Интегрированный урок алгебры и информатики в 7-м классе "Линейная функция"

Разделы: Математика


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: “Линейная функция”.

Интеграция алгебры и информатики через решения упражнений, постановку вопросов и решения заданий развивать творческую мыслительную деятельность; учить объективно оценивать себя, корректировать деятельность в ходе урока; прививать интерес к математике, показать связь алгебры с другими предметами, воспитывать веру в свои силы, учить работать самостоятельно.

Оборудование: кодоскопы, оценочные листы, компьютеры, чертёжные инструменты, сигнальные таблички.

Урок проводится в компьютерном классе.

Ход урока

I. Организационный момент - 2мин.

Ребята. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Так давайте же будем следовать этому совету, будем активны и внимательны.

– Сегодня у нас состоится интегрированный урок алгебры и информатики, урок обобщающего повторения по теме: “Линейная функция”. В ходе урока мы с вами должны повторить весь материал, чтобы получше подготовиться к предстоящей контрольной работе. Перед вами лежат оценочные листы.

Ф. И. О. ученика

Домашняя работа Устный счет Диктант Теоретическая разминка Тестирование Итог
           

Посмотрите внимательно на эти листы. На каждом этапе урока вы оцениваете свои знания и средний балл оценок будет оценкой по алгебре и другая оценка по информатике.

II. Проверка домашнего задания – 3 мин.

Через кодоскоп проецируются на экран решения упражнений № 346 и №370. Комментируют решения сами учащиеся, меняются тетрадями и, проверив работы, оценивают друг друга и оценку ставят в оценочные листы.

III. Устный счет – 7мин.

Вопросы проецируются на экран. Учащиеся по очереди, начиная с первой парты, дают ответы. Остальные ребята правильность ответа подтверждают сигнальными карточками.

№1. Укажите область определения функции:

№2. Какие из формул задают линейную функцию?

Укажите числа k и b.

№3 В координатной плоскости даны примерные графики четырёх функций. Вы должны среди написанных формул отыскать формулы, соответствующие своим графиком.

Рис. 1

№ 4. Вызывается один ученик к доске с заданием на карточке y=x+4. На доске заготовлена таблица.

x        
y        

Учащиеся из класса называют какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и подставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Так заполняются пустые клетки до тех, пока учащиеся не “угадали ” формулу, записанную на карточке.

Учащиеся оценивают свои знания по устному счёту.

IV. Цифровой диктант – 5 мин.

(Пока учащиеся пишут диктант, двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам).

Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с утверждениями, то пишут на листочках цифру – 1, если нет , то – 0.

Утверждения.

Верно ли что:

1. Прямая пропорциональность – частный вид линейной функции?

2. Графики функций у = – 6х +7 и у = – 6х +9 пересекаются?

3. Скорость распространения звука в воздухе в зависимости от температуры может быть найдена по формуле v = 331+0,6t , где v – скорость, а t – температура?

4. Все значения, которые принимает зависимая переменная, образуют область определения функции?

5. Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции?

(Если ответы правильные, то получится число 10101).

Класс, прослушав ответы ребят у доски, приступают к теоретической разминке.

V. Теоретическая разминка – 3 мин.

Учитель задаёт вопросы, ребята отвечают хором.

Вопросы:

- Что такое линейная функция?

- Что собой представляет график линейной функции?

- Дайте определение прямой пропорциональности.

- Что собой представляет её график?

- Как определить взаимное расположение графиков линейной функции?

- Что такое область определения функции?

VI. Деловая игра – 15 мин.

Большинство из вас справились со всеми заданиями, а теперь немного пофантазируем и отправимся на пресс конференцию республиканских изданий. Перед вами редакторы газет и журналов. Они готовы ответить на все ваши вопросы.

(Заранее готовим ребят к выступлениям).

Пресс центр состоит из 4 учащихся с табличками, где указаны имена, и какое издание они представляют.

Вопрос редактору журнала “Акбузат”:

- Расскажите, пожалуйста, об интересных рубриках вашего журнала.

Ответ:

Я не только расскажу, но и озадачу вас. Однажды дядя Урал, кошка Мыраубикэ и пёс Алабай решили купить корову. Где же им взять деньги? Очень просто, искать клад. Давайте мы тоже им поможем отыскать клад. В сундуке у дяди Урал нашлось такое зашифрованное письмо, содержащие описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Хозяева клада взяли карту деревни и нарисовали на ней оси координат, указав следующим образом координаты:

Колодца на краю леса (3, 4)

Магазина (-2, -1)

Почта (3,0)

Дом (0,3)

Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих дом и почту, магазин и колодец. Давайте поможем им.

Учащиеся выполняют задание.

Вопрос редактору газеты “Неделя ”. О чем пишут в газете под рубрикой “Очевидное – невероятное”?

Ответ. Пишут об интересных фактах окружающей жизни. К примеру, интересный факт из области алгебры.

Верите ли вы, что графиком функции является прямая?

Подумайте.

Если не догадались, то я вам докажу, что графиком данной функции является прямая.

Формула задаёт линейную функцию.

Вопрос редактору журнала “Агидель”. Назовите связь между литературой и математикой.

Ответ. Возьмем две пословицы и изобразим их графически.

“Чем дальше в лес, тем больше дров”. По оси ОХ изобразим количество дров, а по оси ОУ расстояние от опушки до гущи леса. Чем дальше идешь по лесу, тем больше заготовишь дров.

Рис. 2

“Кашу маслом не испортишь” По оси ОХ изобразим количество масла, по оси ОУ - качество каши. Чем больше добавишь в кашу масла, тем она становится вкуснее.

Рис. 3

Вопрос редактору газеты “Криминальный спектр”.

– Ваша газета опубликовала сообщение: 25 ноября водитель БМВ, двигаясь по улице, совершил наезд на ученика 5 класса. Ученик выбежал из стоящего на обочине фургона, в момент, когда автомобиль находился рядом со знаком, ограничивающим скорость 40 км/ч. Водитель утверждает, что такова была скорость движения в момент наезда. Действительно ли было так?

Ответ: – На этот вопрос мы можем ответить совместно с вами.

Построим график зависимости пути, пройденного ребенком, от времени. Графиком линейной функции является прямая. Строим прямую по двум точкам: началу координат О(о;о) и точкой А(1;2,6) , где 2,6 м - расстояние, пройденное за 1 с и численно равное скорости движения ребенка.

img4.JPG (44019 bytes)

Рис. 4

Из построенного графика и известного расстояния от автофургона до места ДТП (5,5м) , определим время движения ребенка до момента происшествия; оно так же – время движения автомобиля от знака, ограничивающего скорость, до места ДТП. Не вычисляя, обозначим точку на оси 0t через . Построим график зависимости расстояния, пройденного автомобилем, от времени. График - прямая, проходящая через начало координат О(о;о) и точку с координатами (;29). Где 29 м - расстояние от дорожного знака до момента ДТП. По графику находим значение расстояния при t=1. Это и есть численное значение скорости автомобиля в момент наезда (14м/с=50км/ч). Значит, скорость автомобиля, управляемого водителем, превышала 40 км/ч.

VII. Подведение итогов пресс-конференции 1 мин.

VIII. Лабороторно-практическая работа на компьютерах-20 мин.

Класс делится на 2 группы.

I группа выполняет тестовые задания.

Тестовые задания.

Дана функция Вычислите значения функции при

x= -3 и x=1. Запишите сумму получившихся значений.

а) -4; б) -8; в) -6; г) 8.

Для функции найдите значение х, при котором значение у=1

а) -1,5; б) -4; в) -2; г) 2,5.

Дана функция у=-2х+3 Какой из графиков на рисунке является графиком этой функции?

Рис. 5

Укажите координаты точки пересечения графиков функции у=1,5х-2 и у=4-0,5х.

а) (3;2,5) ;

б) (1/3;-1,5) ;

в) (-3;-6,5) ;

г) (-1/3;-2,5).

Найдите значение углового коэффициента k для функции y=kx+3, если её график проходит через точку A(-2;4)

а) -0,25;

б) -2,5;

в) -1,5;

г) -0,5.

Вторая группа учащихся выполняет задание по информатике под руководством учителя информатики.

Учащиеся садятся за включенные компьютеры, открывают программу составленные ими на прошлом уроке.

Учитель программу на доске:

REM gr_f. y=kx

i = 1

FOR i = 1 TO 6

INPUT "k=?"; k

SCREEN 9

LINE (315, 0) -(315, 350) , 14

LINE (0, 175) -(640, 175) , 14

FOR x = -3. 14 TO 12. 56 STEP. 01

PSET ((3. 14 + x) * 100, 175 + (-100) * k * x) , i

NEXT x

i = i + 1

NEXT i

END

с помощью учеников дописывает с комментариями:

REM gr_f. y=kx ‘имя программы’

i = 1

FOR i = 1 TO 6 ‘число графиков с различными k’

INPUT "k=?"; k ‘вводим k’

SCREEN 9 ‘графический режим делением экрана на 640х320’

LINE (315, 0) -(315, 350) , 14 ‘рисуем координатные оси ОУ’

LINE (0, 175) -(640, 175) , 14 ‘рисуем координатные оси ОХ’

FOR x = -3. 14 TO 12. 56 STEP. 01 ‘Х меняется, задаём шаг – расстояние между точками’

PSET ((3. 14 + x) * 100, 175 - k * x*100) , i ‘рисуем точки с координатами’

NEXT x ‘конец цикла х’

i = i + 1

NEXT i ‘конец цикла i’

END ‘конец’

На доске графики:

а) меняя коэффициент k, получите на экране графики рис. а) и б)

б) как и что надо изменить в программе, чтобы получить графики рис. в) ? Ответ: в строке (175 - k * x*100) при k= 0 175* на 0<число <2, почему?

г) как пройдет график при k=0?

IX. Итог урока

Выставление оценок по алгебре и информатике.

X. Домашнее задание

Математика: №№:339,341,342.

Информатика: написать программу на построение графика по рисунку г).