Цели: учить сравнивать совокупности предметов с помощью знаков “>” и “<” и знака “=”; закрепить состав чисел 2-5, сложение и вычитание с помощью числового отрезка; развивать математические способности, вычислительные навыки, мышление, речь, аналитические способности; воспитывать интерес к математике как науке.
Оборудование: магнитофон, фонограмма движения поезда – вступление к песне “Мой адрес – Советский Союз”, музыка для проведения физкультминутки, таблицы – названия станций, изображение поезда с вагонами, числовой отрезок, картинки-призы для наиболее активных учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Мы будем путешествовать на поезде, останавливаясь на разных станциях и выполняя там различные задания. Тех, кто будет самым активным во время этого путешествия, ждут в конце пути памятные сувениры.
Итак, поезд отправляется. (Звучит фонограмма)
II. Первая станция “Эрудитов”.
- Здесь вы покажете свои знания:
- Счет до 20 и обратно.
- Счет через один от двух до двадцати и назад.
- Отдельно названные учащиеся считают от11 до 18, от 17 до 9.
- Назовите числа, предшествующие числу 10, 15. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите числа, следующие за 5, 11. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите соседей числа 16.
- Потерялось число. Найдите его и объясните его место в натуральном ряду.
На доске: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.
- Что вы можете сказать о числе 5?
- Вспомните, как получить число 5? (4+1, 3+2, 2+3, 1+4)
- Назовите состав чисел 2, 3, 4.
III. Станция “Задачкино”.
Математический диктант.
- Сейчас вы будете решать задачи, а ответы записывать в тетради через запятую.
Два яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке.Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И улегся радом с ним.
Сколько стало щенят?На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (Запишите)На рельсах перегона стояли два вагона.
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Прибавь-ка к двум вагонам три.
И сколько станет – запиши.
- Проверьте, у кого получились ответы, как на этой карточке:
1, 4, 2, 3, 5.
(При проверке используется обратная связь – “светофоры”).
- А теперь отправляемся к следующей станции. (Фонограмма движения поезда).
IV. Станция “Любознательных”.
– Находясь на этой станции, вы познакомитесь с новым материалом.
Ученик читает стихотворение:
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
- Какие математические знаки вы знаете? (+, -, =, )
2. На наборном полотне карточки с цифрами 5 и 4.
- Поставьте знак “=” или “”.
- Можно ли по записи “5 4” сказать, какая часть больше? (меньше?)
- Чем неудобен знак “”? (Он только показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше или меньше).
- Какая же возникает проблема? (Надо ввести новый знак)
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со знаком “больше, меньше”.
Физкультминутка.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Какой месяц? (октябрь)
- Назовите осенние месяцы.
- Вспомните из уроков окружающего мира, какое явление из жизни растений вы наблюдали на экскурсии. (Листопад).
- Представьте себя осенними листиками. (Под музыку выполняется физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки приподнял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.
3. Сравните совокупности:
- Какой знак поставим? (равно)
- Переложим одну фигуру из левого мешка в правый. Что изменилось? (В левом мешке стало фигур меньше). Вместо знака “=” ставится знак “<”.
- Теперь переложим из правого мешка в левый две фигуры. Что скажете? (В левом мешке стало больше фигур). Знак “<” меняется на знак “>”.
- Мы получили новые знаки “>, <”.
- Название знаку дает число, стоящее слева.
- Итак, как называются новые знаки?
- На какое число указывает уголок?
- По какому числу определяем название знака?
- Едем дальше…
V. Станция “Умников и умниц”.
- Вы внимательно слушали новый материал. Теперь покажите, как запомнили.
1. Учебник с. 50 №1.
- Где спрятался знак “>”, а где “<”?
2. № 2 с. 50.
3. № 3 с. 50.
Физкультминутка пальчиковая.
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
И бумажка загорится?!
VI. Станция “Умельцев”.
- Здесь вам предстоит решать примеры.
№ 4 с. 50.
(Проверка на числовом отрезке)
VII. Станция “Конечная”.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что повторяли?
- Что понравилось?
(Награждение наиболее активных учащихся картинками с изображением сказочных героев).