В горнице сидит хозяйка (звучит русская народная мелодия). Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, здороваются и делают ей низкий поклон.
- Здравствуй, хозяйка, встречай гостей!
Хозяйка:
- Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, игрушки делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Ведущая:
- Да, мы пришли специально помочь. Правда, ребята? Давайте тогда приниматься за работу. Делу время, а потехе час.
Звучит русская народная мелодия, и дети проходят в свои “мастерские”, садятся за столы, начинают работу (5-7 мин.)
Ведущая:
- Не будет скуки, когда заняты руки.
Дети:
- Без труда не вынуть рыбку из пруда.
Ведущая:
- Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера. Что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?
“Ели спят у большака
В инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Всё игрушки не простые
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право”.
Дети:
(Показывая свои изделия, рассказывают стихи).
“Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!”“Посмотри, как хороша эта девица-душа!
Щёчки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт!”
“Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток
На груди – цветок”.
Ведущая:
- А вот и хохломские мастера.
“Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица
Золотая хохлома.
И богата, и красива
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин”.
Ребёнок:
“На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше Хохломы нашей”.
Ведущая:
- Посмотрим, что скажут нам мастера по изготовлению матрёшек.
“Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрёшка”.
Дети:
“Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом”.
“Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”.“Подходите, подходите
На товары поглядите.
Привезли из далека,
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки”
Ведущая:
- А вот и гжельские мастера, давайте послушаем про их изделия.
Дети:
“Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!”
“Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых”.
Ведущая:
- А вот в этой мастерской работают Городецкие мастера. Послушаем, что они расскажут о своём промысле.
Ребёнок:
“Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают”.
Ведущая:
- Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело! Хозяюшка, принимай изделия. (Дети ставят на столы свои работы. Итог детских работ подводит Хозяйка).
Ведущая:
- Солнце разгорается, наша ярмарка открывается!
“Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары.
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!”
Дети исполняют песню “Ярмарка”.
(После исполнения песни садятся на стулья).
Сценка.
Выходят Фома и Ерёма.
Фома: “Здорово, Ерёма!”
Ерёма: “Здорово, Фома!”
Ф.: “Куда путь держишь?”
Е.: “На ярмарку иду!”
Ф.: “На работу так позади всех, а на ярмарку – первый. А кто тебе про ярмарку сказал?”
Е.: “Кума сказала!”
Ф.: “А кума, откуда знает?”
Е.: “Кума всё знает! А ты на ярмарке бывал?”
Ф.: “Бывал!”
Е.: “Велика?”
Ф.: “Не мерил”
Е.: “Сильна?”
Ф.: “Не боролся”
Е.: “Пошли вместе на ярмарку!”
Ф.: “Пошли!”
В исполнении детей звучат частушки.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.Мы игрушки знатные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Ведущая:
- Вдоль ярмарки во конец
Шёл удалый молодец.
Не товар продавать
Себя людям показать!
Звучит русская народная мелодия “Коробейники”. (Входит коробейник).
Коробейник:
“А на ярмарке товары –
Расписные самовары,
Продаются вилы, санки
И конфеты и баранки.
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша
До чего же хороша!”
- Ложки, ложки, расписные ложки! Кто хочет поиграть немножко?
(Раздаёт детям ложки).
Дети играют на ложках и исполняют песню “Светит месяц”.
Ведущая:
“Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась!
Ой, вы, гости дорогие
Люди свойские, простые!Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья,
До свиданья! До свиданья!”
Список литературы:
- А.Клементьев. Народные промыслы. М., 2002 г
- А.В.Кузнецов. “Гжельские узоры”. М., 1987 г.
- Е. Мостокова. “Старинные русские праздники”. М.. 1975 г.
- Энциклопедия “Народные промыслы России”. 1976 г.