Задачи урока:
- развивать у детей речевую активность;
- умение ориентироваться в тексте;
- учить детей задумываться над поставленным вопросом;
- работать со словом как с многозначным явлением (лексическое значение);
- учить выразительному чтению;
- учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;
- учить эмоциональному восприятию текста.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (Рассказ “Мой дом”).
- Кто автор этого рассказа? (К.Г. Паустовский).
- Что мы уже делали на уроке? (Работали над содержанием первой части).
- Какое у вас было домашнее задание? (К понравившейся части нарисовать рисунок и составить к нему пересказ).
Рассказы детей.
1 рассказ ребенка о рыбе, висящей на кукане.
Вопросы к рассказу:
- Что такое кукан? (Это бечевка, т.е. веревка на которую подвешивают рыбу. Веревка идет через жабру в рот).
- Что значит разномастные коты? (Это коты разных мастей или пород).
- Белый кот с подпалинами – это какой кот? (Это белый кот с рыжими пятнами, как будто его шерсть подпалили).
2 рассказ ребенка о синицах на ветках.
Вопросы:
- Как вы думаете, что за стеклянные шарики перекатываются в горле у синиц? (это звуки, которые издают синицы).
- На что обращены их взгляды? (На ломоть черного хлеба).
3 рассказ ребенка о беседке.
Вопросы:
- Чем так привлекла Паустовского беседка? (предположения детей).
- С чем он ее сравнивает, когда находится внутри ее? (С новогодней елкой).
- Почему? (Разноцветная листва переливается на солнышке и похожа на разноцветные огоньки).
Прочитайте, как описывает автор цвет листвы. (Дети находят в книге отрывок и читают его).
Игровой момент.
- Ребята, посмотрите на доску. (На доске нарисована виноградная лоза, а рядом наклеены листья из цветной бумаги). Вы сейчас должны вспомнить, какого цвета были виноградные листья, выбрать листья нужного цвета и прикрепить их к виноградной лозе. (Дети выполняют задание).
- Ребята, первая часть рассказа, какая веселая или грустная? (Веселая).
- А можно сказать, что она очень энергичная?
- Какие слова делают ее энергичной? (В этой части очень много глаголов).
- А как вы думаете, ваши рисунки передали веселое настроение? (Да. Они нарисованы яркими красками).
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим работу над рассказом К. Паустовского “Мой дом”. Говорить мы будем о настроении, которое описано во 2 части.
4. Работа над второй частью рассказа.
Дети по очереди читают вслух вторую часть.
- Найдите и прочитайте, почему герой рассказа любит очень любит осенние ночи? (Чтение отрывка детьми).
- Скажите, а прочитанный отрывок вызывает у вас веселое настроение? (Нет).
- А что вы чувствуете? (Спокойствие).
- Взрослые сказали бы чувство умиротворения.
- А как вы понимаете смысл этого слова? Какое это слово? (Сложное, в нем два корня: мир и творение)
- Да. Умиротворение, как сказано в толковом словаре Ожегова – это полный покой и удовлетворение.
- А что же умиротворяет героя? Нам в этом поможет разобраться текст рассказа.
- Как качается язычок свечи? (Тихо, беззвучно).
- Бабочка как садиться на книгу? (Тихо).
- Так кто же может сказать, что так нравиться герою? (Тишина).
Рано утром Константин Паустовский любит уходить из дома, чтобы наблюдать за природой.
- А как человек рано утром уходит из дома? Он шумит или все делает тихо? (Он все делает тихо).
- Почему? (Чтобы не кого не разбудить).
- А есть здесь еще один персонаж, который может нарушить тишину? (Да, цепной пес).
- А что значит цепной пес? (Пес, который посажен на цепь).
- Как пес может нарушить тишину? (Залаять, загреметь цепью).
- Нарушает пес тишину? (Нет).
- Докажите. Прочитайте, как об этом написано в книге.
- Какой мы можем сделать вывод? Что любит Паустовский? (Тишину).
- Давайте с вами послушаем тишину.
Затем звучит тихая музыка, и учитель читает последние два абзаца рассказа.
- На какие две части можно разделить этот отрывок? (Сначала описание природы, вторая часть – это то, что скоро произойдет).
- Какое настроение создает первая часть? (Спокойное, умиротворенное).
- А почему написано, что восток розовеет? (Потому что на востоке всходит солнце).
- Какое слово часто повторяется в последнем абзаце? (Впереди).
- Что ждет героя впереди? Прочитайте.
- Какие чувства вызвала у вас последняя часть? (Ответы детей).
- А какое чувство оно вызвало у автора? (Чувство счастья).
- Как вы думаете, в чем счастье автора? (Остаться наедине с природой и любоваться ее).
- Посмотрите, ребята, как автор используя разные выражения, передал нам свое настроение. Так могут написать только очень внимательные и наблюдательные люди.
5. Итог урока.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- С каким новым словом вы познакомились? (Умиротворение).
6. Домашнее задание.
Попробуйте дома написать небольшую работу. Тема ее такая: “В какие минуты у вас бывает чувство умиротворения”.