Урок-зачет: “Общественный смотр знаний”.
Цель:
- Повторить и обобщить тему, выявить пробелы, рассмотреть нестандартные задачи.
- Развивать и совершенствовать культуру математического труда, математическую речь.
- Воспитывать умение объективно и реально оценивать свои знания. Воспитывать умение работать в незнакомом коллективе.
- Выявить лидера.
Основные требования:
- Отвечать с места, ответ давать в письменном виде на черновике.
- У каждого – карточка учета знаний, в которой по моей команде будете за каждый вид работы ставить оценку (на честность и объективность). Затем листы учета сдаются жюри для проверки объективности.
- Жюри в своей ведомости фиксирует ваши ответы.
- Критерии оценок. “5” – 20 баллов, “4” – 16 баллов, “3” – 12 баллов.
План и ход урока
1. Работа по карточкам (у доски). На доске прикреплены карточки размер А-3 с рисунком криволинейной трапеции. К доске вызываются 4-ро учеников для нахождения площади криволинейной трапеции по готовым чертежом.
2. Фронтальный опрос. (пока у доски 4 учащихся решают; весь класс устно работает по вопросам). Ответ на вопросы записывается на черновик и показывается учителю, затем кем-нибудь проговаривается вслух.
ВОПРОСЫ
(для мобильности опроса формулы функций демонстрируются на карточках А-4)
а) Назвать первообразные следующих функций:
1. k – постоянная
3.
4. sin х
5. cos х
6.
7. ах
8.
9. ех
10.
11.
Употребляющееся сейчас название “ опроса “первообразная функция” заменило более ранее “примитивная функция”, которое ввел Лангранж (1797 г.). Латинское слово primitivus переводится – начальный.
б) Как найти площадь криволинейной трапеции по формуле Ньютона-Лейбница.
в) По рисунку объяснить, как найти Sф
Вольтер о Лейбнице:
Весь мир его узнал по изданным трудам,
Был даже край родной с ним вынужден считаться,
Уроки мудрости давал он мудрецами,
Он был мудрее их: умел он сомневаться
И мы давайте подвергнем сомнению правильности решения ребят у доски (можно заработать дополнительные очки).
- Найти ошибки.
- Дать названия кривых.
- Каким замечательным свойством обладает функция у = ех график пересекает ОУ под углом 45 0 и как называется число е (Неперово число в честь Джона Непера (1550 – 1617) – шотландский любитель математики, е – не может быть корнем никакого алгебраического уравнения.
- Как найти первообразную сложной функции?
3. Тестовый опрос. (1 – 2 вариант) 7 мин. (смотрите приложение 1)
Каждый ученик получает тесты. После выполнения работы, на доску проецируется код правильных ответов. Учащиеся сами ставят себе оценку, но работы сдают для проверки объективности.
1 2 3 4 5 6 7 1 вариант 2 вариант “5” – 6-7 “4” – 5
“3” – 3-4
4. КСО – групповой опрос (смотрите приложение 2). Класс разбивается на группы по 4 человека (но 2-х учащихся вызывают к доске решать задания повышенной трудности). Каждая группа получает свое задание на особых карточках. Все вывешивается по нахождению площади кривой трапеции выполняются на карточках.
Карточка – 1 “Доверие”
(Учитель проверяет решение у капитана группы, но оценивает себя сами на доверии)
Карточка – 2 “Отвечает представитель”
(Сами выбирают представителя, который отвечает у доски. По этому ответу оценивается вся группа)
Карточка – 3 “Отвечают все и всё”
Вас опрашивает группа №4 - экзаменаторы
Карточка – 4 “Экзаменаторы”
Сдаете свои работы жюри, которое вас оценивает, и опрашиваете и оцениваете группу №3
5. Решение нестандартных задач. (подготовительная работа идет во время КСО – двое ребят должны успеть выполнить вычисления к окончанию работы групп).
Подведение итогов. (пока жюри подводит итоги, учитель сообщает исторические сведения о Лейбнице и Ньютоне, демрнстрируются их портреты).