Цели:
- создать условия для развития умений организовать образовательную работу, направленную на формирование общей культуры личности;
- создать условия для саморазвития;
- развивать коммуникативные навыки будущего педагога;
- развивать и поддерживать творческие способности студентов;
- формировать представление об общечеловеческих ценностях.
Оформление кабинета: задрапирована доска, на которой помещен портрет А.С.Пушкина, оформлен эпиграф.
Силою любви к женщине
Сотворена вся красота жизни.М.Горький
На журнальном столике горит свеча в подсвечнике.
Художественное оформление – репродукции портретов адресатов и вдохновительниц А.С. Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконской, Н.Н. Гончаровой, Е.Н. Воронцовой) и композиторов (М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.Кюи).
Романсы исполняются преподавателями музыки, студентами, используются аудиозаписи.
Столы в кабинете расставлены так, чтобы зрителям было удобно слышать и видеть выступающих.
Приглашаются гости, выступающие располагаются за столиками, на которых зажигаются свечи. Появляется хозяйка салона, она приветствует всех собравшихся и объявляет очередное заседание.
Первый ведущий читает эпиграф. (Звучит романс Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”)
Хозяйка салона. Прошли тысячелетия с тех пор, как человечество осознало себя, тайна женского лица, его красота, обаяние и неповторимость оставались загадкой.
И едва ли найдётся мужчина, который не отдал бы дань одному из величайших чудес света – красоте женщины. Красоту женщины воплощали и древние иконописцы, и великолепные художники эпохи Возрождения, и наши современники. А сколько поэтов и композиторов посвятили свои хвалебные гимны женщине!
Эпизод I
1-й ведущий. Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая. Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий. "Позволительно ли быть до того прелестною?" - спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая. Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий. Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая. А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И.И.Козлова на музыку М.И. Глинки.
1-й ведущий. Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1-я ведущая. Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий. Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая. Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я их опять", - вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий. Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь; камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая. Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий. Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А.А. Дельвига. Они подружились, но это был отзвук былого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая. Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте - Беатриче.
Эпизод II
2-я ведущая. Имя Пушкина было свято и для М.И. Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий. Круг знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним - Пушкин!
2-я ведущая. В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)
(Звучит музыка "Вальса-фантазии" М.И. Глинки, посвященного Екатерине Ермолаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа - "Павловский вальс".)
2-й ведущий. 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А.С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении Кити, Катрин, а по-русски - просто Катенька.
2-я ведущая. Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий. Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, - говорил он. - Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая. Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что Катрин больна. Доктора боятся чахотки...
2-й ведущий. Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая. Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий. Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса - совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.
(Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".)
Эпизод III
3-й ведущий. Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая. Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий. Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В.Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."
(Исполняется романс А.С. Даргомыжского "Я вас любил")
4-й ведущий. Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
Эпизод IV
4-я ведущая. Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского.
4-й ведущий. Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры.
4-я ведущая. Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью
4-й ведущий. В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвящённые юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.
(Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла")
4-я ведущая. Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина - Елизавета Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
4-й ведущий. Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
4-я ведущая. А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".
(Исполнение произведения или аудиозапись.)
Эпизод V
Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит …
(Вбегает Вяземский)
Вяземский. Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!
Пушкин. Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.
Вяземский (восторженно). А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.
Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.
Вяземский. А из особняка доносились звуки музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.
(Дамы и кавалеры исполняют вальс)
Пушкин. Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых…. Я шагнул навстречу своей судьбе.
Ведущая. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что прелестное создание составит его счастье.
Пушкин.
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать.
Я говорил, тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты …
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты…..
Натали.
Звезда моя! Свет предречённых дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч, светя, звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь!
(Звучит романс “Гори, гори, моя звезда…”)
Ведущий. И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения.
Пушкин. 16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.
Таня. Позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждёт тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая…. Будешь страдать и писать, а потом дорога тебя ждёт ранняя…. Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной, развеешься!
(Звучит музыка. Исполняется цыганский танец)
Ведущая. Много лет спустя цыганка Таня, вспоминая об этом вечере, рассказала, как поэт, очнувшись от мыслей, попросил её спеть…
Таня. Говорю я ему: “Александр Сергеевич, дай вам Бог…” Только на сердце у меня самой невесело. И думая об этом, запела я Пушкину песню…
(Звучит песня “Ах, матушка, что так в поле пыльно?”)
Таня. А чьи-то кони, чьи-то кони?
Кони Александра Сергеевича……
Пою я, а на сердце грусть-тоска. Как вдруг слышу: зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился и говорит: “Ах, эта песня всё во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!..”
(Цыгане с песнями уходят)
Ведущий. После свадьбы поэт писал другу: “Я женат – и счастлив: одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь…”
Ведущая. Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: “Когда в объятия мои”, “Мадонна”, “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит”
(Звучит стихотворение “Мадонна”)
Заключение
Ведущий. Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образов вокальной лирики.
Ведущая. Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке.
(Звучит романс Г.Свиридова к повести А. Пушкина “Метель”)
Список литературы
- Алтаев А.Л. М.И. Глинка. М., 1955.
- Антология русской и западноевропейской музыки ХП-ХХ вв. (в записи на аудиокассетах). М., 1997.
- Глинка М.И.Альбом. М., 1980.
- Толмачева Н. В. "Я вас любил" (Пушкин и женщины). Омск, 1996.
- Чижова И.Б. "Души волшебное светило...". Л., 1988
- Хопрова Т. и др. Очерки по истории русской музыки 19 века. Л., 1960.
- Шлифштейн С. Даргомыжский. М., 1960.