Проект "Пути повышения качества образования через использование вариативных программ" ("Начальная школа XXI века")

Разделы: Администрирование школы


Информация о начальной школе.

1. На начало 2006-2007 учебного года общее количество учащихся начальных классов - 220 ч.

2. Количество классов комплектов на I ступени обучения - 11

3. Средняя наполняемость классов – 20 ч.

4. В начальных классах всего работников педагогических - 11

из них:

по образованию:

  • высшее - 7
  • ср. специальное – 4

по квалификации:

  • высшая - 9
  • I категория - 2

Стаж работы учителей:

стаж работы количество учителей
2006-2007 уч. г.
5-15 лет 3
15-20 лет 2
более 20 лет 6

Курсовая переподготовка пройдена всеми учителями в 2004г. “Обновление содержания начального образования в условиях модернизации общего образования и современные технологии развития личности”.

5. Учебно-материальная база.

  • учебные классы - 6
  • спортивный зал
  • спортивная площадка
  • корт

6. Открыта группа кратковременного пребывания - 20 человек

7. Школа работает в 2 смены

I смена 1, 3 классы – 105 человек (Программа “Начальная школа XXI века”)

II смена 2, 4 классы - 115 человек (Программа “Школа России”)

8. Подвоз детей в школу осуществляется 2 автобусами

д. Глубокое – 5ч.

д. Гагарино – 10ч.

по Бердюжью- 58ч.

9. Результаты медицинского осмотра

Учебный год Всего учащихся Основная группа Подготовительная группа Группа кор.гимнастики Специальная группа Освобождены
2005-2006 216 203 (94%) 5 (2%) 61 (28%) 5 (2%) 3 (1,3%)
2006-2007 220 204 (93%) 5 (2%) 58 (26%) 5 (2%) 6 (2,7%)

Сведения об учителях, организующих обучение в начальной школе МОУ СОШ с.Бердюжьяв 2007-2008 уч.г.

№ п/п Ф.И.О. Дата рождения Образование Курсы Награды Категория Стаж работы Методический комплект (год работы по данному комплекту)
1. Сысолятина

Надежда Тимофеевна

12.02.1959 Высшее, Ишимский педагогический институт, 1983, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Департамента Администрации Тюм.области 14, Высшая, 2004 35/17 “Начальная школа XXI века”

(2-ой год)

2. Кривогузова

Валентина Алексеевна

15.06.1963 Высшее, Ишимский педагогический институт,1988г, Учитель начальныцх классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Почетный работник народного образования 14, Высшая, 1940 25 “Начальная школа XXI века”

(2-ой год)

3. Ситникова

Зинаида Андреевна

12.08.1961 Высшее, Ишимский педагогический институт, 1992г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Департамента Администрации Тюм.области 14, Высшая, 2004 25 “Начальная школа XXI века”

(1-ый год)

4. Семибратова

Любовь Николаевна

01.01.1958 Высшее, Ишимский педагогический институт, 1988г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Министерства образования РФ 14, Высшая, 2003 25 “Начальная школа XXI века”

(1-ый год)

5. Филиппова

Елена Владимировна

20.12.1970 Высшее, Ишимский педагогический институт, 1992г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Комитета по образованию МО Бердюжский район 14, Высшая, 2004 15 “Начальная школа XXI века”

(4-ый год)

6. Глазкова

Марина Ильинична

06.10.1972 Среднее специальное педагогическое, Тюменское педагогическое училище, 1992г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Главы Администрации ОМО Бердюжский район 13, Первая, 2006 15 “Начальная школа XXI века”

(4-ый год)

7. Москвина

Галина Николаевна

30.04.1981 Высшее, Ишимский педагогический институт, 2005г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2005   10

2004

7 “Школа России”

(1-ый год)

8. Пилясова

Нина Прохоровна

20.02.1963 Высшее, Ишимский педагогический институт,1988г, Учитель русского языка и литературы ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Департамента Администрации Тюм.области 14, Высшая, 2006 25 “Школа России”

(25-ый год)

9. Кувыкина Светлана Дмитриевна 26.12.1959 Среднее специальное педагогическое, Голышмановское педагогическое училище, 1979г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Департамента Администрации Тюм.области 14, Высшая, 2004 21 “Школа России”

(21-ый год)

10. Злобина

Надежда Алексеевна

04.09.1961 Среднее специальное педагогическое, Голышмановское педагогическое училище, 1980г, Учитель начальных классов ТОГИРРО, Тюмень, 2004 Грамота Главы Администрации ОМО Бердюжский район 14,Высшая, 2006 25 “Начальная школа XXI века”

(2-ой год)

11. Чичигина Ольга Владимировна 19.12.1971 Высшее, Ишимский педагогический институт, 2006г, Учитель начальных классов     13, Первая, 2004 11 “Начальная школа XXI века”

(1-ый год)

Актуальность проблемы.

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

В последние годы стала актуальной проблема качества образования, вызванная возрастанием требований учащихся и их родителей к результатам образования. Проанализировав результаты учебной деятельности, было замечено, что качественная успеваемость в начальной школе снижается.
Результаты учебной деятельности:

Учебный год Класс Общая успеваемость Качественная успеваемость
2005-2006 100 55
100 52
100 44
100 65
100 52
100 69
100 57
100 72
итого   100 56
2006-2007 100 60
100 58
100 73
100 52
100 48
100 42
100 63
100 42
итого   100 54

Анализ посещенных уроков показал, что у учителей, работающих по традиционной системе обучения, слабо реализуются задачи развития учащихся. Учитель часто остается транслятором знаний, много внимания уделяет объяснению материала, больше времени тратит на организацию репродуктивной деятельности учащихся в условиях комбинированного урока и фронтальных вопросно-ответных форм деятельности учащихся.

Посещая уроки учителей, работающих по УМК “Начальная школа ХХI века”, значительно больше отмечается особенность рассуждений, аргументов, т.е. педагоги начинают осознавать, как формируется рефлексивное понимание. Учителя больше внимания уделяют формированию умений учебной деятельности через организацию самостоятельной, поисковой работы, построение продуктивного диалога на уроке. Стало очевидным, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний и умений, изживает себя. Поэтому школа должна работать в режиме развития, в ней должны апробироваться новые педагогические системы и технологии и было решено постепенно перейти на новый УМК.

Начав работу по новому учебно-методическому комплекту “Начальная школа ХХI века”, было выявлено, что в нем реализуются следующие цели:

- обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Активно работая по этой программе, есть надежда, что качество обучения будет выше.

В качестве базовых целей начального образования в нашей школе были приняты следующие:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

- формирование у младших школьников желания и умения учиться

Для достижения целей требуется выполнение следующих основных задач:

1. Создать условия для перехода на учебно-методический комплект “Начальная школа ХХI века”, подготовить условия адаптации к новой системе у детей и родителей:

- обеспеченность учебниками, методическими пособиями

- повышение педагогического мастерства педагогов через курсовую переподготовку

2. Повысить качество образования учащихся начальной школы:

- качество результатов (качество знаний, умений; качество владения опытом творческой деятельностью; качество воспитанности; качество развития личности)

- качество образовательного процесса (качество содержания образовательного процесса, качество преподавания)

- качество условий (качество управления образовательным процессом, качество научно-методической работы, качество педагогических кадров, качество стимулирования педагогического труда, качество материально-финансового обеспечения.

Изменение учебного плана начальная ступень образования

Переход на новый базисный учебный план, предусматривающий раннее изучение иностранных языков (английского) со второго класса, раннее изучение информатики с 3-4 класса; продолжение обучения по учебно-методическому комплексу “Начальная школа ХХI века”

Направления деятельности по повышению качества образования

- Образовательная деятельность.

- Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Пути реализации проекта по повышению качества образования

I. Образовательная деятельность.

1. Повышение квалификации учителей школы

- курсы в ТОГИРРО

- совершенствование и корректировка собственных методов обучения

- обмен опытом

- взаимопосещение уроков

2. Мониторинг отслеживания результатов обучения:

- качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие стандарту;

- степень развития основных качеств умственной деятельности (наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать, связно излагать свои мысли);

- уровень развития познавательной активности;

- уровень самостоятельности и самоанализа.

3. Обеспечение преемственных связей с дошкольными учреждениями:

- Корректировка плана совместной работы школы и детских садов.

- Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

- Определить возможное адаптированное применение “школьных” методов и приемов на занятиях в детском саду.

4. Работа с родителями

- составление социального паспорта семьи

- проведение родительских собраний

- открытые мероприятия и уроки

5. Работа МО

II. Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

1. Охрана здоровья учащихся:

- Биологическое развитие (общее состояние здоровья, физическая работоспособность);

- Распределение по группам здоровья

- Занятия в спортивных секциях и кружках

- Внеурочные занятия учащихся

- Мониторинг состояния здоровья учащихся

- Организация занятий специальных медицинских групп (кор. гимн.)

- Организация обучения на дому

Ожидаемый результат.

- сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

- комфортность школьной среды, положительного психологического самочувствия воспитанников, их родителей, педагогов и позитивного отношения к школе

Документы лежащие в основе разработки проекта.

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации “Об образовании” (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);

- Закон Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

- “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – СанПиН 2.4.2.1178-02).

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. №2021/11-13

- Федеральная программа развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);

Сроки реализации проекта.

2007 – 2009 г

Этапы реализации проекта.

Этапы Деятельность
I – проектно-мобилизационный

(2007г)

  • Разработка проектного замысла, ознакомление с его идеями педагогов, учащихся, родителей.
  • Подготовка педагогических кадров.
  • Разработка диагностик.
  • Определение критериев, показателей, методов и приемов для повышения качества образования через вариативность образовательных программ.
II – внедренческий

(2007-2009г.)

  • Реализация программы совместных действий по повышению качества образования.
  • Апробация годового цикла дел, направленных на повышение качества образования.
  • Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих повышению качества образования.
  • Организация мониторинга повышения качества образования.
  • Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения.
III рефлексивно-обобщающий

(2009г.)

  • Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей и результатов деятельности по повышению качества образования.
  • Определение перспектив дальнейшего повышения качества образования.