Интерактивная деятельность на уроках английского языка при изучении темы "Экология"

Разделы: Иностранные языки


Чтобы поставить ученика в центр учебного процесса, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность, я отдаю предпочтение ряду личностно-ориентированных технологий обучения.

Креативный характер использования технологий позволяет мне подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы и как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Недаром китайская пословица гласит: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.

Я использую различные приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность (обучение во взаимодействии) на уроках английского языка, когда моделируется ситуация реального общения и организовывается взаимодействие учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать обучение в сотрудничестве. Для чего? Чтобы создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что` конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильный вопрос. Я заметила, что если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3 – 4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Вот так я понимаю идею обучения в сотрудничестве.

Предлагаю посмотреть, как я решаю организацию коллективной учебной деятельности по теме “Охрана окружающей среды” при работе с текстом. Данная разработка рассчитана на серию уроков по усмотрению учителя.

Ребята работали в группах и парах сменного состава. Класс был разделен на 3 группы по 4 человека. Текст разделен на 4 части. В каждой части 1-4 задания носят теоретический характер (члены группы обмениваются данной информацией), остальные задания рассчитаны на самостоятельное добывание знаний, т.е. практическая часть. На данном этапе обучения совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся.

Я пришла к выводу, что здесь очень важно определить степень подготовленности членов группы и правильно выбрать лидеров. Ученик не только добывает знания, но и овладевает новыми способами их приобретения, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания.

Вывод: Умение работать с заданиями в парах сменного состава обеспечивает успех в совершенствовании навыков иноязычного общения школьников. В ходе активного сотрудничества с членами группы, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. При групповой работе учащихся над разными текстами происходит самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информации. Главная идея здесь – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Этапы работы:

1 этап:

1. Выучи слова с переводом
2. Прочитай текст шепотом и выполни предтекстовое задание.
3.Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.
4. Передай содержание текста по-русски.

2 этап:

5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний.
6. Найди и выпиши глаголы, обозначающие последовательность…..
7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы.
8. Закончи предложения.
9. Перескажи текст по плану.

3 этап:

10. Попроси членов группы пересказать текст

а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”
б) по очереди “ tell the text one by one. Look at cue №8”

11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.

(в форме теста: true or false)

12. Творческое задание. Подготовьте постер по теме:

How else can you help our fragile planet?

4 этап: Самоконтроль с просмотром презентации (см. Приложение 1. Презентация “Protection of the environment”).

5 этап: Участие в конференции по проблемам окружающей среды.

Тема: “Охрана окружающей среды”

Цель: Точно и полно понять информацию о проблемах окружающей среды и научиться рассказывать об этом своим товарищам.

Задачи:

  • Социокультурный аспект: Знакомство с проблемами окружающей среды и путями их решения.
  • Учебный аспект: Развитие навыков чтения с извлечением конкретной информации и детальным пониманием.
  • Развивающий аспект: Развитие навыков работы в парах сменного состава и группе.
  • Воспитательный аспект: Формирование понимания необходимости заботы о нашей хрупкой планете; потребности и способности к сотрудничеству, взаимопомощи и взаимоконтролю.

Учебные пособия: тексты с заданиями для работы в парах сменного состава; презентация “Protection of the environment” (Приложение 1).

I. The greenhouse effect

1. Выучи слова с переводом:

- warmth - тепло

- roof - крыша

- blanket - покрывало

- invisible - невидимый

- to trap – заворачивать, поглощать

- close - близко

2. Прочитай текст шепотом и скажи, почему происходит парниковый эффект.

A greenhouse?

A greenhouse is a building made of glass, where you can grow flowers and other plants that need a lot of warmth.

How it works

The sun shines in through the glass and warms the greenhouse, and the roof and walls the heat from getting out.

Our Greenhouse

The Earth is surrounded by a blanket of invisible gases (with names like carbon dioxide) that act just like a greenhouse. The sun shines in, and the blanket of gases traps the heat like a roof, keeping it close to the planet. That’s good – we can’t live without warmth.

What’s going on

Factories, electric power plants, and cars are making a lot of new gases. Even trees when they are cut down, give off the gases! These new gases are raping more and more of the sun’s heat. This is called the greenhouse effect, or global warming.

What can happen

If the earth’s temperature gets hotter by just a few degrees, it could change the weather all over the planet in big ways. Places that are warm would become too hot to live in, and places that are cold would become warm. The places that grow most of our food could get too hot to grow crops anymore.

Every kid can help stop the greenhouse effect by using less energy, protecting and planting trees, and by recycling so factories don’t need to work as hard making things.

3. Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.

4. Передай содержание текста по-русски.

5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний:

- нужно много тепла

- задерживает жару

- как крыша

- близко к планете

- вырубается

- глобальное потепление

- всего на несколько градусов

- made of glass

- acts just like …

- it could change

6. Найди и выпиши глаголы, обозначающие последовательность образования парникового эффекта.

7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы:

  1. What is a greenhouse?
  2. What keeps the heat from getting out?
  3. What is our planet surrounded by?
  4. How do the gases act?
  5. What is making a lot of gases?
  6. What do we call the global warming?
  7. What can happen if the earth’s temperature gets hotter?

8. Закончи предложения:

  1. A greenhouse is a building … .
  2. The roof and walls keep … .
  3. The blanket of glasses traps…
  4. Factories, electric power plants, cars are making…
  5. New gases are trapping more…
  6. If the earth’s temperature gets hotter…
  7. Places that are warm…

9. Перескажи текст по плану:

  1. How the greenhouse works.
  2. The greenhouse around the Earth.
  3. Trapping the sun’s heat.
  4. What can happen.
  5. Our mission.

10. Попроси членов группы пересказать текст

а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”

б) по очереди “ tell the text one by one. Look at cue №8”

11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.

“Now we’ll have a test: true or false”:

  1. The roof and walls of a greenhouse keep the heat from getting out.
  2. The Earth is surrounded by a blanket of invisible gases.
  3. This blanket traps the heat like a roof.
  4. Factories can’t make a lot of gases.
  5. Cutting down trees gives off the gases.
  6. The Earth’s temperature gets hotter.
  7. Some places become too hot to live.
  8. This process is called the global effect.

12. Tell how we can stop the greenhouse effect.

How else can you help our fragile planet?

II. Acid Rain

1. Выучи слова с переводом:

- to look up – взглянуть

- harmful – вредный

- to burn (burnt) – сжигать

- gasoline – бензин (AE)

- invisible – невидимый

- are released – выбрасываются

- acidic - кислотный

2. Прочитай текст шепотом и скажи, какой вред наносят кислотные дожди.

Up in the sky

When we look up, we see the clouds and the blue sky. But there are other things in the sky that we don’t see. Some of these are harmful to the Earth.

What happens

When power plants burn coal to make electricity, and when cars burn gasoline, invisible gases are released into the air. Some of these gases can mix with water and make it acidic, like lemon juice or vinegar.

What can happen

Sometimes the gases get into rain clouds, where they get mixed in with rain or snow. Then the acid falls back to earth with the rain or snow. This is called acid rain.

Bad news

Acid rain is extremely harmful to plants, rivers and lakes, and the creatures that live in them. In some places it is killing forests. And it pollutes the water that animals and people need to drink.

Our mission

It’s very important for us to stop making acid rain. One good way to do it to drive our car less. Another good way is to save energy. The less energy we use, the less coal those power plants will have to burn.

You and your family can save energy in lots of ways. Saving energy means saving the Earth.

3. Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.

4. Передай содержание текста по-русски.

5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний:

- когда мы посмотрим вверх

- мы не видим

- как лимонный сок

- кислотный дождь

- меньше ездить на машине

- придется сжигать

- invisible gases

- get mixed in with rain

- is killing forest

- to save energy

6. Прочитай текст внимательно ещё раз, найди в нем ответы на вопросы и прочти их вслух:

  1. What ca and can’t we see when we look up?
  2. How are invisible gases released into the air?
  3. What makes gases acidic?
  4. What is called acid rain?
  5. Why is acid rain so harmful?
  6. How can we stop making acid rain?

7. Закончи предложения:

  1. When we look up…
  2. When power plants burn coal…
  3. Some of the gases can be mixed with…
  4. Sometimes the gases get into…
  5. Acid rain is extremely harmful to earth…
  6. It’s very important for us…
  7. One of the good way to do…
  8. Another good way is…
  9. The less energy we use…

8. Перескажи текст по плану:

  1. Up in the sky.
  2. What happens.
  3. What can happen.
  4. Bad news.
  5. Our mission.

9. Попроси членов группы пересказать текст

а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”

б) по очереди “ tell the text one by one. Look at cue №7”

10. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.

“Now we’ll have a test: true or false”:

  1. When we look up we don’t see harmful things.
  2. Power plants burn coal to make electricity.
  3. Invisible gases are not released into the air.
  4. Gases can be mixed with water and make it acidic.
  5. Gases cannot get mixed with rain or snow.
  6. The acid falls back to earth.
  7. Acid rain is harmful for people not for plants and rivers.
  8. Our mission is to stop making acid rain.

11. Tell how you and your family can stop making acid rain.

How else can you help our fragile planet?

III. The Ozone Hole

1. Выучи слова с переводом:

- to breathe – дышать

- layer – слой

- ray – луч

- to harm – наносить вред

- to damage – повреждать

- to float up – возноситься

- are concerned - обеспокоены

2. Прочитай текст шепотом и скажи, почему важен озоновый слой.

The ozone layer

Up in the sky, above the air we breathe, there’s a layer of gas called ozone. It helps us by blocking out rays from the sun that can harm our skin, and by letting the rays that are good for us come through. We’re lucky to have the ozone to protect us!

What’s happening

Now the ozone layer is being damaged by gases that people have made. The gases are called CFCs, and halons. They are used in refrigerators, fire extinguishers, air conditioners, plastic foam, and some other things.

How it happens

The CFCs float up to the top of the atmosphere, where the layer of ozone is, and “eat up” the ozone.

Our mission

Scientists are very concerned about the ozone layer, because a lot of it has gone away in just a few years. So it’s very important that we learn to do something about it.

We can all help to stop the ozone layer from disappearing!

3. Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.

4. Передай содержание текста по-русски.

5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний:

- воздух, которым мы дышим

- задерживает лучи

- огнетушители

- пластиковая пена

- “поглощает” озон

- a layer of gas

- harm our skin

- is being damaged by gases

- the top of the atmosphere

6. Найди и выпиши глаголы для описания последовательности разрушения озонового слоя.

7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы:

  1. Where is the ozone layer?
  2. How does it help us?
  3. What damages the ozone layer?
  4. The gases “eat up” the ozone, don’t they?
  5. Why are scientists concerned about the ozone layer?

8. Закончи предложения:

  1. Above the air we breathe, there is a….
  2. It helps us by blocking out rays from…
  3. The ozone layer is damaged by…
  4. The gases float up to the top of the atmosphere and…
  5. A lot of layer has gone away, that’s why scientist…

9. Перескажи текст по плану:

  1. The ozone layer.
  2. The role of this layer.
  3. The damage of the layer.
  4. How it happens.
  5. Our mission.

10. Попроси членов группы пересказать текст

а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”

б) по очереди “ tell the text one by one. Look at cue №7”

11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.

“Now we’ll have a test: true or false”:

  1. The ozone layer is above the air we breathe.
  2. It helps us by blocking out rays from the sun.
  3. The ozone rays can harm our skin.
  4. The ozone layer can’t protect us.
  5. Now this layer is damaged.
  6. The air conditioners don’t damage the ozone layer.
  7. A lot of ozone layer has gone away in a few years.

12. Tell how we can we protect the ozone layer.

How else can you help our fragile planet?

IV. Too Much Garbage

1. Выучи слова с переводом:

- garbage – мусор

- to throw away – выбрасывать

- truck – грузовик

- is emptied – опустошается

- dump = landfill – свалка

- to bury - закапывать

- amount – количество

- to recycle = to reuse – перерабатывать

- room – место

- to wrap – заворачивать

2. Прочитай текст шепотом и узнай, как можно перерабатывать мусорные отходы.

Garbage away!

When you throw something away, it goes in a garbage can. Once a week the garbage truck comes and the can is empted, and that’s the last you see of it. But what do you think happens to the garbage then? Does it just disappear? No way!

What happens

Almost all garbage is taken to a garbage dump, or landfill, where the garbage truck empties it onto the ground. After the truck leaves, a big tractor comes along and pushes dirt on top of the garbage. So, most of our garbage is just buried.

The big mess

Now we are making so much garbage that in many places, there is not enough room to bury it all.

Our mission

We have to act fast and cut down the amount of garbage. Can we do it? You bet!

Here is how

We can recycle (which means re-using materials instead of throwing them away) and precycle (which means not buying things that can’t be re-used, like plastic wrapping and other packing.) If we recycle and precycle we will produce a lot less garbage, and help keep our planet green!

Recycling and precycling projects can be lots of fun. To find out more about what you can do, be a Papersaver.

1. Выучи слова с переводом:

- garbage – мусор

- to throw away – выбрасывать

- truck – грузовик

- is emptied – опустошается

- dump = landfill – свалка

- to bury - закапывать

- amount –количество

- to recycle = to reuse – перерабатывать

- room – место

- to wrap – заворачивать

2. Прочитай текст шепотом.

3. Выпиши и переведи незнакомые для тебя слова и словосочетания.

4. Передай содержание текста по-русски.

5. Найди эквиваленты слов и словосочетаний:

- выбрасывать ч-л

- бак опустошается

- мусорная свалка

- сокращать количество мусора

- перерабатывать материалы

- goes in a garbage can

- can’t be reused

6. Найди и выпиши глаголы, обозначающие последовательность действий.

7. Найди и прочти вслух ответы на вопросы:

  1. Where is the garbage thrown?
  2. How is it buried?
  3. There is not enough room to bury the garbage, is there?
  4. What can we do with some materials?
  5. What is precycling?
  6. What will help us to produce a lot less garbage?

8. Закончи предложения:

  • When we throw something away, it goes…
  • The garbage is taken to a…
  • We are making so much garbage, that…
  • We can recycle materials instead of…
  • We should not buy things that…
  • We shall produce a lot less garbage if…

9. Перескажи текст по плану:

  1. What goes to a garbage can.
  2. A garbage dump or landfill.
  3. No room to bury garbage.
  4. Recycling and precycling.
  5. Our mission.

10. Попроси членов группы пересказать текст

а) вместе с тобой “ say it sentence by sentence together with me”

б) по очереди “ tell the text one by one. Look at cue №8”

11. После пересказа проверь, как члены группы поняли текст.

“Now we’ll have a test: true or false”:

  1. Almost all the garbage is taken to a landfill.
  2. Very little garbage is buried.
  3. There is enough room to bury the garbage.
  4. We have to cut down the amount of the garbage.
  5. We can’t reuse the materials.
  6. We shouldn’t buy things that can’t be reused.
  7. Our mission is to produce less garbage.

12. Tell how we can produce a lot less garbage.

How else can you help our fragile planet?

Литература:

  1. “Английский язык”. Приложение к газете “Первое сентября” № 17 – 1994.
  2. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного высказывания // Иностранные языки в школе. № 1 – 2001 - С. 61

Для контроля: см. Приложение 1 (презентация)