Цели:
- дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике;
- содействовать развитию художественного вкуса, чувство композиции, наблюдательности, верной передачи особенностей натуры;
- активизировать творческое воображение;
- развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям;
- помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве;
- закрепить знания о композиции, равновесии в композиции;
- формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления;
- воспитать интерес любовь к искусству.
Оборудование:
- альбом,
- карандаш,
- ластик,
- кисти,
- акварель,
- баночка под воду,
- ветошь для кистей.
Зрительный ряд:
Репродукции картин: Леонардо да Винчи “Мадонна в гроте” <Рисунок0>, “Тайная вечеря” <Рисунок1>, Виктор Васнецов “Богатыри” <Рисунок2>, Рафаэль “Сикстинская мадонна” <Рисунок3>, Н. Пуссен “Аркадские пастухи” <Рисунок18>, западный фронтон храма Зевса в Олимпии многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Апполона” <Рисунок4>, <Рисунок04>, росписи ваз <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.
Рисунки: бабочка <Рисунок5>, олень с ветвистыми рогами <Рисунок6>, лебеди <Рисунок7>, аллея осеннего парка <Рисунок8>, снежинки <Рисунок13>, фигура человека.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Основная часть урока
Беседа о “симметрии-асимметрии”
- Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляются в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями.
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
<Рисунок 07>
<Рисунок 8>
<Рисунок 08>
Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.
- Принцип симметрии может сохраняться и при незначительных отклонениях одной из сторон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей /линий, пятен/, изменении насыщенности элементов картины. В природе случаи идеальной геометрической симметрии практически единичны, что нельзя сказать о творениях человеческих рук: произведениях искусства, архитектуре, технике, предметах быта, так называемой второй природе.
- Законам симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.
<Рисунок 04>
<Рисунок 4>
<Рисунок 9>
<Рисунок 10>
<Рисунок 11>
<Рисунок 12>
- Скажите, что такое композиция?
- Композиция /от лат./ - составление, соединение, различных частей в единое целое с какой-либо идеей.
- Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова.
<Рисунок 0>
<Рисунок 1>
<Рисунок 3>
<Рисунок 2>
Если симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.
- В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. <Рисунок 7>
Симметрия в искусстве усвоена на реальной действительности изобилующей симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры человека, бабочки, снежинки и т.д.
<Рисунок 5>
<Рисунок 13>
<Рисунок 013>
- В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
Используя закон симметрии, попробуем передать в эскизах состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.
- Но главная задача – сохранить равновесие путем подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определениях пропорциях по форме, тону, цвету.
- При составлении соблюдайте одно условие: элементы композиции расположить ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.
Тогда получим работу, в которой, кроме симметрии, выражено состояние статики.
Симметричные композиции – статичные /устойчивые/, левая и правая половина уравновешены.
<Рисунок 2>
<Рисунок 18>
- Теперь незаметно подошли к другому закону – статике.
- Статика – это покой, устойчивость.
- Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт.
- Если формы, линий устремлены в одном направлении, то зрительно создается как бы “движение” нарисованной фигуры.
- Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.
Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре.
<Рисунок 15>
<Рисунок 16>
- Динамика – это движение.
- Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.
<Рисунок 17>
<Рисунок 19>
- Завершая урок, выполним ряд несложных заданий, в которых по средством статики и динамики выразим различные состояния в мире природы и жизни человека.
Композиции можно взять из двух – пяти фигур, на сюжеты, подсказанные натурой, и условно выраженных силуэтом насекомых, птиц, животных с добавлением трав, цветов.
1. Не срисовывать с вещей, созданных художниками.
2. Полагать на свой неповторимый эмоциональный опыт и фантазию.
Итог: Коллективный анализ работ отмечаются разнообразие и выразительность сюжетов, рассказывают, правильно ли составили композицию.
Отвечают на вопросы:
- Что такое статика и динамика?
- С какими произведениями искусства познакомились?
- В каких произведениях искусства можно встретить статику, а в каких динамику?
Домашнее задание: выполнить композицию, соблюдая симметрию и асимметрию сказку “О царе Салтане”, “Три девицы под окном”. Одно условие не срисовывать.