Открытый урок литературного чтения в 3-м классе. К.Г. Паустовский. "Мой дом"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • развивать у детей речевую активность;
  • умение ориентироваться в тексте;
  • учить детей задумываться над поставленным вопросом;
  • работать со словом как с многозначным явлением (лексическое значение);
  • учить выразительному чтению;
  • учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;
  • учить эмоциональному восприятию текста.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? (Рассказ “Мой дом”).

- Кто автор этого рассказа? (К.Г. Паустовский).

- Что мы уже делали на уроке? (Работали над содержанием первой части).

- Какое у вас было домашнее задание? (К понравившейся части нарисовать рисунок и составить к нему пересказ).

Рассказы детей.

1 рассказ ребенка о рыбе, висящей на кукане.

Вопросы к рассказу:

- Что такое кукан? (Это бечевка, т.е. веревка на которую подвешивают рыбу. Веревка идет через жабру в рот).

- Что значит разномастные коты? (Это коты разных мастей или пород).

- Белый кот с подпалинами – это какой кот? (Это белый кот с рыжими пятнами, как будто его шерсть подпалили).

2 рассказ ребенка о синицах на ветках.

Вопросы:

- Как вы думаете, что за стеклянные шарики перекатываются в горле у синиц? (это звуки, которые издают синицы).

- На что обращены их взгляды? (На ломоть черного хлеба).

3 рассказ ребенка о беседке.

Вопросы:

- Чем так привлекла Паустовского беседка? (предположения детей).

- С чем он ее сравнивает, когда находится внутри ее? (С новогодней елкой).

- Почему? (Разноцветная листва переливается на солнышке и похожа на разноцветные огоньки).

Прочитайте, как описывает автор цвет листвы. (Дети находят в книге отрывок и читают его).

Игровой момент.

- Ребята, посмотрите на доску. (На доске нарисована виноградная лоза, а рядом наклеены листья из цветной бумаги). Вы сейчас должны вспомнить, какого цвета были виноградные листья, выбрать листья нужного цвета и прикрепить их к виноградной лозе. (Дети выполняют задание).

- Ребята, первая часть рассказа, какая веселая или грустная? (Веселая).

- А можно сказать, что она очень энергичная?

- Какие слова делают ее энергичной? (В этой части очень много глаголов).

- А как вы думаете, ваши рисунки передали веселое настроение? (Да. Они нарисованы яркими красками).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим работу над рассказом К. Паустовского “Мой дом”. Говорить мы будем о настроении, которое описано во 2 части.

4. Работа над второй частью рассказа.

Дети по очереди читают вслух вторую часть.

- Найдите и прочитайте, почему герой рассказа любит очень любит осенние ночи? (Чтение отрывка детьми).

- Скажите, а прочитанный отрывок вызывает у вас веселое настроение? (Нет).

- А что вы чувствуете? (Спокойствие).

- Взрослые сказали бы чувство умиротворения.

- А как вы понимаете смысл этого слова? Какое это слово? (Сложное, в нем два корня: мир и творение)

- Да. Умиротворение, как сказано в толковом словаре Ожегова – это полный покой и удовлетворение.

- А что же умиротворяет героя? Нам в этом поможет разобраться текст рассказа.

- Как качается язычок свечи? (Тихо, беззвучно).

- Бабочка как садиться на книгу? (Тихо).

- Так кто же может сказать, что так нравиться герою? (Тишина).

Рано утром Константин Паустовский любит уходить из дома, чтобы наблюдать за природой.

- А как человек рано утром уходит из дома? Он шумит или все делает тихо? (Он все делает тихо).

- Почему? (Чтобы не кого не разбудить).

- А есть здесь еще один персонаж, который может нарушить тишину? (Да, цепной пес).

- А что значит цепной пес? (Пес, который посажен на цепь).

- Как пес может нарушить тишину? (Залаять, загреметь цепью).

- Нарушает пес тишину? (Нет).

- Докажите. Прочитайте, как об этом написано в книге.

- Какой мы можем сделать вывод? Что любит Паустовский? (Тишину).

- Давайте с вами послушаем тишину.

Затем звучит тихая музыка, и учитель читает последние два абзаца рассказа.

- На какие две части можно разделить этот отрывок? (Сначала описание природы, вторая часть – это то, что скоро произойдет).

- Какое настроение создает первая часть? (Спокойное, умиротворенное).

- А почему написано, что восток розовеет? (Потому что на востоке всходит солнце).

- Какое слово часто повторяется в последнем абзаце? (Впереди).

- Что ждет героя впереди? Прочитайте.

- Какие чувства вызвала у вас последняя часть? (Ответы детей).

- А какое чувство оно вызвало у автора? (Чувство счастья).

- Как вы думаете, в чем счастье автора? (Остаться наедине с природой и любоваться ее).

- Посмотрите, ребята, как автор используя разные выражения, передал нам свое настроение. Так могут написать только очень внимательные и наблюдательные люди.

5. Итог урока.

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- С каким новым словом вы познакомились? (Умиротворение).

6. Домашнее задание.

Попробуйте дома написать небольшую работу. Тема ее такая: “В какие минуты у вас бывает чувство умиротворения”.