Методические приемы работы над определением понятий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Определение понятий.

Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий.

Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.

Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некоего понятия, получение прямого ответа на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Явное определение имеют форму совпадения двух понятий. Например: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры. Периметр - это сумма сторон какой-нибудь геометрической фигуры. Неявное определение может быть контекстуальным и остенсивным. Контекстуальное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000?С косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр, вытекает неявное определение этого понятия. Остенсивное определение используется для введения термина путём демонстрации объекта, который этим термином обозначается. Поэтому эти определения ещё называют определениями путём показа. Например, таким способом определяются в начальной школе равенства и неравенства.

Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения.

Определения также бывают реальными и номинальными. Реальное определение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-либо объект, а номинальное раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Например: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры (реальное определение). Слово "термометр" обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры (номинальное определение).

Существует несколько способов определения понятий, но среди них выделяется классический способ определения, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Классический способ определения понятий также часто называют определением через род и вид. Например: Квадрат - это геометрическая фигура (родовое понятие), у которой все стороны равны и углы прямые (видовое отличие).

Правила определения понятий:

1. Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объёмом определяемое понятие.

2. Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объёму меньше определяемого понятия.

3. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

4. Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

5. Определение не должно быть сложным и непонятным.

6. Определение не должно быть отрицательным.

Формирование мыслительных операций.

В настоящее время ни в одном из изучаемых школьных предметов учащиеся не знакомятся с логической структурой определений: они просто заучивают огромное их число. И если ученик что-то забывает в определении, он не может путём логического рассуждения восстановить забытое, т.к. не знает структуры определений, не владеет правилами их построения.

Последовательность логических операций мышления может быть представлена следующим образом:

а) понятие, которому мы должны дать определение, является видовым (В);
б) подробно знакомимся с видовыми отличиями данного понятия (Р);
в) подбираем родовое понятие к данному видовому (А).

Таким образом, формула определения будет выглядеть так: В=А и Р.

Чтобы научиться строить определения, нужно освоить следующие мыслительные операции:

а) отнесение понятия к роду;
б) установление последовательности подчинения понятий;
в) выделение видового отличия;
г) проверка правильности определения.

Примерные задания для формирования данных мыслительных операций:

а) Выпишите слова в нужный столбик таблицы из данного перечня слов: тарелка, пальто, диван, кровать, кастрюля, рубашка, сковорода, блузка, стол.

Мебель Одежда Посуда
     

Подберите к каждому понятию из первого столбика родовое понятие из второго столбика.

Видовые понятия Родовые понятия
Щука Школьные принадлежности
Платье Насекомое
Пенал Растение
Пчела Одежда
Берёза Рыба

б) Заполните 1 и 3 столбики таблицы. Более узкие понятия и более широкие понятия выберите из перечня слов: черника, одежда, коза, ягода, чтение, футбольный мяч, книга, сарафан, игрушка, животное.

Самое узкое понятие Среднее понятие Самое широкое понятие
  Лесная ягода  
  Учебник  
  Домашнее животное  
  Мяч  
  Летняя одежда  

в) Заполните пропуски в предложениях.

Тарелка - это посуда для ________________________.

Окончание - это часть слова _____________________.

Глагол - это часть речи _________________________.

Утюг - это ___________ для _____________________.

г) Правильность определения можно проверить, переставив местами подлежащее и сказуемое в определении. Если при такой перемене предложение остаётся верным, то определение дано правильно.

Например:

1) Жеребёнок - это маленькая лошадка.

2) Жеребёнок - это детёныш лошади.

Переставив местами подлежащее и сказуемое в первом определении, мы получим:

Маленькая лошадка - это жеребёнок. Это определение является неверным, т.к. не всякая маленькая лошадка является жеребёнком. Даже взрослая пони является маленькой лошадкой.
Детёныш лошади - это жеребёнок. Определение остаётся правильным.

Задание: Вставьте в определение нужное слово. Проверьте полученное определение.

Остров - это часть суши, которая ____________________________.

Слова для справок:

1) с трёх сторон омывается водой;

2) со всех сторон омывается водой.

Методические приёмы работы над определением понятий

В начальной школе учащиеся встречаются с большим количеством абстрактных понятий. Чтобы запомнить определения этих понятий, учащиеся должны осознать, понять их смысл. В этом помогут следующие методические приёмы работы над определением понятий:

1. Тема "Уравнение" изучается в 4 классе по учебнику математики Истоминой Н.Б. Учащиеся вполне самостоятельно могут дать определение понятию "уравнение".

x + 35 = 70

45 - x = 20

x : 4 = 80

- Чем похожи эти записи? (Это равенства. В них есть неизвестное число.)

- Эти записи называются уравнением.

- Попробуйте дать определение уравнению. (Уравнение - это равенство, содержащее неизвестное число.)

2. В русском языке для осознания смысла терминов "падеж" и "склонение" необходимо обратиться к их происхождению. Грамматический термин "падеж" является переводом латинского слова casus ("падение") на русский язык. Ещё греческие учёные заметили, что существительные (слова, называющие предметы) имеют свою основную, прямую форму и косвенную. Косвенная форма как бы отклоняется от прямой. Отсюда известный термин "склонение". Слова, употребляются в речи, "падают" той или иной формой. Дать определение термина "склонение" теперь не составит труда.

Склонение - изменение слов по падежам.

Падеж - это грамматическая категория, выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения. Это определение не требуется знать учащимся.

3. Фрагмент урока русского языка в 3 классе по учебнику Репкина В.В. Тема "Предлоги как дополнительное средство выражения падежных значений слова".

  • Проблемная ситуация.

- Составьте предложение, используя только эти слова:

Алла, беседует, Инна

  • Фиксирование проблемы.

- В чём возникла проблема? (Нельзя составить предложение, используя только эти слова).

  • Постановка учебной задачи (детьми с помощью учителя).

- Найти новое слово, чтобы получилось предложение. Выяснить, какую работу выполняет это слово.

  • Открытие нового знания.

- Вставьте новое слово. Какое предложение у вас получилось? (Анна беседует с Инной. Инна беседует с Анной.)

- Как называется слово с ? (Это предлог).

- Какую работу выполняет предлог в предложении? (Связывает слова по смыслу).

- Какое слово изменилось при появлении предлога с? (Инна в 1-ом предложении, Анна во 2-ом).

- Что изменилось в этих словах? (Падеж, окончание. С Инной, с Анной Т.п.)

- Какую работу выполняет предлог ещё? (Выражает падежное значение слова).

- Итак, предлог связывает слова в предложении и выражает падежное значение слова вместе с окончанием. Теперь дадим определение понятию "предлог".

- Предлог - это служебное слово, которое _____________________________________ (учащиеся самостоятельно продолжают).

Предлог - это служебное слово, которое связывает слова в предложении и выражает падежное значение слова вместе с окончанием.

4. В учебнике русского языка для 2 класса Бунеева Р.Н. нет точного определения понятия "приставка". Есть только предложения: Приставка стоит перед корнем. Приставки образуют новые слова. Можно предложить учащимся вставить слова в определение, используя данные предложения.

- Приставка - это часть слова, которая ________________________.

Приставка - это служебная часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. Запомнить лучше определения понятий: "имя существительное", "имя прилагательное", " глагол" учащимся начальной школы помогут следующие опорные таблицы:

Имя существительное

предмет

кто? что?

______ _ _ _ _ _ _ _ _

Имя прилагательное

признак предмета

какой? какая? какое? какие?

__________

Имя Прилагательное

    Глагол

действие предмета

что делать? что сделать? и др.

__________

__________

6. Окружающий мир. 2 класс.

В учебнике Вахрушева А.А. "Наша планета Земля" не точного определения понятия "горы". Даны предложения:

Горы всегда высоко поднимаются над земной поверхностью.

Иногда они бывают островершинными, но иногда имеют и плоские вершины.

Можно предложить учащимся самостоятельно дать определение понятию "горы", используя эти предложения и определение в учебнике понятия "равнины" (Равнины - это ровные или холмистые участки суши с небольшими перепадами высот).

Горы - это участки суши, высоко поднимающиеся над земной поверхностью.

Литература:

  1. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  3. Киргуева Ф.А. Работа над математическими понятиями в начальной школе //Начальная школа. - 2001. - № 6.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: Баласс, 2000.
  5. Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса "Наша планета Земля". В 4-х частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2006.
  6. Русский язык. Математика. В таблицах 1-4 класс. - М.: "Издат-школа 2000".