ЦЕЛИ:
- познакомить детей с органами чувств и переживаниями того, о чем они нам рассказывают;
- рассказать о том, как воспринимают окружающий мир представители фауны;
- формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Зрение:
- Фигуры – разного цвета и размера, формы (Рисунок 1).
- Стрелочки и кружочки каждому ребенку (Рисунок 2).
- Две полоски бумаги каждому.
- Картинка “ваза – лица” (Рисунок 3).
2.Слух.
- Запись звуков: Шелест моря, гром, дождь, щебет птиц, ржание лошади, звон колоколов, кукушка.
- Сказочная музыка.
- Магнитофон
На доске таблички: очень громкая музыка, тишина, спокойная грамотная речь, попадание в уши воды, резкие звуки, негромкая приятная музыка.
3. Слова: наши органы чувств.
- Иллюзия
- Обоняние
- Зрение
- Осязание
- Слух
(Все рисунки на ходятся в приложениях. архив. zip)
ТАБЛИЦЫ:
“Береги зрение и слух с детства” (Рисунок 4)
“Нельзя нюхать и пробовать незнакомые вещества!” (Рисунок 5)
“Сильно пахнущие вещества опасны для здоровья”. (Рисунок 6)
- Картинки – носы животных. (Приложение 1)
- Тактильные дощечки.
- Опыты.
- Большая картинка с животными. (Приложение 2)
- Каждому листок – Д/з – с одной стороны, фигуры с другой стороны. Основные моменты урока и памятка по зрению. (Приложение 3)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Глазки, ручки, а тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Навострили ушки на своей макушке?
2. Сообщение темы урока.
Вот глазки, ручки, ушки, носики – они очень пригодятся на нашем уроке. Почему? Скоро узнаете.
3. Интрига урока.
(Музыка. Чтение отрывка Урсула Ле Гуин. “Волшебник Земноморья”.)
“…Гед ждал этой встречи с Драконом. Его сердце затрепетало радостью: ведь он впервые в жизни увидел существо, которое для его народа было легендой. И с этой легендой ему сейчас предстояло сразиться.
Предстоящая битва обещала быть ЖАРКОЙ, потому что дракон был стар и искусен в магии. В этом Гед убедился тотчас же.
В одно мгновение небо почернело. Глухая ТЕМНОТА окутала героя. Геду даже показалось, что он ослеп. В это время Дракон спустился с неба, БЕСШУМНО скользя между струями воздуха.
Тьма скрывала Дракона от глаз Геда. О, как осторожен был Дракон! Расправив радужные перепончатые крылья, он падал неслышно, коварно. Но он забыл, что от его стального тела, покрытого бронёй из твердых алмазов, исходит такой НЕСТЕРПИМЫЙ ЖАР, что его люди чувствуют за десятки шагов.
Горячий ветер обжег Геда, и он вовремя успел обернуться и взмахнуть мечом. Дракон взмыл в небо. “Проклятье!” - подумал он, - “от меня ПАХНЕТ РАСПЛАВЛЕННЫМ ЖЕЛЕЗОМ. Это меня и выдает…”
Как вы уже догадались, Гед жил не в обычном мире, а в сказочной стране. Но и в этом сказочном мире человек подвержен болезням и опасностям. Одно из самых больших несчастий для человека – лишиться органов чувств.
4. Новый материал:
Что это такое – органы чувств? Это то, благодаря чему мы узнаем, что происходит в мире. Иначе говоря, это наши помощники в восприятии мира.
Это тема нашего урока. Запишите.
Орган зрения – ГЛАЗА (таблички прикреплены на доске и закрыты цветной бумагой, по ходу урока открываю).
Дракон напустил на героя мрак. Это лишило Геда возможности видеть.
Способность человека видеть окружающий мир называется ЗРЕНИЕМ.
Человек видит не всем телом, а только…
ГЛАЗА - орган зрения, который помогает узнавать о происходящих в мире событиях днем или при искусственном освещении. Однако, в темноте глаза – плохие помощники.
Плохо без глаз, но бывает, что и без них жить можно. В темных глубоких пещерах живут совсем безглазые жуки, раки и рыбы.
А это о ком?
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
Да, у крота хоть и есть глаза, но видит он ими очень плохо. Да и чего ему под землей разглядывать, где всегда темным-темно!
Некоторые люди и животные, например: кашалоты, совы, собаки видят все вокруг не цветным, а черно-белым. А вот черепаха видит все только зеленым. Лягушкины глаза видят только то, что движется. Коршун с громадной высоты разглядит на земле маленького цыпленка. А по глазам иного человека можно сразу узнать правду он говорит или нет. А что мы, люди, различаем глазами? (Форма, цвет, размер, возраст, пол человека).
Практическое задание.
- Найдите линии одинаковой длины и обведите их синим карандашом (рис. 1).
- Найдите одинаковые кружки в обеих группах и закрасьте их зеленым карандашом.
- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите (рис. 3).
Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией. (Запись в тетради.)
При плохом освещении глаза устают быстрее. Чтобы зрение не портилось, можно делать специальные упражнения для глаз.
Они очень простые:
- Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
- Не двигая головой, посмотри вверх, вниз, вправо, влево.
- Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Получилось? Тогда медленно верните руку в исходное положение.
ЗАПОМНИТЕ! Берегите зрение и слух с детства! (Написано на доске).
Орган слуха - УШИ (открываю).
Способность слышать люди назвали слух. Оказывается, слышать можно не только ушами, но и усами, как моль, животом, как саранча, и даже всем телом, как рыбы. У всех животных прекрасных слух, но вот у морской медузы он особенный. Своим “ухом” она за 15 часов слышит приближение бури.
Послушайте и угадайте звуки. (Шелест моря, гроза, соловей, стук колес поезда, гудок теплохода, музыка). Запишите, что слышите в тетради. Проверка.
Но и уши не могли помочь Геду в борьбе с драконом. Почему? (“Дракон спустился БЕСШУМНО…”)
ОСЯЗАНИЕ.
А что помогло Геду почувствовать, что Дракон рядом? Конечно это – ОСЯЗАНИЕ – свойство кожи человека чувствовать тепло, холод, различать шершавую и гладкую поверхность. Самая чувствительная область на теле человека это – кожа на кончиках пальцев.
ИГРА “ТАКТИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ”
Предлагаю детям с закрытыми глазами потрогать дощечки с разными поверхностями (меховая, наждачная, капли воска, гладкая, зеркальная, деревянная и т. д.)
“Потрогайте и скажите, что это вам напоминает”.
ОБОНЯНИЕ
А что подумал Дракон о причине своей неудачи? “…от меня ПАХНЕТ РАСПЛАВЛЕННЫМ ЖЕЛЕЗОМ. Это меня и выдает…”
Каким органом мы воспринимаем запахи? НОС – это еще один орган чувств. Свойства носа ощущать запахи называется ОБОНЯНИЕМ. В жизни человека обоняние играет гораздо меньшую роль, чем в жизни животных. Например, собака прекрасно идет по следу, который для нас с вами кажется невидимым.
А какой особенностью обладают носы других животных?
Мини-сообщения детей (Показывая картинку, читают.) Приложение 1.
ДЯТЕЛ – носом-клювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых.
РЫБА-МЕЧ – своим страшным носом протыкает рыб.
СВИНЬЯ – своим носом, как экскаватором, роет землю, отыскивая корешки.
ПОПУГАЙ – цепляясь своим клювом-крючком, лазает по веткам.
СЛОН – нос у слона – хобот – это и рука, и нос, и душ в жаркую погоду.
БАБОЧКИ – чувствуют запах своих приятельниц за пять километров.
МУРАВЬИ – по запаху могут определить своего детеныша среди тысячи чужих.
Мы тоже чувствуем запахи и понимаем, какой приятный, а какой нет. Но некоторые опасные вещества не пахнут, например, газ, который горит в наших плитах. В него специально добавляют пахучие вещества, чтобы можно было почувствовать опасность.
ЗАПОМНИТЕ!
Нельзя нюхать и пробовать незнакомые вещества!
Сильно пахнущие вещества опасны для здоровья! (Написано на доске.)
ЯЗЫК – орган вкуса
ОПЫТЫ.
- Закрой глаза и попробуй по - очереди (кусочек яблока и лука. Определи, что попробовал первым. Легко ли было определить?
- Съешь кусочек сладкого яблока, потом конфету и опять кусочек яблока. Одинакового ли вкуса было яблоко?
- Сделай по глотку из трех стаканов (чистая кипяченая вода, соленая, чистая кипяченая вода). Какой вкус воды в третьем стакане?
Итак, ЯЗЫК – орган вкуса. Кожа на языке такая нежная, что для её сохранности нужны специальные условия. Поэтому он хранится во рту. Вот почему нужно следить за тем, чтобы рот был закрыт, если нет на то необходимости. Пища человека – сложная и хитроумная. Её готовят специальными способами, греют, прокручивают в мясорубке, изменяют особыми добавками-приправами. Отбирают только качественные продукты для приготовления. Кошка легко распознает испорченную колбасу или сметану и не станет есть. Эту способность своего любимца можно использовать.
Вот, пожалуй, и все органы чувств. Назовите их еще раз.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Приложение 3)
Постарайтесь припомнить самые замечательные переживания, которые стали возможными благодаря какому-то из органов чувств.
Дома запишите то, что вызвало это переживание в соответствующий лепесток цветка на рисунке.
6. ИТОГ УРОКА.
На доске картина с животными. (Приложение 2)
Задание:
- прикрепить красную фишку к тому животному, которое видит лучше человека;
- синюю – к тому, кто лучше слышит;
- зеленую – к тому, кто лучше чувствует;
- желтую – к тому, кто лучше распознает вкус еды;
- черную – к тому, чья кожа сообщает животному больше, чем человеческая.
А вот прощальные слова:
Урок заканчивать пора.
И я надеюсь, что теперь
Вы стали чуточку умней.
Узнали много истин
И много всяких всячин.
И если всё запомнили,
Не зря ваш день потрачен!