Цели:
- познакомить учащихся с классом насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, млекопитающихся и показать их многообразие и красоту;
- совместно с детьми выявить важнейшие признаки каждого класса и научиться пользоваться ими для определения принадлежности животного к данной группе;
- продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
- развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся;
- воспитывать любовь к природе и умение видеть её красоту, прививать экологически грамотное поведение в природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
У. Что было предметом нашего исследования на предыдущем уроке?
Д. Предметом нашего исследования был окружающий мир.
У. Дайте, пожалуйста, определение природы.
Д. Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.
У. По каким признакам природу можно разделить на две группы?
Д.
- Представители живой природы
- Представители неживой природы
У. Перечислите признаки живой природы
Д. Живую природу составляют организмы, которые питаются, растут, приносят потомство, умирают.
У. Сегодня на уроке мы продолжим исследовать (изучать) живую природу.
У. Прослушайте звукозапись и определите, кто будет предметом нашего исследования?
Звучит звукозапись с голосами животных.
У. Кто же будет предметом нашего исследования?
Д. Перечисляют названия узнанных животных и птиц.
У. Как можно одним словом сказать о перечисленных вами представителях?
Д. Животные.
У. Каких животных вы знаете? Где вы их видели?
Д. Перечисляют животных и рассказывают, где видели этих животных.
У. На Земле обитает несколько миллионов видов животных и ученые постоянно открывают все новые виды. Каждое животное уникально, но есть общие черты, которые отличают существо, принадлежащее к царству животных от остальных представителей. Великий древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель (IV в. до н. э. ) впервые попытался разделить царство животных на группы. Сколько групп получилось у Аристотеля? К этому мы вернемся в конце урока, а сейчас давайте попробуем создать свою классификацию.
У. Если бы вы делили животных по группам, сколько бы групп у вас получилось?
Д. Дают ответы.
III. Этап усвоения новых знаний.
У. Узнайте, о ком идёт речь?
Зря кусаться, не хочу я -
Извещаю всех о том.
И когда ползу - трещу я,
Как трещоткою хвостом.
Д. Гремучая змея.
По пескам весь день бродил я,
Побывал в жару везде.
Хоть похож на крокодила,
Но живу я не в воде.
Д. Варан.
Просмотр видеозаписи с показом ящериц, черепах, змей, крокодилов.
У. Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?
Д. Рассказывают о том, где видели и что знают о этих животных.
У. Ящерицы и черепахи, змеи и крокодилы, а также давно вымершие, но очень популярные динозавры - все эти своеобразные и замечательные существа представляют один класс животных.
У. Которые называются. . .
Д. Затрудняются дать название.
У. Как передвигаются эти животные?
Д. Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.
У. Все эти животные без ног или с ногами – пресмыкаются, ползают. Поэтому называются…
Д. Пресмыкающиеся.
У. Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Остаются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.
У. Есть виды, постоянно живущие на деревьях и даже способные к планирующему полёту.
У. Видели ли вы пресмыкающихся в Надыме?
Д. Нет. Не видели.
У. Нет пресмыкающихся только там, где царит постоянный холод - в Арктике, Антарктике и на вершинах гор.
Д. Да. Город Надым расположен на Крайнем Севере. Поэтому пресмыкающиеся здесь не живут.
У. По каким признакам мы могли бы объединить в одну (группу) класс этих животных и какие данные мы могли бы записать в паспорте этих животных?
Д. Работают в группах и называют признаки:
1. Кожа пресмыкающихся не голая, а покрыта чешуёй или роговыми щитками.
Благодаря ороговению кожи рептилии могут даже в пустынях и в солёной морской воде.
2. Температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому они любят греться на солнце, и распространены в основном в теплых странах.
3. Голова, туловище, хвост, 4 конечности.
У. Дополняет детей: несут яйца, но не высиживают их, и детенышей не выкармливают. Чешую меняют много раз, сбрасывая вместе с кожей. А черепахи и крокодилы кожу не сбрасывают.
У. Узнайте кто это?
Читают дети.
Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит.
Д. Дятел.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это?
Д. Соловей.
Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Кто это?
Д. Сова.
У. Как можно сказать, одним словом? Дятел, соловей, сова – это…
Д. Это птицы.
У. Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.
Д. Делятся своими знаниями.
У. Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Только несколько птиц не умеют летать. Это страусы и пингвины. Многие птицы нуждаются в охране.
У. Какую пользу приносят птицы?
Д. Рассказывают о пользе птиц в природе.
У. Орнитологи – слышали вы это слово? Что оно обозначает?
Д. затрудняются ответить.
У. Это ученые, которые занимаются изучением птиц.
У. По каким признакам можно определить, что это животное птица?
Д. Покрыта перьями и пухом (единственные обитатели на Земле).
У. Для чего перья?
Д. Для полета.
У. Еще перья предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения.
Д. У птиц есть крылья.
Д. Имеют особое строение челюстей - они лишены зубов.
Д. Голова, туловище, хвост, два крыла, две лапы.
IV. Физкультминутка.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
У. Имитируйте полет птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
- Что неправильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. . .
У. Что неправильно?
Д. Мухи и комары – это не птицы.
Инсценировка детьми отрывка из произведения “ Муха-Цокотуха”
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!”
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе - Цокотухе
Меду принесла. . .
“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угощенье?
У. Кто был в гостях у Мухи?
Д. Перечисляют гостей.
У. Почему муха не пригласила Зайца, Аиста или Медведя?
Д. Заяц, аист и медведь – это не насекомые.
У. По каким признакам узнали насекомых?
Д. Перечисляют признаки.
Просмотр видеозаписи о насекомых.
У. Давайте определим общие для них признаки.
Д. Перечисляют признаки.
Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног.
У. Не у всех.
У. Сколько ног у насекомых?
Д. 6 ног.
У. Сколько ног у паука?
Д. 8 ног. (паукообразные)
У. Рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили?
Д. На нем полоски.
У. Это насечки.
У. Так почему этих животных назвали насекомыми?
Д. Название произошло от слова насечки.
У. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые - самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле.
V. Самостоятельное открытие новых знаний. Работа детей в группах.
Группам даются карточки с изображением животных:
1 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу земноводных.
2 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу рыб.
3 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу зверей.
Задание группам: рассмотреть предложенных каждой группе животных, дать название этому классу животных, назвать их отличительные признаки.
Проверка самостоятельной работы учащихся по плану.
1 группа
У. Расскажите, всё что знаете об этих животных. Дайте название этой группе животных.
Д. Рассказывают об отличительных признаках этих животных.
Живут и в воде и на суше.
Кожа обычно тонкая и влажная и служит им дополнительным органом дыхания.
Потомство выводят в воде.
Голова, туловище, 4 лапы.
Называются земноводными.
2 группа.
Просмотр видеозаписи.
У. В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы.
У. Что для них родной дом?
Д. Вода.
У. Для чего рыбе чешуя?
Д. Для защиты от механических повреждений.
У. Какие отличительные признаки?
Заслушиваются ответы детей.
Д. Голова, туловище, хвост вытянутой формы, плавники, тело покрыто твердой и прочной чешуей.
У. Одним концом чешуя глубоко сидит в коже, а свободным концом плотно налегает друг на друга).
Д. У рыбы нет шеи.
У. Легко ли вам двигаться в воде?
Д. Нет.
У. Рыба плавает очень быстро, ей приходится вклиниваться в толщу воды, поэтому голова прочно соединяется не образуя шеи.
3 группа
Д. Это звери.
У. Чем эти животные отличаются от других представителей животного мира?
Д. Их тело покрыто шерстью.
Д. Этот вид животных может сохранять тепло и жить в самых холодных условиях.
Д. Только у них есть настоящий волос, который называется мехом или шерстью.
Д. Туловище, голова, шея, 4 лапы, хвост.
У. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных.
У. Кто знает, чем выкармливают матери этих животных своих детенышей?
Д. Молоком.
У. Только этот вид животных производит молоко. Значит, этот вид животных называется…
Д. Млекопитающие.
У. Подумайте, дикобраз и ежик, к какой группе животных относится?
Д. Ответы детей.
VI. Проведение физкультминутки с имитацией движений животных.
Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Заинька, топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Серенький, руки в боки!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
VII. Закрепление полученных знаний.
У. Сколько групп у нас получилось? Назовите их?
Д. Получилось 5 групп: насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, млекопитающие.
У. У Аристотеля получилось 2 класса. Как он произвел деление, вы узнаете в старших классах на уроках зоологии и биологии.
VIII. Рефлексия.
У. О чём говорили на уроке? Что нового узнали?
Д. Отвечают на поставленные вопросы.
У. На какие классы можно разбить животных?
Д. Класс – земноводных, пресмыкающихся, рыб, млекопитающих, птиц, насекомых.
У. Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
У. Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин)
Д. Что животные исчезнут.
У. Почему это может произойти?
У. О чем мы должны знать и помнить в природе?
Д. Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья.
Д. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.