридное скрещивание | БЭНП. Биология. 6-9 |
49 | Хромосомная теория, ее положения | БЭНП. Биология. 6-9 |
60 | Обобщающий урок: “Основы генетики” | Подготовка к ЕГЭ по биологии. Биология 1С: Репетитор |
66 | Обобщающий урок: “Эволюционное развитие организмов” | Подготовка к ЕГЭ по биологии. Биология 1С: Репетитор |